Киселева К.А. Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на тему «Такие разные деньги»
Цель: расширение представления детей о деньгах. Задачи: Образовательные: · Закрепить у детей представление о денежной единице. · Формировать представление об истории денег. · Наглядно продемонстрировать детям современные деньги, деньги других стран. · Расширить словарь засчет введения понятия «купюра». · Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег, о деньгах разных стран мира. · Учить находить опытным путем отличительные и сходные признаки у монет и купюр. Развивающие: · Развивать воображение, фантазию. · Развивать мелкую моторику. · Способствовать развитию доказательной речи. Воспитательные: · Воспитывать интерес к финансовой грамотности. Материал: презентация, проектор, ноутбук, аудиозаписи героев программы, бумага (эквивалент бумажной купюре) и монеты для проведения опытов, оценочный лист для опытов, емкость с водой, листы для поделок, оценочный лист для рефлексии. Ход занятия: Воспитатель звенит колокольчиков, собирает детей у входа в группу. Колокольчик озорной, хочет всех позвать с собой Катю, Ваню и Сережу, остальных, конечно, тоже! В мир приключений попадем, как только в круг всех соберем! (дети встают в круг) Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы станем участниками телепрограммы «О финансах». Нас будут снимать на видеокамеру, поэтому вести себя нужно прилично, не вскакивать со своих мест, поднимать руку, чтобы ответить на вопросы, а не выкрикивать с места. Следите за своей осанкой, спинка должна быть ровненькой, ножки стоять на полу. Ну что, готовы? Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и тихо скажем «Мы – команда!». А теперь попрошу вас занять свои места. (дети входят в группу, стилизованную под телестудию). Приготовились? Камера. Мотор! Начали! (включается свет) Добрый день, уважаемые зрители и телезрители! В эфире программа «О финансах»! и мы - ее ведущие - _______________ (воспитатель) и моя помощница – Феечка Копеечка. В течение программы нам будут поступать звонки от телезрителей, а мы постараемся ответить на все их вопросы. Сегодня наша телепередача посвящена деньгам. Давайте вспомним, что такое деньги? И для чего они нужны? (ответы детей) Воспитатель: Феечка Копеечка, выведи, пожалуйста, на экран определение деньгам.
Деньги – это особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.
Спасибо! Ребята, у нас уже есть первый звонок в студию! Алло, мы слушаем вас, говорите, пожалуйста! Запись: Здравствуйте, я Вика, мне 5 лет. Я очень хочу знать, как появились деньги. Воспитатель: Это очень интересный вопрос! Спасибо, Вика! Слушай и запоминай! Феечка – копеечка, выведи на экран историю денег! В далекие времени люди не имели ни малейшего понятия о том, что такое деньги. Но они уже догадались, что для того, чтобы получить что-то от другого человека, нужно предложить ему что-то взамен. Так, в скотоводческих племенах в качестве денег выступал скот, а в поморских поселениях – рыба. Эти племена обменивались товарами, чтобы обеспечивать себя столь необходимыми товарами. В качестве денег могли выступать какао-бобы, шкуры зверей, ракушки или жемчужины, зерно и даже соль. Но все эти предметы были крайне неудобными в использовании. Как вы считаете, почему? (предположения детей) Все верно, некоторые товары были очень тяжелыми или занимали слишком много места. Поэтому возникла потребность в другой, более практичной форме платежа. Люди сформулировали определенные требования к деньгам: · они не должны портиться при передаче и хранении; · они должны быть легкими и небольшого размера. Что отвечало эти требованиям? (ответы детей) Конечно, это металлические деньги - монеты. Слава о них быстро разлетелась по всему миру. Еще бы! Ведь их удобно хранить, переносить и делить. Но как же появилось слово «копейка»? Это довольно интересный исторический факт! При русском царе Иване Грозном на монетах изображали всадника на коне, с копьем в руках. В людском обиходе сразу же появилось слово «копейка». Продолжим денежную историю дальше. Вскоре люди поняли, что и металлические деньги оказались неудобными. Как вы думаете почему? (предположение детей) Вы правы! Метал довольно тяжелый материал, а большое количество монет занимало весьма много места. И тогда люди придумали другие деньги – бумажные. Их еще называют купюры или банкноты. Первыми стали изготавливать бумажные деньги в Китае. Им показалось это очень удобным и практичным. Ребята, вам понравилась история денег? (ответы) Я рада, а сейчас у нас в эфире небольшая разминка от __________. https://www.youtube.com/watch?v=abd1NWTWfEs или https://www.youtube.com/watch?v=CO0mUekg74U Ребята, у нас снова звонок в студию! Здравствуйте, вы в эфире! Запись: Здравствуйте, я Рома, мне 7 лет, я очень внимательно вас слушал, но мне интересно, что же все – таки удобнее, купюры или монеты? Спасибо за вопрос, Рома! А разобраться в этом вопросе поможет только эксперимент! Добро пожаловать в нашу лабораторию Сейчас мы с вами проведем небольшой эксперимент! Нам предстоит выяснить, какие деньги лучше – бумажные или металлические. Чтобы наглядно увидеть результат, предлагаю заполнить таблицу: после каждого опыта будем ставить знак плюс или минус напротив схематического изображения денег. 1 опыт: И в нем мы испытаем деньги на прочность! Итак, деньги – это бумага.Какие свойства бумаги вы можете назвать? (мнётся, рвется) (дети рвут бумагу) А монета – это металл. Можно ли ее легко сломать? Нет. Какой вывод мы можем сделать? Кому отдадим плюс в этой схватке? (зафиксировать результат) 2 опыт: И это испытание водой! Давайте положим бумагу в воду, что с ней происходит? (размокает и распадается) А теперь положим в воду монету. Что происходит с ней? (ничего) Какой вывод мы можем сделать? (зафиксировать результат) 3 опыт: А сейчас нам предстоит определить, что тяжелее - монета или купюра. Возьмите на правую ладошку монету, а на левую - купюру. Что тяжелее? А теперь подуем! Что произошло с бумажной купюрой? (она улетела) А что произошло с монетой? Какой вывод мы можем сделать? Бумажные купюры гораздо легче. На этот раз плюс мы ставим напротив бумажных денег! (зафиксировать результат) 4 опыт: И последнее испытание: хранение. Положим в кошелёк купюру и монету. Потрясем. А теперь перевернем. Что же удобнее хранить кошельке? (бумажные купюры) И снова плюс уходит в пользу бумажных денег А теперь подведем итоги и подсчитаем плюсы и минусы у обеих денежных форм! Оказалось, что результатом стала ничья! По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы можем сделать? (ответы детей) Вы правы, в обиходе человеку нужны и монеты, и бумажные купюры. С эти вопросом мы разобрались, прошу вернуться на свои места! И у нас уже есть очередной звонок! Запись (голос с иностранным акцентом): Здравствуйте, меня зовут Ганс. Я приехал к вам из Германии, но в России совсем другие изображения на монетах и бумажных купюрах! Как мне разобраться в них? Отличный вопрос! Спасибо, Ганс! Действительно, у каждой страны деньги выглядят по - разному, хотя при этом все они металлические и бумажные. Феечка – копеечка, покажи нам деньги стран мира! · в Германии – это евро (купюры) и пфеннинги (монеты) · в Америке - доллары (купюры) и центы (монеты) · на Украине – гривня (купюры) и копейка (монеты) · во Франции – франк (купюры) и сантимо (монеты) Итд. (сопровождать показом) К слову сказать, ценность денег в каждой стране своя. Так, например: · 1 американский доллар приравнивается к 76 рублям · 1 евро – 90 рублей · а вот в гривне – всего 2 российских рубля. И еще один звонок на проводе! Алло, вы в эфире, здравствуйте! Запись: Здравствуйте! Меня зовут Юля, мне 6 лет. Спасибо за интересную передачу! У меня такой вопрос: у моего дедушки есть шкатулка с деньгами разных стран мира! Но он постоянно жалуется, что денег нет, а эти деньги называет сувенирными! Но если купюра других стран ценятся больше, мой дедушка очень богат! Так почему же он до сих пор ходит в старом пальто? Спасибо, Юля! Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос? (предположения детей) Феечка – копеечка, выведи определение на экран! Сувенирные, или игровые деньги – это копии настоящих банкнот, продающиеся в качестве сувенирной продукции. От поддельных они отличаются тем, что обычно на их лицевой и оборотной сторонах каким-либо способом указано, что данная банкнота не является платежным средством. Поэтому – то дедушка Юли не богат, он просто коллекционирует сувенирные деньги. И мы принимаем последний звонок на сегодня! Запись: Здравствуйте! Меня зовут Маша, мне 4 года. Я очень люблю играть в магазин. И денег у меня игрушечных много, а вот кошелька нет. Мама говорит, что мне еще рано покупать настоящий кошелек. Может быть можно сделать его из бумаги? Спасибо за идею Машенька! Действительно, такой способ есть! И придумали его японцы! Давайте все вместе сделаем кошелек в технике оригами! Пройдемте за столы! Оригами «Кошелек» Ребята, пришла пора подводить итоги нашей программы. Что вам запомнилось больше всего? Какие факты оказались новыми, а какие вы уже знали? Ребята, оставьте свои впечатления от участия в программе на доске настроения: поставьте зеленую галочку, если вам все понравилось, было интересно и вы узнали много нового. Поставьте красный крестик, если вам было скучно и новой информации вы не получили. Спасибо, ребята! Нам было очень приятно с вами работать! Я и Феечка Копеечка прощаемся с вами! До новых встреч в эфире!