Выпуск № 62 (137) 2021

Киселева К.А. Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на тему «Такие разные деньги»

Цель: расширение представления детей о деньгах.
Задачи:
Образовательные:
·          Закрепить у детей представление о денежной единице.
·          Формировать представление об истории денег.
·          Наглядно продемонстрировать детям современные деньги, деньги других стран.
·          Расширить словарь засчет введения понятия «купюра».
·          Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, о деньгах разных стран мира.
·          Учить находить опытным путем отличительные и сходные признаки у монет и купюр.
Развивающие:
·          Развивать воображение, фантазию.
·          Развивать мелкую моторику.
·          Способствовать развитию доказательной речи.
Воспитательные:
·          Воспитывать интерес к финансовой грамотности.
Материал:
презентация, проектор, ноутбук, аудиозаписи героев программы, бумага (эквивалент бумажной купюре) и монеты для проведения опытов, оценочный лист для опытов, емкость с водой, листы для поделок, оценочный лист для рефлексии.
Ход занятия:
Воспитатель звенит колокольчиков, собирает детей у входа в группу.
Колокольчик озорной,
хочет всех позвать с собой
Катю, Ваню и Сережу,
остальных, конечно, тоже!
В мир приключений попадем,
как только в круг всех соберем!
(дети встают в круг)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы станем участниками телепрограммы «О финансах». Нас будут снимать на видеокамеру, поэтому вести себя нужно прилично, не вскакивать со своих мест, поднимать руку, чтобы ответить на вопросы, а не выкрикивать с места. Следите за своей осанкой, спинка должна быть ровненькой, ножки стоять на полу. Ну что, готовы? Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и тихо скажем «Мы – команда!».
А теперь попрошу вас занять свои места.
(дети входят в группу, стилизованную под телестудию).
Приготовились? Камера. Мотор! Начали! (включается свет)
Добрый день, уважаемые зрители и телезрители! В эфире программа «О финансах»! и мы - ее ведущие - _______________ (воспитатель) и моя помощница – Феечка Копеечка. В течение программы нам будут поступать звонки от телезрителей, а мы постараемся ответить на все их вопросы.
Сегодня наша телепередача посвящена деньгам. Давайте вспомним, что такое деньги? И для чего они нужны? (ответы детей)
Воспитатель: Феечка Копеечка, выведи, пожалуйста, на экран определение деньгам.

Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.

Спасибо!
Ребята, у нас уже есть первый звонок в студию!
Алло, мы слушаем вас, говорите, пожалуйста!
Запись: Здравствуйте, я Вика, мне 5 лет. Я очень хочу знать, как появились деньги.
Воспитатель: Это очень интересный вопрос! Спасибо, Вика! Слушай и запоминай!
Феечка – копеечка, выведи на экран историю денег!
В далекие времени люди не имели ни малейшего понятия о том, что такое деньги. Но они уже догадались, что для того, чтобы получить что-то от другого человека, нужно предложить ему что-то взамен. Так, в скотоводческих племенах в качестве денег выступал скот, а в поморских поселениях – рыба. Эти племена обменивались товарами, чтобы обеспечивать себя столь необходимыми товарами. В качестве денег могли выступать какао-бобы, шкуры зверей, ракушки или жемчужины, зерно и даже соль.
Но все эти предметы были крайне неудобными в использовании. Как вы считаете, почему? (предположения детей)
Все верно, некоторые товары были очень тяжелыми или занимали слишком много места. Поэтому возникла потребность в другой, более практичной форме платежа.
Люди сформулировали определенные требования к деньгам:
·          они не должны портиться при передаче и хранении;
·          они должны быть легкими и небольшого размера.
Что отвечало эти требованиям? (ответы детей)
Конечно, это металлические деньги - монеты. Слава о них быстро разлетелась по всему миру. Еще бы! Ведь их удобно хранить, переносить и делить.
Но как же появилось слово «копейка»?
Это довольно интересный исторический факт! При русском царе Иване Грозном на монетах изображали всадника на коне, с копьем в руках. В людском обиходе сразу же появилось слово «копейка».
Продолжим денежную историю дальше. Вскоре люди поняли, что и металлические деньги оказались неудобными. Как вы думаете почему? (предположение детей)
Вы правы! Метал довольно тяжелый материал, а большое количество монет занимало весьма много места.
И тогда люди придумали другие деньги – бумажные. Их еще называют купюры или банкноты. Первыми стали изготавливать бумажные деньги в Китае.
Им показалось это очень удобным и практичным.
Ребята, вам понравилась история денег? (ответы)
Я рада, а сейчас у нас в эфире небольшая разминка от __________.
https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs
или
https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U
Ребята, у нас снова звонок в студию! Здравствуйте, вы в эфире!
Запись: Здравствуйте, я Рома, мне 7 лет, я очень внимательно вас слушал, но мне интересно, что же все – таки удобнее, купюры или монеты?
Спасибо за вопрос, Рома!
А разобраться в этом вопросе поможет только эксперимент! Добро пожаловать в нашу лабораторию
Сейчас мы с вами проведем небольшой эксперимент!
Нам предстоит выяснить, какие деньги лучше – бумажные или металлические. Чтобы наглядно увидеть результат, предлагаю заполнить таблицу: после каждого опыта будем ставить знак плюс или минус напротив схематического изображения денег.
1 опыт:
И в нем мы испытаем деньги на прочность!
Итак, деньги – это бумага. Какие свойства бумаги вы можете назвать? (мнётся, рвется)
(дети рвут бумагу)
А монета – это металл. Можно ли ее легко сломать? Нет.
Какой вывод мы можем сделать?
Кому отдадим плюс в этой схватке?
(зафиксировать результат)
2 опыт:
И это испытание водой!
Давайте положим бумагу в воду, что с ней происходит? (размокает и распадается)
А теперь положим в воду монету. Что происходит с ней? (ничего)
Какой вывод мы можем сделать?
(зафиксировать результат)
3 опыт:
А сейчас нам предстоит определить, что тяжелее - монета или купюра.
Возьмите на правую ладошку монету, а на левую - купюру. Что тяжелее?
А теперь подуем!
Что произошло с бумажной купюрой? (она улетела)
А что произошло с монетой?
Какой вывод мы можем сделать?
Бумажные купюры гораздо легче. На этот раз плюс мы ставим напротив бумажных денег!
(зафиксировать результат)
4 опыт:
И последнее испытание: хранение.
Положим в кошелёк купюру и монету. Потрясем. А теперь перевернем.
Что же удобнее хранить кошельке? (бумажные купюры)
И снова плюс уходит в пользу бумажных денег
А теперь подведем итоги и подсчитаем плюсы и минусы у обеих денежных форм!
Оказалось, что результатом стала ничья!
По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры.
Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей)
Вы правы, в обиходе человеку нужны и монеты, и бумажные купюры.
С эти вопросом мы разобрались, прошу вернуться на свои места!
И у нас уже есть очередной звонок!
Запись (голос с иностранным акцентом): Здравствуйте, меня зовут Ганс. Я приехал к вам из Германии, но в России совсем другие изображения на монетах и бумажных купюрах! Как мне разобраться в них?
Отличный вопрос! Спасибо, Ганс!
Действительно, у каждой страны деньги выглядят по - разному, хотя при этом все они металлические и бумажные.
Феечка – копеечка, покажи нам деньги стран мира!
·          в Германии – это евро (купюры) и пфеннинги (монеты)
·          в Америке - доллары (купюры) и центы (монеты)
·          на Украине – гривня (купюры) и копейка (монеты)
·          во Франции – франк (купюры) и сантимо (монеты)
Итд.
(сопровождать показом)
К слову сказать, ценность денег в каждой стране своя. Так, например:
·          1 американский доллар приравнивается к 76 рублям
·          1 евро – 90 рублей
·          а вот в гривне – всего 2 российских рубля.
И еще один звонок на проводе!
Алло, вы в эфире, здравствуйте!
Запись: Здравствуйте! Меня зовут Юля, мне 6 лет. Спасибо за интересную передачу! У меня такой вопрос: у моего дедушки есть шкатулка с деньгами разных стран мира! Но он постоянно жалуется, что денег нет, а эти деньги называет сувенирными! Но если купюра других стран ценятся больше, мой дедушка очень богат! Так почему же он до сих пор ходит в старом пальто?
Спасибо, Юля!
Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос? (предположения детей)
Феечка – копеечка, выведи определение на экран!
Сувенирные, или игровые деньги – это копии настоящих банкнот, продающиеся в качестве сувенирной продукции. От поддельных они отличаются тем, что обычно на их лицевой и оборотной сторонах каким-либо способом указано, что данная банкнота не является платежным средством.
Поэтому – то дедушка Юли не богат, он просто коллекционирует сувенирные деньги.
И мы принимаем последний звонок на сегодня!
Запись: Здравствуйте! Меня зовут Маша, мне 4 года. Я очень люблю играть в магазин. И денег у меня игрушечных много, а вот кошелька нет. Мама говорит, что мне еще рано покупать настоящий кошелек. Может быть можно сделать его из бумаги?
Спасибо за идею Машенька!
Действительно, такой способ есть! И придумали его японцы! Давайте все вместе сделаем кошелек в технике оригами! Пройдемте за столы!
Оригами «Кошелек»
Ребята, пришла пора подводить итоги нашей программы.
Что вам запомнилось больше всего?
Какие факты оказались новыми, а какие вы уже знали?
Ребята, оставьте свои впечатления от участия в программе на доске настроения: поставьте зеленую галочку, если вам все понравилось, было интересно и вы узнали много нового.
Поставьте красный крестик, если вам было скучно и новой информации вы не получили.
Спасибо, ребята! Нам было очень приятно с вами работать! Я и Феечка Копеечка прощаемся с вами! До новых встреч в эфире!