Выпуск № 65 (140) 2021

Серова С.В. Долгосрочный проект по экологии «Будущее в наших руках»

Данный проект ориентирован на воспитание у дошкольников любви к природе, желания поддерживать чистоту и порядок начиная с малого- территории прогулочного участка. Расширить представления детей о растениях, как живых организмах и способах ухода за ними. Научить видеть красоту природы и вовлекать сверстников, родителей и знакомых в её изучение и охрану. Родители, дети и педагоги, занимаясь общим делом, развивают кругозор детей и приносят пользу окружающей среде. Что способствует созданию благоприятного психологического климата и развитию партнерских отношений между всеми участниками проекта.
Срок реализации проекта 01.09.2020 - 31.05.2021 г.
Цель проекта:
Сформировать у детей чувство единения с природой, осознания себя, как части экосистемы. Формировать желание беречь природу и её богатства и содействовать сохранению её целостности.
Задачи:
1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы.
2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
3. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
4. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку.
Предполагаемый результат:
1) дети подробно познакомятся с природной средой на участке, получат знания о растительном и животном мире в его пределах;
2) дети получат общие знания о растительном и животном мире и обогатят свой опыт общения с ним;
3) дети научатся самостоятельно опытным путем изучать окружающий мир и получать ответы на интересующие их вопросы;
4) у воспитанников сформируется положительное отношение к труду и желание беречь природу;
5) дошкольники закрепят свои знания по ориентированию на местности;
6) укрепится взаимодействие с семьями воспитанников.
Перед реализацией данного проекта я выделила особое внимание на следующие основные направления:
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа в уголке природы, подкормка птиц, посадка семян и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Формы работы по реализации проекта:
1) наблюдения за растительным и животным миром;
2) продуктивная деятельность: создание газет, Красной книги, поделок из природного материала;
3) подвижные, дидактические игры;
4) исследовательская деятельность проведение опытов;
5) беседы, познавательное чтение.
Этапы реализации проекта:
Этап 1 подготовительный.
Сбор и анализ материала по данной тематике. Подготовка дидактических игр, разработка плана мероприятий по реализации проекта. Формирование экологической культуры детей.
-уголки природы в группе;
-экологическая тропа на участке детского сада;
-огород на окне;
-наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
-библиотечка книг с экологическим содержанием.
Этап 2: основной.
Формирование у воспитанников желания участвовать в работе над проектом, активное привлечение родителей к работе над ним. Проведение мероприятий по плану реализации проекта. Формирование знаний детей и родителей по данной теме путем проведения мероприятий.
Методы, используемые для реализации проекта:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки (с родителями),
- наблюдения
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
4. Практические методы:
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий. (Макеты)
5.Работа с родителями:
- Помощь в оставление описательного рассказа о животном, птице, растении для Красной книги
- Консультация для родителей "Экологическое воспитание в семье"
- Совместные субботники
- Открытое занятие
Этап3: заключительный. Подведение итогов проведенных мероприятий. Обобщение и закрепление полученного опыта.
Подведение итогов работы:
Сентябрь: Конкурс поделок из природного материала

Октябрь: «Огород на подоконнике»

Ноябрь: Делаем «Красную» книгу вместе.

Декабрь: Пополнение уголка живой природы новыми животными, чтение книг о животных и природе, рассказы детей и пополнение «красной книги» новыми животными.

Январь: Изготовление макетов (мк для педагогов, совместная деятельность с детьми)

Февраль: Открытое занятие для родителей «Будь природе другом»

Март: Конкурс рисунков: «Бережем планету вместе!»
Апрель - Акция "Сделаем мир чище!" Уборка мусора на участке группы. (Субботники)

Май- Акция "Красота спасёт мир!" озеленение участка детского сада

Список используемой литературы
1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.
2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.
3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.