При нормальном развитии овладение правильной речью и способность правильно произносить звуки у дошкольников заканчивается к пяти годам. Но сейчас у большинства детей этот процесс затягивается: ребенок не может произнести правильно отдельные звуки, либо пропускает или заменяет их. У некоторых детей нарушено чувство ритма и темпа, наблюдается напряжение мышечного тонуса при движениях. У дошкольников с нарушением речи обнаруживаются проблемы с общей моторикой и внимательностью, страдают коммуникационные навыки.
Чтобы избежать проблем в развитии ребенка, воспитателю необходимо проводить логоритмические занятия. Они должны быть направлены на совершенствование общей моторики, регуляцию мышечного тонуса, развитие чувства музыкального темпа и ритма, активацию всех видов внимания и памяти. В процессе подобных занятий важно научить ребенка правильно дышать во время разговора и выработать умеренный темп речи.
Занятия можно проводить под музыку, заставляя детей двигаться в такт и подпевать, можно придумать словесное или стихотворное сопровождение.
При проведении логоритмических занятий воспитатель может использовать пальчиковые игры, упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции, речевые упражнения, чистоговорки, занятия спортом под музыку.
Ребенок учится познавать мир, играя, поэтому любое занятие на развитие речи должно носить игровой характер.
Для большего эффекта от занятий логоритмические упражнения можно проводить в течение всего дня. Утром, во время зарядки, просить летей повторять определенные звуки. Во время подготовки к завтраку – проговаривать потешки, поговорки, чистоговорки, во время игр на воздухе – играть в ролевые игры по мотивам детских сказок и так далее.
Примеры логоритмических упражнений:
• игра «Ветерок». Дети имитируют звук ветра, набирая как можно больше воздуха в легкие и вытягивая губы. Воспитатель может предложить детям изобразить разный ветер звуками: свистящий – «сссс», зимний – «ууууу», летний – «вввв»;
• игра «Перекатывающийся мяч». Дети и воспитатель передают друг другу мяч, имитируя свои действия любой гласной;
• игра «Жуки и шмели». Воспитатель делит детей на две команды – жуки и шмели. Когда летают шмели (дети двигаются по кругу), жуки произносят звук «ш», когда летают жуки, шмели произносят сук «ж».
Особенно полезными занятия по логоритмической деятельности могут быть на музыкальных уроках. Прослушав музыкальное произведение, ребенок может поделиться своими эмоциями и впечатлениями. Такое занятие может поспособствовать еще и развитию внимания и памяти. Выразить свое отношение к музыке дети могут еще и нарисовав свои эмоции на листе бумаги. У дошкольника в таком случае развивается психомоторная функция, фантация, слуховая, зрительная и двигательная координация и мелкая моторика.
Важно понимать, что обучение детей правильной и понятной речи – это не только труд педагога, но и родителей, поэтому между ними должно быть взаимодействие. Воспитатель, указывая на проблему с речью у ребенка родителям, может предложить комплекс домашних упражнений.
Логоритмические занятия способствуют решению основных задач речевой деятельности, совершенствованию. всех видов движений, развитию памяти и мышления. Элементы логоритмики на всех видах занятий в дошкольном учреждении способствуют преодолению речевой патологии и социализации ребенка.
Список литературы:
1. Воронова А.Е. Логоритмика для детей 5-7 лет. Занятия и упражнения. -М.: ТЦ Сфера, 2006. – 144 с.
2. Гоголева, М.Ю. Логоритмика в детском саду. Старшая и подготовительная группы. – М.: Академия развития, 2006 – 120 с.
3. Микляева Н.В., Полозова О.А., Радионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112 с.