Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf
Тема: «Новый год - история и традиции».
Цель: формировать представление детей о празднике и праздновании Нового года в России.
Задачи:
Образовательные: формировать представления дошкольников о истории и традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение. Систематизировать знания детей празднования Нового года в России. Формировать познавательный интерес.
Развивающие: развивать мышление, память, внимание, воображение, связную речь.
Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, любовь к традициям своего народа.
Предварительная работа: беседы о празднике Новый год, чтение стихов, разгадывание загадок, беседы о традиции и праздновании Нового года в семье, чтение сказок, рассматривание картинок про Новый год, изготовление карточек- снежинок с заданиями, изготовления письма от Деда Мороза, карточки-схемы рисования ёлочки, изготовление варежек для игры «Найди пару».
Словарная работа: предки, европейские страны, прошлое поколение, традиция, основным, первоначально, потолочная балка, вкусности, обычай.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости. Посмотрите, как красиво мы украсили группу. Ребята, а для чего мы группу украшали? (ответы детей).
Какими словами мы можем сказать о празднике? (ответы детей: весёлый, красивый, чудесный, волшебный, сказочный…)
Воспитатель: новый год — это удивительный праздник. Его ждут не только дети, но и взрослые. Вы уже написали письма для Деда Мороза со своими желаниями в наш почтовый ящик? Я, сегодня, рано утром посмотрела, забрали их или нет, и увидела обратное письмо от Деда Мороза.
Хотите прочитаем? (ответы детей)
Здравствуйте дорогие ребята!
До Нового года осталось совсем мало времени, а надо успеть сделать еще много разных дел. Я, очень прошу всех ребят помочь мне. Дело в том, что злая Баба-Яга заколдовала мои сани с оленями, и я не могу подарить детям радость и подарки. Посылаю вам снежинки с заданиями, которые снимут её колдовские чары. Если вы выполните всё до Нового года, то я успею поздравить всех ребят и к вам приеду с подарками.
Ваш Дед Мороз.
Воспитатель: ребята вы готовы помочь Деду Морозу? Ведь до Нового года осталось 15 дней.
Сможете ли вы успеть всё выполнить? (Ответы детей) Справитесь?
Тогда выбирайте снежинки, с какой начнем?
(дети выбирают снежинки разного цвета и выполняют задания).
1. Снежинка.
Воспитатель: какого числа наши предки отмечали на Руси Новый год и почему?
Воспитатель показывает иллюстрации, русских-народных гуляний, беседует с детьми. Ответы детей.
(1марта как праздник весны, солнца, тепла, посев нового урожая)
2. Снежинка
Почему мы отмечаем Новый год 1 января?
Воспитатель показывает иллюстрации, проводит беседу
(Царь Петр I подписал указ о праздновании Нового года 1 января как в Европе.)
3. Снежинка
Как раньше украшали ёлку наши предки?
(Первоначально ёлку украшали в лесу, а затем стали приносить в дом и подвешивали к потолочной балке. Украшали яблоками, орехами, пряниками.)
4. Снежинка
Разгадайте загадки.
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке-
Все сквозные вырезные,
А возьмешь- вода в руке. (снежинка)
Подышал он на окно-
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез…
Инеем укрыл... (мороз).
Хоть сама- и снег, и лед,
А уходит- слезы льет. (зима)
5. Снежинка
Назовите символы Нового года.
Воспитатель показывает иллюстрации
(Новогодняя ёлка, Дед Мороз, Снегурочка).
6. Снежинка
Какие традиции празднования Нового года у нас в стране?
(Новогодний стол, поздравление главы государства, бой курантов, салют, хороводы, песни, танцы до утра.)
7.Раскажите стихотворение.
(Ждут красавицу колючую
В каждом доме в декабре
На ветвях зажгут фонарики
Искры брызнут в серебре
Сразу станет в доме празднично
Закружится хоровод
Дед Мороз спешит с подарками
Наступает Новый год.)
8. Снежинка
Найдите вторую варежку Деду Морозу.
Проводится игра «Найди пару»
9. Снежинка
Что зашифровано на рисунке?
(Раздать листы бумаги с точечным рисункам ёлки, дети выполняют упражнения «Проведи по точкам»)
10. Снежинка
Где живет, Дет Мороз? Воспитатель показывает иллюстрацию.
Деревянный дворец в городе Великий Устюг.
Итог
Воспитатель: ребята вы выполнили все задания. Как здоров, что именно вы помогли Деду Морозу расколдовать его сани с оленями. Теперь мы знаем, что, Дед Мороз непременно приедет к нам на праздник, и мы будем водить хороводы, петь песни, играть и, конечно, получим от него подарки. У каждого народа есть свои традиции и особенности встречи Нового года, но все они сводятся к одной известной поговорки «Как Новый год встретишь, так его и проведешь».
Конец.
Источники:
1. Ельцова О. М., Антонова Г. А., Николаева Н.А. Сфера 2019 «Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций»
2. Иллюстрированный материал: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0f1d5cb406ee124c420261b65b80656e7130b0f0-7178390-images-thumbs&n=13
3. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=41aa4ca474baa726c5bfa2b2a5d9f114fb4a239a-7543894-images-thumbs&n=13
4. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dcd03bdec753c2f6d44021024d0d20a6-5582570-images-thumbs&n=13
5. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f6f5854a640997a330b0fe6c4a15c15b1c6787e3-8185177-images-thumbs&n=13
Тема: «Новый год - история и традиции».
Цель: формировать представление детей о празднике и праздновании Нового года в России.
Задачи:
Образовательные: формировать представления дошкольников о истории и традициях празднования Нового года на Руси, их возникновение. Систематизировать знания детей празднования Нового года в России. Формировать познавательный интерес.
Развивающие: развивать мышление, память, внимание, воображение, связную речь.
Воспитательные: воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, любовь к традициям своего народа.
Предварительная работа: беседы о празднике Новый год, чтение стихов, разгадывание загадок, беседы о традиции и праздновании Нового года в семье, чтение сказок, рассматривание картинок про Новый год, изготовление карточек- снежинок с заданиями, изготовления письма от Деда Мороза, карточки-схемы рисования ёлочки, изготовление варежек для игры «Найди пару».
Словарная работа: предки, европейские страны, прошлое поколение, традиция, основным, первоначально, потолочная балка, вкусности, обычай.
Ход
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые гости. Посмотрите, как красиво мы украсили группу. Ребята, а для чего мы группу украшали? (ответы детей).
Какими словами мы можем сказать о празднике? (ответы детей: весёлый, красивый, чудесный, волшебный, сказочный…)
Воспитатель: новый год — это удивительный праздник. Его ждут не только дети, но и взрослые. Вы уже написали письма для Деда Мороза со своими желаниями в наш почтовый ящик? Я, сегодня, рано утром посмотрела, забрали их или нет, и увидела обратное письмо от Деда Мороза.
Хотите прочитаем? (ответы детей)
Здравствуйте дорогие ребята!
До Нового года осталось совсем мало времени, а надо успеть сделать еще много разных дел. Я, очень прошу всех ребят помочь мне. Дело в том, что злая Баба-Яга заколдовала мои сани с оленями, и я не могу подарить детям радость и подарки. Посылаю вам снежинки с заданиями, которые снимут её колдовские чары. Если вы выполните всё до Нового года, то я успею поздравить всех ребят и к вам приеду с подарками.
Ваш Дед Мороз.
Воспитатель: ребята вы готовы помочь Деду Морозу? Ведь до Нового года осталось 15 дней.
Сможете ли вы успеть всё выполнить? (Ответы детей) Справитесь?
Тогда выбирайте снежинки, с какой начнем?
(дети выбирают снежинки разного цвета и выполняют задания).
1. Снежинка.
Воспитатель: какого числа наши предки отмечали на Руси Новый год и почему?
Воспитатель показывает иллюстрации, русских-народных гуляний, беседует с детьми. Ответы детей.
(1марта как праздник весны, солнца, тепла, посев нового урожая)
2. Снежинка
Почему мы отмечаем Новый год 1 января?
Воспитатель показывает иллюстрации, проводит беседу
(Царь Петр I подписал указ о праздновании Нового года 1 января как в Европе.)
3. Снежинка
Как раньше украшали ёлку наши предки?
(Первоначально ёлку украшали в лесу, а затем стали приносить в дом и подвешивали к потолочной балке. Украшали яблоками, орехами, пряниками.)
4. Снежинка
Разгадайте загадки.
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке-
Все сквозные вырезные,
А возьмешь- вода в руке. (снежинка)
Подышал он на окно-
Вмиг покрылось льдом оно.
Даже веточки берез…
Инеем укрыл... (мороз).
Хоть сама- и снег, и лед,
А уходит- слезы льет. (зима)
5. Снежинка
Назовите символы Нового года.
Воспитатель показывает иллюстрации
(Новогодняя ёлка, Дед Мороз, Снегурочка).
6. Снежинка
Какие традиции празднования Нового года у нас в стране?
(Новогодний стол, поздравление главы государства, бой курантов, салют, хороводы, песни, танцы до утра.)
7.Раскажите стихотворение.
(Ждут красавицу колючую
В каждом доме в декабре
На ветвях зажгут фонарики
Искры брызнут в серебре
Сразу станет в доме празднично
Закружится хоровод
Дед Мороз спешит с подарками
Наступает Новый год.)
8. Снежинка
Найдите вторую варежку Деду Морозу.
Проводится игра «Найди пару»
9. Снежинка
Что зашифровано на рисунке?
(Раздать листы бумаги с точечным рисункам ёлки, дети выполняют упражнения «Проведи по точкам»)
10. Снежинка
Где живет, Дет Мороз? Воспитатель показывает иллюстрацию.
Деревянный дворец в городе Великий Устюг.
Итог
Воспитатель: ребята вы выполнили все задания. Как здоров, что именно вы помогли Деду Морозу расколдовать его сани с оленями. Теперь мы знаем, что, Дед Мороз непременно приедет к нам на праздник, и мы будем водить хороводы, петь песни, играть и, конечно, получим от него подарки. У каждого народа есть свои традиции и особенности встречи Нового года, но все они сводятся к одной известной поговорки «Как Новый год встретишь, так его и проведешь».
Конец.
Источники:
1. Ельцова О. М., Антонова Г. А., Николаева Н.А. Сфера 2019 «Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций»
2. Иллюстрированный материал: https://avatars.mds.yandex.net/i?id=0f1d5cb406ee124c420261b65b80656e7130b0f0-7178390-images-thumbs&n=13
3. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=41aa4ca474baa726c5bfa2b2a5d9f114fb4a239a-7543894-images-thumbs&n=13
4. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=dcd03bdec753c2f6d44021024d0d20a6-5582570-images-thumbs&n=13
5. https://avatars.mds.yandex.net/i?id=f6f5854a640997a330b0fe6c4a15c15b1c6787e3-8185177-images-thumbs&n=13