2023 2022
1 (219) 2023

Атаманчук Н.А. ВЛИЯНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-2.pdf

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности.

В ходе диагностики детей по речевому развитию воспитатели часто сталкиваются с рядом проблем: дети не могут четко сформулировать свой вопрос, выразить мысли, правильно построить предложение.

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.

Целью познавательно - речевого развития является формирование творческого воображения, развития любознательности, как основы познавательной активности.

Задачи:

- способствовать обогащению активного словаря детей через познавательно-исследовательскую деятельность;

- обогащать эмоционально – чувственный опыт детей в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

- формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

- создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей, проявления самостоятельности в их познавательно-речевом развитии;

- поддерживать условия для развития познавательно- речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Огромное влияние опытно-экспериментальная деятельность оказывает и на развитие речи детей.
Введение каждый раз нового объекта для изучения, способствует расширению словаря детей.

Обогащение словаря дошкольника ведется по таким направлениям как живая и неживая природа, человек, рукотворный мир. В младшем возрасте педагог больше объясняет сам, а дети больше слушают и следуют его указаниям. В старшем возрасте они сами поясняют свои действия и высказывают предположения насчет результата опыта.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформирован так, что ребенок совместно со взрослым:

во-первых, выделяет и ставит проблему, которую хочет решить (т. е. учится правильно задавать вопрос, ставить перед собой познавательные задачи);

во-вторых, предлагает различные варианты ее решения; проверяет эти возможные решение (т. е. рассуждает, приводит различные аргументы, причем предложения должны быть построены правильно, понятно для других детей);

Потом подводит итоги (т. е анализирует полученную информацию, систематизирует ее).

Таким образом, на каждом этапе своей работы воспитанник активно развивает свою речь.

В ходе детского экспериментирования, дошкольники учатся активно вступать в спор со своими сверстниками, доказывать свою точку зрения оперируя в своей речи сложноподчиненными предложениями (развивается доказательная речь).

Самостоятельные игры в мини-лаборатории позволяют развивать коммуникативные способности детей. После проведенных опытов дети все охотнее обращаются за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе.

Условия для речевого развития в ходе опытно-экспериментальной деятельности:

1. Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия. Даже если в ходе исследования ребёнок робко и неуверенно сказал 2-3 слова – это уже хорошо, т. к. он вступил в сложный процесс общения внутри сообщества детей.

2. Создание ситуации успеха. («Вы уже много знаете и умеете, поэтому у вас всё получится»).

3. Постановка познавательной задачи требует, чтобы она была принята детьми, интересна им, тогда они с увлечением вступят в обсуждение проблемы, им будут понятна и доступна достаточно сложная терминология

4. Использование партнёрского диалога вместо монолога. Дети с интересом предлагают: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…». Речь детей постепенно становится более грамотной, сформированной и развёрнутой.

Связь детского экспериментирования и развития речи имеет двусторонний характер. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи. Эта взаимосвязь хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Дети не могут работать не разговаривая. Кроме того, потребность поделиться своими открытиями, является естественной потребностью любого творческого человека. Лишение детей возможности обращаться друг с другом не только затрудняет условие материала, но и наносит ущерб личности в целом. Из сказанного вытекает следующий вывод: при организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению.

Именно метод проектов является одним из основных методов, который может помочь дошкольнику решить вышеобозначенные задачи. Ведь проектная деятельность наиболее полно соответствует природе ребенка и современным требованиям воспитания и обучения.

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность педагога с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-поисковую деятельность детей, педагогов и родителей.

Одной из наиболее эффективных форм работы с дошкольниками можно назвать сочинение сказок при проведении опытов. Педагоги с ребятами часто проводят опыты. Зимой наиболее популярны опыты с водой, снегом и льдом. А чтобы создать условия для речевого развития, воспитатель предлагаем детям придумать сказку. Например, при проведении опыта на формирование представлений детей об испарении жидкости, причем не только воды, но и духов, можно придумать сказку о Золушке, которой злая мачеха одолжила капельку духов, но разрешила ею воспользоваться и пойти на бал только после выполнения всей порученной работы по дому. А пока Золушка делала эту работу, капелька духов испарилась. (Педагог ставит тарелочку с капелькой духов (воды) на батарею, пока ребята рассказывают сказку).

Аналогично можно составить сказку «Змей Горыныч о трёх головах».Воспитатель начинает сказку, а дети продолжают:

Жили-были Настенька и Иванушка. Однажды Настенька пошла в лес за грибами, а Иванушка остался дома дрова колоть. Вечером Настенька не вернулась домой. Пошел ее искать Иванушка. Долго ли, коротко ли шел, вдруг увидел большую пещеру в горе. Тут к нему подлетает воробышек и говорит: «Твоя Настенька в этой пещере. Ее похитил Змей Горыныч о трёх головах и хочет ее завтра съесть».

Опечалился Иванушка, не знает, что делать. А воробышек рассказал, что у Змея три головы: одна водяная, вторая ледяная, а третья – паровая. Ледяная голова как дохнёт – всё вокруг замерзает и становится очень холодно. Эта голова считала, что она самая главная и что лёд самый важный на свете. Водяная голова как брызнет сильной струёй воды, так всё затопит и разрушит. Она тоже считала себя самой главной, раз она может всех утопить. А паровая голова выдыхала горячий пар. Как она дохнёт горячим-прегорячим паром, так всех кругом обожжёт, подойти нельзя. И она тоже считала себя самой главной. И все три головы всё время ссорились между собой и спорили о том, кто самый главный. Все вокруг боялись Змея Горыныча и не знали, как его победить.

Педагог предлагает ребятам придумать, как можно справиться с каждой из голов. Дети могут высказывать свои предположения. Потом педагог продолжает:

А теперь давайте узнаем, что произошло в сказке. Хотел Иванушка пробраться в пещеру, но тут ледяная голова стала его морозить. Не растерялся Иванушка, разжёг костёр, и ледяная голова испугалась горячего огня.

Водяная голова стала поливать его водой, но Иванушка умел плавать. Паровая голова стала выпускать горячий пар, но Иванушка взял зеркальце и подставил под струю пара. И пар от холодного зеркальца превратился в капельки воды. Таким образом, ни одна из голов не смогла победить Иванушку. Но Змей Горыныч не отпускал Настеньку. Что же делать Иванушке?

Воспитатель просит детей найти выход из этой ситуации. Дошкольники после некоторых рассуждений придумали следующее продолжение сказки:

И решил он взять Змея хитростью. Раз все его головы ссорятся между собой, надо их помирить! Тогда Змей Горыныч из злого превратится в доброго и отпустит Настеньку. Как же помирить три головы? Надо как-то показать, что лёд, вода и пар дружат, что они превращаются друг в друга.

Решил так Иванушка и разжёг большой костёр. Взял он кусок холодного льда, который остался после того, как ледяная голова хотела его заморозить, потом позвал Змея Горыныча: «Эй, Змей Горыныч, выйди ко мне, я тебе что-то покажу. Вот лёд от твоей ледяной головы, я бросаю его в горячий огонь. Смотри, что будет!» (ставим блюдце со льдом на горячую батарею).

Увидел Змей Горыныч, что холодный твёрдый лёд превратился в жидкую водичку, а вода нагрелась и превратилась в пар. А потом пар испарился. Увидел он, что лёд, вода и пар превращаются друг в друга и очень удивился: «Значит, моя ледяная, водяная и паровая головы всё время зря ссорились между собой?!»

Решили все три головы больше не ссориться. И стал Змей Горыныч добрым. Он отпустил Настеньку и стал помогать делать добрые дела.

Воспитатель предлагает детям нарисовать и объяснить, каким образом Змей Горыныч стал помогать людям. Воспитанники рисуют и поясняют свои ответы: ледяная голова стала помогать людям делать холодильники, чтобы жарким летом можно было хранить в них продукты. Водяная голова стала следить за тем, чтобы в трубах всегда была вода. А паровая голова занялась отоплением домов горячим паром в холодное время года. Теперь три головы Змея Горыныча больше не ссорятся.

Таким образом, благодаря познавательно-исследовательской деятельности, речь детей становится более содержательной, более выразительной, правильно построенной. Это помогает подготовить к школе детей, способных к творческому решению задач и проблем, способных к смелым высказываниям, предположениям, поиску путей решения выхода из ситуации.

Список литературы:1. Веракса, Н.Е.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4 – 7 лет / Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов. – М.: Мозаика – Синтез, 2014. – 80 с.

2. Деркунская, В.А.
Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. – М.: Центр педагогического образования, 2018. – 64 с.

3.Дыбина, О.В.
Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В./ Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2019 – 192 с.

4.Иванова, А.И.
Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 55 с.

5.Николаева, С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.

6.Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. Программа, практические рекомендации и конспекты занятий по экологии в средней и старшей группах детского сада. / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2006. – 225 с.