2023 2022
2 (220) 2023

Евдокимова Е.А., Новикова Т.Н. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ПЕДАГОГА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-1.pdf

Аннотация: Данная статья посвящена актуальной проблеме профессионального здоровья педагогов ДОО. Рассматриваются соматические и психологические заболевания, которые связаны с профессиональной деятельностью. Даны рекомендации по избавлению от психоэмоционального напряжения.

Ключевые слова: профессиональное здоровье, психоэмоциональное напряжение, эмоциональное выгорание, здоровьсберегающая компетентность.

Professional health of the teacher.

Annotation: This article is devoted to the actual problem of professional health of teachers. Somatic and psychological diseases that are associated with professional activities are considered. Recommendations for getting rid of psycho-emotional stress are given.

Key words:occupational health, psycho-emotional stress, emotional burnout, health-saving competence.

Профессиональная деятельность является важной составляющей жизни любого человека. Принято считать, что человек здоровый имеет гармонично развивающиеся физические, моральные и творческие силы, которые позволяют сделать его наиболее сформированным, опытным и предприимчивым. Продуктивность профессиональной деятельности педагога, в большинстве случаев, зависит не только от быстротечно меняющегося мира и социума, но и от его эмоционального интеллекта, психологического здоровья и социального благополучия.

Проблема профессионального здоровья педагогов ДОО является одной из наиболее наболевшей, так как от благоденствия педагога зависит и успешность жизнедеятельности будущего поколения. Педагог ДОО является важнейшей фигурой в процессе обучения, он является обладателем знаний, прототипом поведения, приверженцем здорового образа жизни. Теперешнему педагогу ДОО приходится претерпевать социальные, психологические и физические нагрузки, образующиеся в собственной деятельности, чтобы они не сказались на профессиональном формировании личности [1].

Проблема профессионального здоровья педагога привлекает к себе все больше психологов. Например, доктор психологических наук Л.М. Митина, обратившая внимание на данную проблему, определила профессиональное здоровье педагога как «способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность» [5].

Фундаментальными стрессорами, воздействующие на здоровье педагога являются: чрезмерное психоэмоциональное напряжение; высокая переключаемость внимания с одного вида деятельности на другой; ежедневная нагрузка на речевой аппарат; низкий уровень психологической культуры; слабая нервная система; постоянно меняющиеся требования к личности педагога и его саморазвитию [4].

К психоэмоциональному напряжению приводят такие ситуации, как: взаимоотношения с воспитанниками (нарушение дисциплины, непослушание, конфликтные ситуации); взаимоотношения с родителями воспитанников (расхождение мнений в оценке развития ребенка и его воспитания, конфликтные ситуации, невнимание родителей к рекомендациям педагога); взаимоотношения с коллегами и администрацией (перегруженность рабочего времени, конфликтные ситуации, несоответствие интересов и общих мнений на различные педагогические ситуации) [3].

Профессия педагога ДОО сопровождается различными соматическими заболеваниями, такими как голосообразование, нервные расстройства, заболевания сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения, возникновение сахарного диабета. По сравнению с другими профессиями, педагог подвержен большому риску возникновения тяжелых нервных расстройств (неврозы, бессонница, депрессия) [2].

Педагоги ДОО, как профессиональная группа, имеют низкую степень физического и психического здоровья. И данные коэффициенты ежегодно спадают, так как профессиональное окружение споспешествуют развитию психоэмоционального выгорания.

Ведущими факторами возникновения психоэмоционального выгорания являются такие ситуации как: конфликтные ситуации с другими участниками образовательного процесса; несправедливые и необоснованные грубые высказывания в адрес педагога; дефицит времени на выполнение профессиональных задач; педагогическая регидность; неадекватное эмоциональное реагирование на различные профессиональные ситуации; стереотипность способов психологической защиты [4].

Ежедневные перегрузки в связи с выполнением профессиональных задач, недостаток сна, нерегулярность приема пищи – все ведет к серьезным проблемам физического и психического здоровья. Если с невниманием относится к обыденным вещам, то это может привести к возникновения необратимых нервных расстройств.

Чтобы избежать данных последствий стоит обращать внимание на «звоночки» своего организма и помочь себе справиться с психоэмоциональным напряжением.

Использование разнообразных релаксационных техник помогут педагогам избавиться от психоэмоциональных зажимов. Во-первых, надо обратить внутренне внимание на дыхание – медленно осуществляйте глубокий вдох через нос, на пике вдоха на момент задержите дыхание, после чего сделайте выдох, постепенно и медленно. Во-вторых, подержать руки под струей теплой воды до тех пор, пока не почувствуете, что напряжение уходит. В-третьих, использовать упражнение аффирмации «Я».

Нынешний педагог ДОО обладает низкими нормативами здоровья. Именно поэтому следует оказать содействие стабилизации, консолидации, регенерации профессионального здоровья педагога. Это можно реализовать через комплекс сепаратных профилактических мероприятий; формирование знаний о поддержке психического здоровья; создание благоприятных условий труда; стимулирование и поощрение сотрудников за хорошо проведенную работу.

Поддержание и упрочение здоровья педагога ДОО коррелированы со здоровьесберегающей компетентностью. Здоровьесберегающая компетентность - интегральное качество личности, обнаруживающаяся, в основном, в умении и стремлении к здоровьесберегающей деятельности в педагогическом процессе, построенной на интеграции знаний и навыков.

Для развития здоровьесберегающей компетентности требуется ориентирование педагогов ДОО на ответственное отношение к собственному здоровью.

Список литературы:

1.Ахтариева Р. Ф. Здоровый образ жизни как элемент профессиональной культуры педагогапредметника // Вестник Челябинкого ГПУ №8. 2013 г. с.9-16

2.. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. - М., 2000

3.Зернова Г.П. Педагогические риски в профессионально-личностном росте учителя // Современные проблемы развития образования. №2 – 2017 г – с. 11-13.

4.Константиновский Д. Л. Профессиональное самочувствие учителей: от энтузиазма до выгорания / Д.Л. Константиновский, М.А. Пинская М, Р.С.Звягинцев // Социологические исследования. – 2019. № 5. с. 14-25

5.Профессиональное здоровье педагога. Как не допустить профессионального выгорания? // Московская городская организация профсоюза работников народного образования и науки РФ// М.: - 2015 г.