2023 2022
1 (219) 2023

Киселева Е.О. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ГДЕ ПРЯЧЕТСЯ ЗДОРОВЬЕ?»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf

Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (Основы науки и естествознания).

Цель: формировать представления детей о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни.

Задачи:

1. Обучающие: формировать у детей представление о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, уточнить знания о полезных свойствах воздуха.

2. Развивающие: развивать познавательный интерес, память, мышление, речь, умение рассуждать, делать умозаключения;

3. Воспитывающие: воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье, стремление вести здоровый образ жизни;

Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание загадок.

Предшествующая работа: рассматривание детских энциклопедий, картинок, посвященных здоровью;

- беседы о здоровье и ЗОЖ, загадывание загадок;

- разучивание стихов, пословиц, чтение художественной литературы;

- выполнение физических разминок, точечного массажа.

Оборудование: макет солнышка; льдинки; набор иллюстраций «Режим дня»; емкость с водой, трубочки на каждого ребенка; салфетки; музыка.

Ход занятия:

Под музыку дети заходят в зал, встают в круг.

I Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько много у нас гостей! Давайте поздороваемся с нашими дорогими гостями.

Дети: здравствуйте!

Воспитатель: Слово «здравствуйте» - очень нужное слово. Этим словом мы не только приветствуем людей, но и желаем им здоровья. Здоровье – это самый большой подарок, который даётся нам в жизни. К сожалению, часто мы начинаем это ценить, когда его теряем, начинаем болеть. А ведь наше здоровье в наших руках. Сегодня мы и поговорим о том, как сохранить и укрепить наше здоровье.

Я хочу рассказать вам старинную легенду (звучит лирическая музыка).

- «Давным - давно на горе Олимп жили Боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить нашу планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек, один из Богов сказал: «Человек должен быть сильным». Другой сказал: «Человек должен быть умным». Третий сказал: «Человек должен быть здоровым». Но один Бог сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И решили они спрятать главное, что есть у человека- здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы, а один из богов предложил: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живет человек с давних времен, пытаясь найти свое здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар Богов! (музыка заканчивается)

Ребята, а вы считаете себя здоровыми?

Что значит быть здоровым? (ответы детей)

II. Основная часть

Воспитатель: Я открою вам маленький секрет! Наше здоровье можно сравнить с солнышком, у которого много лучиков, эти лучики живут в каждой клеточке нашего организма. Первым лучик вашего здоровья - это физические упражнения (показываю модель солнца, открываю первый лучик).

Давайте, подумаем, какую пользу приносят физические упражнения? (Ответы детей).

А вы выполняете физические упражнение? Где и когда?

Давайте покажем, как мы тренируем мышцы своего тела.

Ритмическая гимнастика под музыку.

Сделаем разминку – держим ровно спинку.

Голову назад, вперед, влево, вправо, поворот.

Руки вверх, поднять прямые. Вот высокие какие!

Еще выше потянулись, вправо-влево повернулись.

А теперь танцует таз. Посмотрите-ка на нас!

Этим славным упражнением поднимаем настроение.

Дальше будем приседать – дружно сесть и дружно встать.

Прыгать нам совсем не лень, словно мячики весь день.

Воспитатель: Какие мышцы стали у вас? А какое настроение?

Скажите, ребята, почему человек должен заниматься физкультурой (Ответы детей).

Правильно, ребята «Чтоб больным не лежать, надо спорт уважать» (давайте все вместе скажем).

Так как же называется первый лучик здоровья?

Дети: первый лучик здоровья- Физические упражнения

Воспитатель: Правильно, ребята. А чтобы сила была, надо заниматься спортом. Второй лепесток – это спорт.

Ребята, посмотрите, какие виды спорта вы узнали? (показ слайдов)

Молодцы, много видов спорта назвали.

- А теперь давайте поиграем.

Я называю вид спорта, а вы изображаете действие: 1. Бокс. 2. Футбол. 3. Плавание. 4.Лыжный спорт.

-Молодцы, поиграли.

-В мире нет рецепта лучше. Будь со спортом неразлучен. Очень важен спорт для всех. Он – здоровье и успех.

Помните об этом, ребята.

-Чтобы узнать, как называется третий лучик нашего здоровья, предлагаю посмотреть фокус.

- Загляните внутрь этой бутылочки. Что там лежит?

- Сейчас мы увидим, кто там прячется. Один, два, три, невидимка из бутылочки беги (опускаю бутылочку в воду и нажимаю на нее, из бутылочки бегут пузырьки). Что за невидимка сидит в бутылочке?

Дети: Воздух, кислород.

Воспитатель:

Правильно дети.

Без дыханья жизни нет,

Без дыхания меркнет свет.

Дышат птицы и цветы,

Дышит он, и я, и ты.

- Давайте проверим, так ли это. Сейчас вы постараетесь глубоко вдохнуть воздух и закрыть рот и нос ладошками (дети выполняют задание воспитателя). Что вы почувствовали? Почему не смогли долго быть без воздуха?

- Правильно, дети. Это каждая клеточка вашего организма взбунтовалась и говорит: «Пришлите, пожалуйста, воздух, а то мы погибаем».

- Сейчас мы выполним упражнения на дыхание.

1. «Погреемся». Руки развести в стороны, затем быстрыми движениями скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнести «у- х- х».

2. «Заблудились в лесу». Сделать вдох на выдохе прокричать «а- у- у»

3. «Ежик». Повернуть голову вправо- влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом делать вдох носом, короткий шумный с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох мягкий, произвольный через полуоткрытые губы. (4-8 р.)

4. «Подыши одной ноздрей». Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки. Через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 р.)

Воспитатель: - Скажите, для чего нужно выполнять дыхательные упражнения?

- Правильно, ребята, чтобы организм обогатился кислородом.

- А где еще мы можем брать кислород? (ответы детей)

Правильно, гуляя по свежему воздуху, в парке, в лесу. Прогулки очень полезны! Так как же называется третий лучик здоровья?

Дети: третий лучик -дыхательные упражнения.

Воспитатель: Дети, что это? (показываю макет часов)

- Как вы думаете, зачем нужны часы?

- Вы правы, часы нам нужны для того, чтобы ориентироваться во времени, знать, когда надо проснуться, чтобы не опоздать в детский сад на утреннюю гимнастику, чтобы знать, когда наступит обед, время прогулки и сна.

- Дети, как вы думаете, что такое режим? (суждения детей)

- Режим — это когда выполняются все дела в течение дня по времени, как у нас в детском саду, а часы показывают время выполнения режима дня. Режим дня помогает нам быть дисциплинированными, помогает укреплять здоровье. А теперь, я хочу вам предложить выполнить задание, которое называется «Разложи по порядку». (Дети выходят по двое к доске и по порядку выкладывают картинки с изображениями детей, занятыми различными видами деятельности в течение дня).

- Как называется четвертый лучик здоровья? (Режим дня)

- Следующий лучик вашего здоровья прячется под салфеткой. Пусть ваши руки помогут вам отгадать, что под салфеткой лежит? (Дети на ощупь определяют лед)

Пальчиковый массаж:

Мы научимся ледок

Между пальцами катать.

Это в школе нам поможет

Буквы ровные писать (дети вытирают руки)

- Чем можно закаляться? (холодом).

- Какие вы еще виды закаливания знаете? (Ответы детей)

- Люди говорят: «Смолоду закалишься, на весь век сгодишься». Какие вы знаете пословицы и поговорки о закаливании? Давайте все вместе скажем: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья».

- Так как же называется четвертый лучик здоровья?

Дети: пятый лучик -закаливание.

Воспитатель: Шестой лучик правильное питание.

Чтоб здоровым оставаться, нужно правильно питаться.

Пищей сладкой шоколадной ты не увлекайся.

Очень кислого, соленого ты остерегайся.

Только овощи и фрукты, очень вкусные продукты.

– Что значит правильно питаться?

Есть не только вкусную пищу, но и полезную).

– Какие полезные продукты вы знаете?

Дети: Хлеб, молоко, мясо, овощи, фрукты и др.

Воспитатель раздает детям листы с творческим заданием «Полезные и вредные продукты». Дети обводят полезные продукты в круг, вредные – зачеркивают, рассказывают воспитателю, почему так выполнили задание.

Воспитатель: Мы запомним навсегда, что для здоровья нам нужна витаминная…

Дети: еда

Воспитатель: Как же называется пятый лучик здоровья? (Полезная еда).

Воспитатель: Шестой лучик – хорошее настроение.

Проводится релаксация (сидя на паласе) под музыку.

- Посмотрите, наш цветочек улыбается, радуется за нас, потому что мы нашли спрятанное богами здоровье. Главная наша задача – сберечь его.

Закройте глаза. Представьте, что вы сидите на мягкой траве, вокруг вас на поляне растут цветы. Вот стрекочет кузнечик, кукушка где-то далеко считает года. Вы чувствуете теплые лучики солнца. Они согревают ваши руки, ноги, лицо. Один из лучей коснулся ваших губ и нарисовал вам улыбку. Вам приятно от этих прикосновений. Вы ощущаете себя частью природы. Эту улыбку вы отнесете и подарите друзьям. Потяните рук вверх, вдохните и откройте глаза на счет три.

- Ребята, посмотрите, как засияли и засверкали наши лучики здоровья на солнце. Солнышко радуется за вас, потому что мы нашли куда Боги спрятали наше здоровье. Вы сможете беречь его?

-А что вы для этого будете делать? (Ответы детей)

— Значит, здоровье - оказывается спрятано и во мне, и в тебе, и в каждом из нас. Молодцы, я была уверена, что вы сможете найти место, где спрятано здоровье!

III Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, что необходимо для укрепления здоровья?

Здоровье может поддерживать, укреплять только сам человек. Здоровье – это бесценный клад, только каждый человек должен научиться беречь свое здоровье

Я желаю вам, чтобы вы и ваши близкие всегда были здоровы!

Воспитатель: Дети, вам понравилось занятие? А что именно понравилось? Что вы узнали нового? О чем мы сегодня говорили? (Ответы детей)

Если вы будете выполнять все то, о чем мы с вами сегодня говорили на занятии, то будете здоровыми. Всем спасибо!