Выпуск № 53 (128) 2021

Зернова Т.В., Ладыгина В.В., Репкина Ю.Б., Криветченко Е.С. Игра в педагогическом процессе современной дошкольной образовательной организации

В настоящее время одной из самых острых проблем в современной дошкольной педагогике является проблема игры. Всеми специалистами (педагоги, педиатры, нейрофизиологи) разных доказана ценность игры для детского развития. Игре принадлежит фундаментальная, жизненно важная роль в развитии ребенка, поэтому депривация игровой деятельности в детском возрасте разрушительна для нормального развития.
Доказано, что именно игровая деятельность имеет решающее значение для формирования главных новообразований дошкольного детства: произвольного поведения, творческого воображения, самосознания и др. Именно игра является содержанием общения дошкольников, в ней складываются межличностные отношения и коммуникативные способности детей [1].
Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания, и сферой приложения своей фантазии гармонично вписываются три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать – творить.
Игра как важное средство социализации личности ребенка-дошкольника рассматривается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а также право на игру зафиксировано в ст. 31 Конвенции о правах ребенка.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечен один из основных принципов – реализация программы в формах, специфических для детей определенной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка (п. 1.2. (4) ).
В ФГОС ДО отмечено, что содержание образовательных областей определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности – общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка. Также отмечено, какие именно игры организуются в рамках реализации программы: «в раннем возрасте (1 год-3 года) – игры с составными и динамическими игрушками; для детей дошкольного возраста (3 года- 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры (2.7.) [2].
Нами используются различные виды игр по темам:
- дидактические игры (настольные игры, игры с карточками, лото, домино, конструкторы, пазлы);
- развивающие игры (развитие мелкой моторики и координации, первое знакомство с цветом, формой и величиной. Подбери по цвету, закрути крышку, вставь пуговицу, заплети косичку, игры с прищепками, шнуровки, найди пару, сенсорные коврики и уголки, собери бусы);
- игры по математике (посчитай, найди фигуру, определи размер, логические задачи, счетные палочки, геоконт, танграм, головоломки, геометрическое лото, счеты, часы);
- музыкальные игры (музыкальные инструменты, самодельные шумовые инструменты, игры с нотами и звуками, музыкальные уголки);
- творческие игры по ИЗО (декоративно-прикладное творчество, узоры и орнаменты, палитра, игры по рисованию, составь портрет, собери пейзаж);
- книжки своими руками (самодельные книжки-малышки, альбомы, мягкие);
- игры по экологии и ознакомлению с окружающим миром (растения, животные, насекомые, планета земля, погода, космос, вода, песок);
- времена года и календарь (сезоны, месяцы, дни недели, части суток, режим и распорядок дня);
- макеты (экологические (ландшафтные), ПДД, исторические, по краеведению, сезонные);
- ПДД: игры, пособия (правила дорожного движения, знаки, светофоры, машины, макеты улиц);
- игры по развитию речи (образуем прилагательные, согласовываем слова, употребляем предлоги, формулируем вопросы, игры по сказкам и литературным произведениям);
- пособия для сюжетно-ролевых игр (атрибуты и пособия для сюжетно-ролевых игр, одежда, мебель);
- театр (кукольный, пальчиковый, настольный и другие виды театров своими руками, маски);
- костюмы (карнавальные, театральные, танцевальные и другие самодельные костюмы);
- краеведческие игры (уточнение представлений о родине, родном крае, его истории, региональный компонент);
- народные, хороводные игры (игры разных народов, игры бабушек, игры детства, хороводные игры);
- игры на развитие воображения, ТРИЗ (изобретательские игры. Тренируем аналитическое мышление, учимся выделять, сравнивать, решать проблемы);
- психологические игры (развития эмоций, коммуникативных качеств. Игры для хорошего настроения, мирилочки, для знакомства);
- подвижные игры.
Разностороннее развитие детей в нашем ДОУ происходит по основным направлениям: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие, где игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих совокупность образовательных областей. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей.
Для физического развития нами создана зона двигательной активности, в которой дети занимаются подвижной игровой деятельностью, где с помощью различных подвижных игр дети взаимодействуют и используют в играх спортивный инвентарь, такие игры мы организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством утром, на прогулке, после дневного сна, во время утренней гимнастики проводим общеразвивающие упражнения в игровой форме, играем небольшими подгруппами или индивидуально.
Для социально-коммуникативного развития детей созданы центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья. В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин», «Почта», «Парикмахерская» и др. дошкольники играют в сюжетно-ролевые игры, в которых отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире, воссоздаются социальные отношения.
Возможность поиграть на музыкальных инструментах, обыграть различные виды театров (настольный, пальчиковый, театр картинок) осуществляется в центре музыкально-театрализованной деятельности.
С целью познавательного развития детей мы создали центр «Мы познаем мир», центр развивающих игр, экологические центры.
Для речевого развития нами созданы центры «Здравствуй, книжка» и «Будем правильно говорить».
Таким образом, игра имеет огромный развивающий потенциал. Игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. Опыт работы с детьми показывает необходимость и важность применения различных видов игр в педагогическом процессе в дошкольном учреждении. Эффективность результатов игровой деятельность ребенка будет тогда, когда педагоги будут использовать игры, учитывая особенности развития детей, факторы, принципы организации игровой деятельности, учитывать изменения, происходящие в образовании, опираться на ФГОС ДО.
Библиографический список
1.       Смирнова Е.О. Игра в современном дошкольном образовании // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2013. № 3. С. 92-97
2.       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: 2013.