Выпуск № 10 (85) 2021

Зайцева Л.В. Непрерывная образовательная интегрированная деятельность для детей старшей группы в области «Познание», «Безопасность», «Художественное творчество» на тему «В гостях у Гриба-лесовика»

Цель: Закрепить знания о дарах осени, о съедобных и несъедобных грибах, расширить представления о местах обитания грибов; видеть красоту осеннего леса, углублять эстетическое восприятие окружающего мира, формировать умение работать с бумагой и клеем.
1. Образовательные задачи:
Закрепление и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью:
¾     о местах произрастания грибах;
¾     о съедобных и несъедобных грибах;
2. Воспитательные задачи:
¾     формирование любви и бережного отношения к живой природе;
¾     углублять эстетическое восприятие окружающего мира;
¾     формирование активности и инициативности;
3. Развивающие задачи:
¾     развитие памяти, внимания, восприятия;
¾     развитие логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе;
¾     развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
¾     формирование умения работать с бумагой и клеем;
Материалы у воспитателя: картинки с изображением грибов; дидактическая игра "Грибная полянка", наряд гриба-Лесовика, цветная бумага, клей, диск со звуками леса, слайды с изображением болота, чащи леса, сказочной поляны.
Материалы у каждого ребёнка: заготовленные заранее детали корзины из цветной бумаги, клей, кисточки для клея, ёмкости для клея, салфетки, влажные салфетки.
Ход организованной образовательной деятельности:
1. Вступительная часть. Сообщение темы занятия.
2. Продуктивная деятельность-конструирование корзины.
3. Путешествие к волшебной поляне с преодолением препятствий. Обсуждение правил сбора грибов. Отгадывание загадок. Закрепление знаний о съедобных и несъедобных грибах.
4. Сюрпризный момент. Игра с гостем «Грибная поляна».
5. Подведение итогов.
ЗАНЯТИЕ "В ГОСТЯХ У ГРИБА-ЛЕСОВИКА"

Для изготовления:
1. лист бумаги;
2. клей или степлер;
3. ножницы;
4. принтер или линейка с карандашом.
Схема изготовления:
1.        Распечатайте наш шаблон корзинки на цветной бумаге. Для этой поделки лучше использовать двустороннюю бумагу, у которой с разных сторон – разные цвета. Если у вас нет принтера, то начертите шаблон с помощью линейки и карандаша. Вырежьте все детали.

2. Аккуратно согните, не делая складок, будущую корзинку.

3. Склейте вместе или скрепите степлером крайние полоски, как это показано на рисунке.

4. Приклейте или прикрепите степлером к получившемуся стыку все остальные полоски, ручку и замаскируйте стыки, например, цветочками.

Сообщение темы занятия:
Воспитатель (далее – В.): Сегодня у нас с вами занятие по экологическому воспитанию, но занятие необычное. Я приглашаю вас в путешествие по сказочному лесу, который полон загадок и чудес. Здесь нас ждёт хозяин леса – Лесовик, который проверит ваши знания, поиграет с вами. В конце путешествия нас ждёт сюрприз. Вы готовы к путешествию? Тогда отправляемся в путь.
Ход занятия.
В. В конце лета и в начале осени самое время собирать грибы. Кто из вас ходил в лес за грибами? (Ответы) Предлагаю отправиться туда. Хотите?
Д. Да.
В. С чем ходят в лес за грибами?
Д. С корзинками.
В. У нас их нет, но мы их сделаем.
Воспитатель вместе с детьми из заготовленных заранее деталей цветной бумаги собирают "корзинки", скрепляя их детали клеем или скрепками.
В. Каждый сделал для себя "корзинку". И теперь отправляемся в "лес". (Под музыку, выполняя знакомые танцевальные движения, дети идут по группе.) Вот мы и в лесу. (В группе висит большая картина с изображением деревьев, кустарников, пней, грибной полянки, разных грибов. Оформление лесной поляны зависит от фантазии воспитателя: можно на ковре расставить картонные деревья, на полу разложить нарисованные или вырезанные из журналов, книжек, дидактических материалов грибы.) Присядем на полянку и оглядимся вокруг. Посмотрите, сколько здесь грибов! Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки. Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов:
¾      не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса;
¾      срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу;
¾      не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть не прикрытая листвой;
¾      не собирать грибы у проезжей части;
¾      собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу;
¾      не срывать старые и очень маленькие грибы.
А вот здесь в корзинке, что – то лежит. Это ёжик нам подсказку оставил, какие грибы собирать. Давайте попробуем угадать, что же это за грибы (Отгадывают загадки).
Этот гриб живет под елью,
Под ее огромной тенью.
Мудрый бородач-старик,
Житель бора - (Боровик).
Верно, дети, это боровик. Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка. Его ещё как называют? (Ответы детей). Правильно, белым грибом. А почему? (Потому что он не боится ни сушки, ни варки, ни жарки, а так и остаётся белым. Темнеют все грибы, кроме белого, поэтому его ещё называют гриб – полковник).
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Какие бывают опята? (Летние и осенние).
Где они обычно растут? (На пнях сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что рукой не достать).
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я … (Подосиновик).
Почему этот гриб так называют? (Потому что чаще всего он растёт под осиной).
Расскажите, что вы знаете об этом грибе? (Это съедобный гриб. У него прямая ножка и круглая красная головка).
Не скрою: не белый, я, братцы, попроще,
Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберёзовик).
Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что они похожи между собой и растут рядом. Как же всё же их различить? (По цвету шляпки. На изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым).
Вот как много интересного мы узнали с Вами о грибах.
Дети, Вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с берёзой – подберёзовик, с осиной – подосиновик; эта дружба помогает им расти.
Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные? (Съедобные)
А как называется самый известный ядовитый гриб? (Мухомор)
Почему его так называют? (Потому что мухи его боятся и падают замертво при его виде)
А, может, всё-таки он не так плох, может для кого-то он полезен? (Лоси им лечатся, проглатывая его целиком).
Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете? (Бледная поганка, ложный опёнок).
Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы!
Рассмотрим их, а я сейчас позову гостя.
Появляется педагог в наряде Гриба-лесовика.
Гриб-лесовик. Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я? (Ответы). Рассмотрели картинку? Каких моих родственников вы можете назвать? (Ответы). А как называется человек, который хорошо разбирается в грибах и умеет их собирать?
Д. Грибник.
Гриб-лесовик. Вы знаете, как правильно собирать грибы? (Ответы). А на какие группы делятся все грибы?
Д. Съедобные и несъедобные.
Гриб-лесовик. Представьте себе: вы нашли в лесу гриб, но не знаете, что это за гриб. Как вы поступите? (Ответы). Правильно, лучше такой гриб не трогать. Он может пригодиться кому-нибудь из зверей. Давайте поиграем в игру «Грибная полянка». В мой лес можно идти только с корзинкой - это первое правило. Согласны?
Д. Да, у нас есть корзинки.
Гриб-лесовик. Хорошо. Слушайте внимательно правило второе. Нужно собрать не менее трех грибов. Их на моей полянке много, хватит всем. Собирайте только те грибы, которые знаете: собирали раньше или видели на картинках. За каждый найденный и правильно названный съедобный гриб я буду награждать.
Гриб-лесовик, и дети играют в игру «Грибная полянка».
Гриб-лесовик. Как много вы собрали грибов! Что с ними делать? Не пропадать же им. А вы знаете, ребята я гриб – лесовик не простой, а волшебный и умею делать много чудес.
Гриб-лесовик говорит волшебные слова и в корзине появляются грибочки.
Итог занятия.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие на сегодня прерывается, но не заканчивается. Мы будем и дальше путешествовать, приобретая всё новые и новые знания!