Серова С.В. Долгосрочный проект по экологии «Будущее в наших руках»
Данный проект ориентирован на воспитание у дошкольников любви к природе, желания поддерживать чистоту и порядок начиная с малого- территории прогулочного участка. Расширить представления детей о растениях, как живых организмах и способах ухода за ними. Научить видеть красоту природы и вовлекать сверстников, родителей и знакомых в её изучение и охрану. Родители, дети и педагоги, занимаясь общим делом, развивают кругозор детей и приносят пользу окружающей среде. Что способствует созданию благоприятного психологического климата и развитию партнерских отношений между всеми участниками проекта. Срок реализации проекта 01.09.2020 - 31.05.2021 г. Цель проекта: Сформировать у детей чувство единения с природой, осознания себя, как части экосистемы. Формировать желание беречь природу и её богатства и содействовать сохранению её целостности. Задачи: 1. Научить детей вести наблюдения за объектами живой и неживой природы. Научить конкретным способам экспериментирования и исследования объектов природы. 2. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы. 3. Научить проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности. 4. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе. 5. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, рыбам, птицам, человеку. Предполагаемый результат: 1) дети подробно познакомятся с природной средой на участке, получат знания о растительном и животном мире в его пределах; 2) дети получат общие знания о растительном и животном мире и обогатят свой опыт общения с ним; 3) дети научатся самостоятельно опытным путем изучать окружающий мир и получать ответы на интересующие их вопросы; 4) у воспитанников сформируется положительное отношение к труду и желание беречь природу; 5) дошкольники закрепят свои знания по ориентированию на местности; 6) укрепится взаимодействие с семьями воспитанников. Перед реализацией данного проекта я выделила особое внимание на следующие основные направления: 1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме. 2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа в уголке природы, подкормка птиц, посадка семян и др.). 3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов. Формы работы по реализации проекта: 1) наблюдения за растительным и животным миром; 2) продуктивная деятельность: создание газет, Красной книги, поделок из природного материала; 3) подвижные, дидактические игры; 4) исследовательская деятельность проведение опытов; 5) беседы, познавательное чтение. Этапы реализации проекта: Этап 1 подготовительный. Сбор и анализ материала по данной тематике. Подготовка дидактических игр, разработка плана мероприятий по реализации проекта. Формирование экологической культуры детей. -уголки природы в группе; -экологическая тропа на участке детского сада; -огород на окне; -наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); -библиотечка книг с экологическим содержанием. Этап 2: основной. Формирование у воспитанников желания участвовать в работе над проектом, активное привлечение родителей к работе над ним. Проведение мероприятий по плану реализации проекта. Формирование знаний детей и родителей по данной теме путем проведения мероприятий. Методы, используемые для реализации проекта: 1. Наглядные методы: - экскурсии, целевые прогулки (с родителями), - наблюдения - показа сказок (педагогом, детьми); - рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; - проведение дидактических игр; 2. Словесные методы: - чтение литературных произведений; - беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя. 3. Игровые методы: - проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр драматизаций и др.); - загадывание загадок; - проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров. 4. Практические методы: - организация продуктивной деятельности детей; - оформление гербария растений, коллекции семян, плодов; - постановка сказок, отрывков литературных произведений; - изготовление с детьми наглядных пособий. (Макеты) 5.Работа с родителями: - Помощь в оставление описательного рассказа о животном, птице, растении для Красной книги - Консультация для родителей "Экологическое воспитание в семье" - Совместные субботники - Открытое занятие Этап3: заключительный. Подведение итогов проведенных мероприятий. Обобщение и закрепление полученного опыта. Подведение итогов работы: Сентябрь: Конкурс поделок из природного материала Октябрь: «Огород на подоконнике»
Ноябрь: Делаем «Красную» книгу вместе.
Декабрь: Пополнение уголка живой природы новыми животными, чтение книг о животных и природе, рассказы детей и пополнение «красной книги» новыми животными.
Январь: Изготовление макетов (мк для педагогов, совместная деятельность с детьми)
Февраль: Открытое занятие для родителей «Будь природе другом»
Март: Конкурс рисунков: «Бережем планету вместе!» Апрель - Акция "Сделаем мир чище!" Уборка мусора на участке группы. (Субботники)
Май- Акция "Красота спасёт мир!" озеленение участка детского сада
Список используемой литературы 1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975. 2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984. 3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001. 4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005. 5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004. 6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005. 7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.