2023 2022
2 (220) 2023

Макарова Е.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ КОМБИНИРОВАННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Предметно-развивающая среда выступает как условие полноценного развития ребёнка. С ранних лет идёт интенсивное развитие центральной нервной системы. Формирующийся мозг учится отражать окружающий мир, который разворачивается перед глазами ребёнка. Иными словами, чтобы развивался мозг, он должен отражать яркий насыщенный впечатлениями мир, вызывающий эмоциональный отклик, активизирующий зрение, слух, тактильную чувствительность, а также речь.

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослым и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группах предметно-развивающей среды.

Предметно - развивающая среда - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогиче ской помощи ребенку с отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, даёт возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности и творчества.

Что же является главным для создания предметно-развивающей среды? Она должна комфортно сочетать современный дизайн, т.е. эстетичность и возрастную функциональность. Комфортность рождает покой, радость, интерес, чувство удовольствия. Поэтому организация развивающей среды должна осуществляться на основе: возрастного состава детей, психологической характеристики группы; индивидуальных особенностей детей. Предметная среда не должна создавать только внешнюю красоту. Это открытая, меняющаяся, живая система, обогащающаяся новизной. Она развивающая и развивающаяся, а также обогащающаяся. Предметно-развивающая среда несёт в себе огромные возможности воздействия на ребёнка – она воспитывает и развивает его.

К основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относятся:

ü Природное окружение и объекты;

ü Культурно- дизайнерское оборудование и атрибутика;

ü Физкультурно-развивающие модули и оборудование;

ü Системные блоки оздоровительных комплектов;

ü Игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;

ü Детская библиотека;

ü Игротека и видеотека;

ü Игры-драматизации;

ü Театрально-музыкальные салоны и блоки;

ü Дизайн- студия;

ü Дидактические пособия, развивающие эстетические и гедонистические способности восприятия красоты;

ü Коррекционно-развивающие и коррекционно-компенсаторные дидактические игры и тренинги;

ü Коррекционно-развивающая среда специальных и общеобразовательных занятий;

ü Компьютерно-игровой комплекс.

В зависимости от типа и видов детского учреждения, коррекционной направленности обучения и содержания воспитания, развивающая предметная среда может иметь свою специфику, и призвана обеспечить коррекционно-компенсаторные условия для полноценного развития всех видов детской деятельности.

Предметно - развивающая среда в специальных дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно - развивающей среды дошкольных учреждений общего вида. В этом случае мы говорим о коррекционно - развивающей среде, отличающейся от предметно - развивающей, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с отклонениями в развитии.

Наше Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 6 работает по двум направлениям: коррекция нарушений зрения, речи. Организация предметно - развивающей среды по каждому из них имеет свою специфику. В группах для детей с нарушением зрения коррекционно- педагогический процесс организуется с опорой на сохранные анализаторы, коррекцию сенсорных и моторных нарушений и реализуется через гимнастику для глаз, учет индивидуальных зрительных нагрузок, подбор специального наглядного оборудования (цвет, размер).

Для детей с нарушениями зрения созданы одновозрастные группы комбинированной направленности, которые полностью отвечают требованиям индивидуально - дифференцированного подхода к созданию коррекционно - развивающей среды.

При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать:

- организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно - развивающей среды с опорой на "зону его актуального развития" для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации "зоны ближайшего развития".

Среда групп:

При организации предметно-развивающей среды в группах для детей с нарушениями зрения реализуется ее коррекционная направленность по следующим направлениям:

- создание оптимальных условий для деятельности глаз с целью повышения зрительной работоспособности;

- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим, расстройств зрения;

- вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений на полисенсорной основе, а также в овладении способами познания окружающего мира и самостоятельной жизнедеятельности.

Важное значение имеет создание оптимальных условий для деятельности глаз:

· Состояние и оформление игрового помещения с учетом достаточного освещения, оформления стен, удобного и безопасного расположения мебели;

· Использование качественно оформленного дидактического материала, с учетом специфических требований – размер, наиболее доступная для восприятия цветовая гамма, характер поверхности, учет светоотражательных свойств материалов;

· Использование приемов обеспечения лучшей видимости, таких как подъем объекта на уровень глаз ребенка, подсветка и фонирование, предъявление предметов под наклоном и т.д.

Стены помещений групповых ячеек и оборудования окрашены матовыми красками светлых тонов. Много места для передвижения и для развития двигательной активности. Помещения групповых комнат оборудованы комбинированной системой искусственного освещения. Игрушки многофункциональные, подобраны в соответствии с целями и задачами. Нет цветовой перенасыщенности – условия для расслабления глаз.

Стены групповых комнат оформлены различными зрительными тренажёрами.

Развитие сенсорного восприятия у дошкольников с нарушением зрения требует системной и постоянной работы тифлопедагога и воспитателей и, конечно, создание определённых условий, одним из которых является подбор дидактических игр и игрушек.

В группах созданы центры коррекции, включающие в себя специальные дидактические пособия и игры для развития:

· зрительного восприятия;

· тактильного восприятия;

· слухового восприятия;

· обоняния.

Для упражнения детского глазомера и глазодвигательных функций, развития периферического зрения и координационных способностей детей используются игры типа: скатывания шара с горки, «продвинь фигурку» и др.

Особое значение для детей с нарушениями зрения имеет развитие мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения пальцев и их тактильная чувствительность в значительной степени компенсируют недостаток зрения. Поэтому в группах большое внимание обращается на наполнение игровых зон конструктивной и графо-моторной деятельности.

Для развития и стимулирования осязательных и тактильно-кинестетических функций мы применяем различные игровые средства: тактильные дощечки, контейнеры, мешочки, коробочки с природным материалом. Использование шнуровок, нанизывание бус, сортировка предметов пинцетом, дидактическое упражнение «Обведи по контуру» помогают развитию мелкой моторики и сочетаются с активизацией и стимуляцией зрительных функций, способствуют формированию бинокулярного зрения.

Дифференцированный подход в различных коррекционных приёмах: например, использование красного и жёлтого фона при амблиопии, выделение контуров изображения и рабочей поверхности при астигматизме, работа на подставках и на мольберте при сходящемся косоглазие способствуют закреплению успехов ортоптического лечения.

Для развития слухового внимания необходимо развивать чуткость детей к звукам окружающей среды. Для решения этой задачи на музыкальных занятиях используются детские музыкальные инструменты: трещотки, кастаньеты, шумовые коробочки, тон-блок, бубенцы, треугольник, ксилофон, металлофон, маракас, бубен, колокольчики и т. д.

Групповые музыкальные центры оснащены также музыкальными инструментами и игрушками. Обогащению представлений о звуках реального мира помогают аудиозаписи: «Звуки природы», «Звуки улицы».

В комплект технических средств обучения, формирования мобильности, развития слуха, зрения, речи, мышления вводятся специализированные технические средства и специальные компьютерные технологии.

Большее количество игр относится к развитию зрительного восприятия. Такие дидактические пособия и игрушки, как: пирамидки, логические кубы, «Сложи узор», различные виды мозаик, конструкторов, заслонённые изображения предметов позволяют формировать умения различать форму, цвет, величину и пространственное положение объектов на основе применения сенсорных эталонов, а также воссоздавать предмет по контурному изображению, разделять конструкцию на составные части, воссоздавать форму из геометрических фигур.

Размер деталей мозаик и конструкторов зависит от зрительной нагрузки, рекомендованной офтальмологом, таким образом, работа с этими играми является тренировочным комплексом в помощь к лечению.

Для работы с детьми, имеющими нарушения зрения широко используем объёмные Мобайлы.

Это, как правило, многогранная конструкция из плоских сторон, составляющая простую геометрическую фигуру при виде снизу (треугольник, квадрат, круг), подвешенная к потолку.

Основное предназначение мобайла в том, чтобы привлекать внимание детей, акцентировать их внимание на чем-либо (картинках, иллюстрациях и т.д.). Иллюстрации, подвешенные в воздухе, несомненно, притягивают взгляд ребёнка.

Выглядит мобайл с красочными картинками очень привлекательно, он заметен издалека, так что дети точно обратят на него внимание. Несмотря на большой размер, мобайлы обладают малым весом. Благодаря этому они могут вращаться и колебаться под потоками воздуха.

Изображения (картинки, иллюстрации) меняются в зависимости от темы изучаемого материала, что обеспечивает подвижность окружающей среды.

Дети с нарушением зрения из-за плохой ориентации в пространстве подвержены гиподинамии, а также имеют нарушения в координации движений и в овладении двигательными актами. Поэтому в группах и в саду созданы условия для полноценного физического развития дошкольников, для удовлетворения их физической активности.

Воспитатели умело сочетают создание физкультурного уголка со зрительным тренажёром и с дидактическим пособием, например по математике. Работа с этим пособием позволяет решать сразу несколько задач: закрепление цвета и форм геометрических фигур, упражнение в метании мяча по удалённой цели; тренировка мышц глаза; развитие внимания. Такие упражнения полезны при амблиопии и монокулярном характере зрения, т.к. дают возможность ребёнку оценить расстояние до удалённых предметов.

Физическое воспитание сопутствует всему учебно-воспитательному процессу и пронизывает жизнь ребенка. Наряду с традиционными спортивными пособиями используется современное оборудование: массажные мячи разных размеров, мячи прыгуны, электромассажные водные ванночки и т.д.

Мебель и оборудование:

Групповые помещения укомплектованы мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей.

- столы устанавливаются вдоль окон так, чтобы свет падал слева;

- для детей с низкой остротой зрения столы располагаются ближе к педагогу и доске;

- столы окрашены в цвета натуральной древесины, передвижная доска - темно - зеленого цвета.

- во время занятий по художественному творчеству используются мольберты.

Среда решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с нарушением зрения. Развитие среды происходит с опорой на общедефектологические принципы, а также на дифференцированный подход, исходя из своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. Коррекционно-развивающая среда должна побуждать детей с нарушением зрения взаимодействовать с ее различными элементами, повышая тем самым познавательную активность каждого ребенка.

В МБДОУ № 6 имеется кабинет учителя – дефектолога для проведения индивидуальных, групповых занятий с детьми с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия, пространственной ориентировки, социально-бытовой ориентировки, осязания и мелкой моторики.

Кабинет тифлопедагога - очень специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а с другой стороны - это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям офтальмоэргономики развивающейся детской деятельности.

Вся работа учителя-дефектолога направлена на обеспечение условий успешного выполнения коррекционной образовательной программы и высокого методического уровня проведения коррекционно-развивающих занятий, их результативности.

Учителя–дефектологи внедряют в коррекционную работу инновационные практики по теме «Использование компьютерных технологий для развития детей с НЗ», ими разработаны новые дидактические игры по развитию зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, электронные зрительные гимнастики, презентации к занятиям.

Но сколько бы мы ни обсуждали важность создания развивающей предметной среды, следует помнить: посредником должен быть педагог. От его подготовленности, компетентности, доброжелательного и заинтересованного отношения к детям зависит, будет ли одухотворенной предметная среда, захочет и сможет ли ребенок освоить её.

Наше главное достижение- это обеспечение всестороннего развития ребенка с нарушением зрения и успешная подготовка его к обучению в школе.

Список использованной литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

2. Плаксина Л. И., Сековец Л. С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида. М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2006;

3. Подколзина Е. Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения. «Дефектология», № 6, 2005, с. 33;

4. Социализация дошкольников с нарушением зрения средствами игры

Под ред. Е. Н. Подколзиной. – М.: Город Детства, 2006. – с. 17.