2023 2022
1 (219) 2023

Синицына Н.С. КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИГРОВОЙ СИТУАЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НА ТЕМУ «НОВЫЙ ГОД: ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИИ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

Тема: «Новый год - история и традиции».

Цель: формировать представление детей о празднике и праздновании Нового года в России.

Задачи:

Образовательные: формировать представления дошкольников о истории и традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение. Систематизировать знания детей празднования Нового года в России. Формировать познавательный интерес.

Развивающие: развивать мышление, память, внимание, воображение, связную речь.

Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, любовь к традициям своего народа.

Предварительная работа: беседы о празднике Новый год, чтение стихов, разгадывание загадок, беседы о традиции и праздновании Нового года в семье, чтение сказок, рассматривание картинок про Новый год, изготовление карточек- снежинок с заданиями, изготовления письма от Деда Мороза, карточки-схемы рисования ёлочки, изготовление варежек для игры «Найди пару».

Словарная работа: предки, европейские страны, прошлое поколение, традиция, основным, первоначально, потолочная балка, вкусности, обычай.

Ход

Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости. Посмотрите, как красиво мы украсили группу. Ребята, а для чего мы группу украшали? (ответы детей).

Какими словами мы можем сказать о празднике? (ответы детей: весёлый, красивый, чудесный, волшебный, сказочный…)

Воспитатель: новый год — это удивительный праздник. Его ждут не только дети, но и взрослые. Вы уже написали письма для Деда Мороза со своими желаниями в наш почтовый ящик? Я, сегодня, рано утром посмотрела, забрали их или нет, и увидела обратное письмо от Деда Мороза.

Хотите прочитаем? (ответы детей)

Здравствуйте дорогие ребята!

До Нового года осталось совсем мало времени, а надо успеть сделать еще много разных дел. Я, очень прошу всех ребят помочь мне. Дело в том, что злая Баба-Яга заколдовала мои сани с оленями, и я не могу подарить детям радость и подарки. Посылаю вам снежинки с заданиями, которые снимут её колдовские чары. Если вы выполните всё до Нового года, то я успею поздравить всех ребят и к вам приеду с подарками.

Ваш Дед Мороз.

Воспитатель: ребята вы готовы помочь Деду Морозу? Ведь до Нового года осталось 15 дней.

Сможете ли вы успеть всё выполнить? (Ответы детей) Справитесь?

Тогда выбирайте снежинки, с какой начнем?

(дети выбирают снежинки разного цвета и выполняют задания).

1. Снежинка.

Воспитатель: какого числа наши предки отмечали на Руси Новый год и почему?

Воспитатель показывает иллюстрации, русских-народных гуляний, беседует с детьми. Ответы детей.

(1марта как праздник весны, солнца, тепла, посев нового урожая)

2. Снежинка

Почему мы отмечаем Новый год 1 января?

Воспитатель показывает иллюстрации, проводит беседу

(Царь Петр I подписал указ о праздновании Нового года 1 января как в Европе.)

3. Снежинка

Как раньше украшали ёлку наши предки?

(Первоначально ёлку украшали в лесу, а затем стали приносить в дом и подвешивали к потолочной балке. Украшали яблоками, орехами, пряниками.)

4. Снежинка

Разгадайте загадки.

Что за звёздочки такие

На пальто и на платке-

Все сквозные вырезные,

А возьмешь- вода в руке. (снежинка)

Подышал он на окно-

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез…

Инеем укрыл... (мороз).

Хоть сама- и снег, и лед,

А уходит- слезы льет. (зима)

5. Снежинка

Назовите символы Нового года.

Воспитатель показывает иллюстрации

(Новогодняя ёлка, Дед Мороз, Снегурочка).

6. Снежинка

Какие традиции празднования Нового года у нас в стране?

(Новогодний стол, поздравление главы государства, бой курантов, салют, хороводы, песни, танцы до утра.)

7.Раскажите стихотворение.

(Ждут красавицу колючую

В каждом доме в декабре

На ветвях зажгут фонарики

Искры брызнут в серебре

Сразу станет в доме празднично

Закружится хоровод

Дед Мороз спешит с подарками

Наступает Новый год.)

8. Снежинка

Найдите вторую варежку Деду Морозу.

Проводится игра «Найди пару»

9. Снежинка

Что зашифровано на рисунке?

(Раздать листы бумаги с точечным рисункам ёлки, дети выполняют упражнения «Проведи по точкам»)

10. Снежинка

Где живет, Дет Мороз? Воспитатель показывает иллюстрацию.

Деревянный дворец в городе Великий Устюг.

Итог

Воспитатель: ребята вы выполнили все задания. Как здоров, что именно вы помогли Деду Морозу расколдовать его сани с оленями. Теперь мы знаем, что, Дед Мороз непременно приедет к нам на праздник, и мы будем водить хороводы, петь песни, играть и, конечно, получим от него подарки. У каждого народа есть свои традиции и особенности встречи Нового года, но все они сводятся к одной известной поговорки «Как Новый год встретишь, так его и проведешь».

Конец.

Источники:

1. Ельцова О. М., Антонова Г. А., Николаева Н.А. Сфера 2019 «Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций»

2. Иллюстрированный материал: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0f1d5cb406ee124c420261b65b80656e7130b0f0-7178390-images-thumbs&n=13

3. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=41aa4ca474baa726c5bfa2b2a5d9f114fb4a239a-7543894-images-thumbs&n=13

4. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dcd03bdec753c2f6d44021024d0d20a6-5582570-images-thumbs&n=13

5. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f6f5854a640997a330b0fe6c4a15c15b1c6787e3-8185177-images-thumbs&n=13