Выпуск № 75 (150) 2021

Кассихина Н.В. Развитие музыкально-творческих способностей детей через приобщения к музыкально-театральной деятельности

Из всего многообразия видов искусства музыку можно считать одним их важнейших факторов влияния на гармоничное развитие личности. Именно гармония музыки и театральной деятельности стимулирует эмоциональный, интеллектуальный и особенно духовно-нравственный потенциал личности. Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемы современной педагогики и психологии, касающиеся художественного образования и воспитания, развития коммуникативных качеств личности, обучения вербальным и невербальным видам общения. Благодаря драматизации литературных произведений, ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Поэтому задача приобщения детей к музыкально-театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.
В своей работе стараюсь знакомить детей с такой музыкой, которая не сможет оставить ребенка равнодушным. Она заставляет плакать и смеяться, сочувствовать и сопереживать. Благодаря способности затронуть самые сокровенные струны души, пробудить в человеке светлые, благородные порывы, охватить единым настроением, музыку по праву можно считать одним из важнейших проявлений человеческой культуры.
Для того чтобы детское исполнительство и творчество могли проявляться успешно, ребенку нужно накопить музыкальные впечатления. Уже в младших группах на занятиях знакомлю детей с музыкой В.А. Моцарта, Р. Шумана, П.И. Чайковского, М. Глинки. Именно с этих произведений начинается путь малышей в прекрасный мир музыки. В старшей и подготовительной группах дети слушают музыку М. Мусоргского, А. Лядова, С. Рахманинова, С. Прокофьева, Г. Свиридова, Д. Шостаковича. Некоторые произведения использую в работе над музыкально-ритмическими движениями. Музыка помогает передать характер персонажей в движении, герои поют, танцуют. Происходит обогащение музыкальными впечатлениями, пробуждается творческая активность.
Творческие способности – это индивидуальные психологические особенности, качества ребенка, которые проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте у детей преобладает чрезвычайная любознательность и огромное желание познавать окружающий мир. Детское музыкальное творчество, как и детское исполнительство, как правило, не имеет художественной ценности, важности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка.
Художественная ценность музыкального образа, созданного ребенком, заключается в наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. Чтобы ребенок мог сочинить и спеть мелодию, необходимо развитие основных музыкальных способностей, а так же воображения, фантазии, свободной ориентировки в непривычных ситуациях для проявления творчества.
Музыкально-театрализованная деятельность детей в дошкольном возрасте дает огромный потенциал к развитию всех выше указанных способностей, поскольку сам театр органично сочетает в себе все виды искусства: музыку, движение, художественное слово, живопись. Детям нравится самим обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомые литературные сюжеты. Музыкально - театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Каждый человек хочет быть счастливым. А чтобы сделать таким ребёнка, надо возвысить его духовно и приобщить к творчеству, удовлетворить его внутренние желания; потребность в красоте, доброте, любви, истине, справедливости.
Сегодня потребность в сказке представляется особенно большой. Ребенка буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у малышей велика, она все же имеет свои границы. Ребенок переутомляется, делается нервным, и именно сказка освобождает его сознание от всего неважного, необязательного концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе.
Свою работу стараюсь строить через системный подход, опираясь на все виды деятельности. Развивать музыкально-творческие способности детей помогают занятия, которые проводятся в традиционной и нетрадиционной форме с использование различных игровых сказочных сюжетов, меняющихся и варьирующихся в зависимости от возраста и уровня развития музыкальных способностей детей.
Театрализованные игры на музыкальных занятиях начинаю вводить с первой младшей группы. В гости к детям обязательно приходит какой-нибудь персонаж: кукла, собачка, петушок, кошечка, и др. Обязательно приветствуем его и учимся звукоподражанию с различной интонацией. У детей формируются простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных): клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; птички летают, лошадки скачут и т.д. Все занятия имеют какой-либо сюжет. Такая игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы. В старшем возрасте дети активно участвуют в музыкально- театрализованных постановках, театрализованных играх, драматизациях. В спектаклях дети разговаривают разными голосами, танцуют, поют. Для реализации задач развития музыкально-творческих способностей дошкольников является организация предметно - пространственной художественной среды, которая даёт широкие возможности ребёнку для реализации его замыслов. В нашем детском саду, при тесном сотрудничестве всех субъектов педагогического процесса (педагоги, дети, родители), она активно пополняется (театральные костюмы, атрибуты, декорации, аудиозаписей современной, классической и народной музыки, основанных на принципах художественности, доступности, яркости, контрастности).
Много маленьких звездочек зажег наш детский сад. Дети росли и развивались с героями сказок «Цветик-семицветик», «Сказка о глупом мышонке», «Дюймовочка», «По-щучьему веленью», «Лесной портной» и др. Неоднократно спектакли становились победителями в различных конкурсах. Выпускники из нашего детского сада, многие поступили в музыкальную школу, занимаются в театральных кружках и танцевальных студиях. Это и является главным результатом того, к чему мы стремимся.
Библиографический список:
1. Антипова Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.:ТЦ Сфера, 2006. – 128 с. (Серия «Вместе с детьми»).
2. Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений/ О.П. Радынова, Л.Н. Комиссарова. Изд. 2-е испр. и дополн. – Дубна:Феникс+, 2014. – 332 с.
3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. - М.: АРКТИ, 2000. – 160 с.: илл. – (Развитие и воспитание дошкольника)
4. http://doshkolnik.ru/teatr/12998.html
5. https://kopilkaurokov.ru/muzika/prochee/muzykal-no-tieatralizovannaia-dieiatiel-nost-kak-sriedstvo-razvitiia-tvorchieskikh-sposobnostiei-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta
6. https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-tvorcheskih-sposobnostei-detei-cherez-muzykalno-teatralizovanuyu-dejatelnost.html
2021-10-25 12:06