2023 2022
2 (220) 2023

Скрипник С.М., Малина Н.Н. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf

В настоящее время внедрение инновационных технологий в дошкольное образовательное учреждение имеет особую значимость. Это связано с обновлением содержания в сфере образования и воспитания дошкольников и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника.

С целью достижения новых образовательных результатов в своей профессиональной деятельности мы системно использует инновационные технологии с воспитанниками, родителями и педагогическими работниками. Использование современных технологий в развивающей деятельности способствует развитию речевых умений и навыков, снимает напряжение, восстанавливает работоспособность, активизирует познавательный интерес, улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

Из массы ИКТ мы хотели бы остановиться на интерактивных дидактических играх. Интерактивная дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Интерактивные игры помогли нам разнообразить методические приемы подачи материала для детей младшего возраста. С помощью интерактивных и мультимедийных средств мы моделируем различные ситуации из окружающей среды, составляем наглядные загадки (например, игры «Отгадай, что за дерево?» «Загадки безопасность зимой», «Загадки про спорт»), знакомим детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т. д. А самый главный плюс, в том, что интерактивная игра не заменяет человека на компьютер, а как раз наоборот идет активное общение с детьми, именно общение является вспомогательным средством подачи материала.

Одним из самых популярных программных средств, которые мы используем на занятиях с использованием ИКТ, является программа компании Microsoft – PowerPoint. Это были самые простые игры-сортировки. Мы обратили внимание на то, что подача информации на экране интерактивной доски в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использовать эти электронные пособия при организации НОД или индивидуально с одним ребенком очень удобно, так как большое разнообразие заданий способствует развитию познавательных интересов.

Образовательные платформы как LEARNIS. Она уникальна, прежде всего, тем, что обладает многофункциональностью. С её помощью можно создать:

· образовательные квесты

· дидактические игры

· терминологические словари (флэш-карточки)

· интерактивное видео.

Wordwall.net – это многофункциональный инструмент для создания как интерактивных, так и печатных материалов. Коллекция предлагаемых шаблонов дидактических игр весьма разнообразна и может быть использована для составления игр как по предметам естественно-научного цикла, так и для гуманитарных дисциплин. Интерактивные упражнения воспроизводятся на любом устройстве, имеющем доступ в интернет: на компьютере, планшете, телефоне или интерактивной доске. Печатные версии можно распечатать и использовать их в качестве самостоятельных учебных заданий.

В своей работе мы руководствуемся следующими дидактическими принципами:

Принцип доступности.

Реализуя принцип доступности, отбираем наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.

Принцип систематичности и последовательности.

Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации и интерактивные игры, я создаем и подбираем в соответствии с тематическим планом.

Руководствуясь принципом научности, преследуется одна цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. Интерактивные игры дают нам возможность представлять в форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи).

Принцип творческой активности.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, мы стимулируем познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Принцип наглядности.

Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, в своей работе используем мультимедийные презентации, слайд-шоу, видеофрагменты, интерактивные игры.

Внедрение новых технологий в образовательный процесс способствует более эффективному воспитанию ребенка, который стремится творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире. Использование таких технологий безусловно влияет на формирование положительной мотивации к дальнейшему обучению.

Целесообразность введённых образовательных технологий и их практическая значимость подтверждается положительной динамикой развития детей.

Список используемых источников:1. Васенина, С. И. Развивающие компьютерные игры как средство развития детей дошкольного возраста / С. И. Васенина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22522/ (дата обращения: 11.01.2023).

2. Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: Учеб. —метод. пособие /Комарова Т.С. М, 2011 —44с

3. Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст]: учеб. для вузов /Новосёлова С. Л. М.: Новая школа, 1997—с.39-41

4. Пучкова Д.А. РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Текст] / Д.А. Пучкова //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.