Зайцева Л.В. Непрерывная образовательная интегрированная деятельность для детей старшей группы в области «Познание», «Безопасность», «Художественное творчество» на тему «В гостях у Гриба-лесовика»
Цель: Закрепить знания о дарах осени, о съедобных и несъедобных грибах, расширить представления о местах обитания грибов; видеть красоту осеннего леса, углублять эстетическое восприятие окружающего мира, формировать умение работать с бумагой и клеем. 1. Образовательные задачи: Закрепление и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью: ¾ о местах произрастания грибах; ¾ о съедобных и несъедобных грибах; 2. Воспитательные задачи: ¾ формирование любви и бережного отношения к живой природе; ¾ углублять эстетическое восприятие окружающего мира; ¾ формирование активности и инициативности; 3. Развивающие задачи: ¾ развитие памяти, внимания, восприятия; ¾ развитие логического мышления, умение устанавливать причинно-следственные связи в природе; ¾ развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; ¾ формирование умения работать с бумагой и клеем; Материалы у воспитателя: картинки с изображением грибов; дидактическая игра "Грибная полянка", наряд гриба-Лесовика, цветная бумага, клей, диск со звуками леса, слайды с изображением болота, чащи леса, сказочной поляны. Материалы у каждого ребёнка: заготовленные заранее детали корзины из цветной бумаги, клей, кисточки для клея, ёмкости для клея, салфетки, влажные салфетки. Ход организованной образовательной деятельности: 1. Вступительная часть. Сообщение темы занятия. 2. Продуктивная деятельность-конструирование корзины. 3. Путешествие к волшебной поляне с преодолением препятствий. Обсуждение правил сбора грибов. Отгадывание загадок. Закрепление знаний о съедобных и несъедобных грибах. 4. Сюрпризный момент. Игра с гостем «Грибная поляна». 5. Подведение итогов. ЗАНЯТИЕ "В ГОСТЯХ У ГРИБА-ЛЕСОВИКА"
Для изготовления: 1. лист бумаги; 2. клей или степлер; 3. ножницы; 4. принтер или линейка с карандашом. Схема изготовления: 1. Распечатайте наш шаблон корзинки на цветной бумаге. Для этой поделки лучше использовать двустороннюю бумагу, у которой с разных сторон – разные цвета. Если у вас нет принтера, то начертите шаблон с помощью линейки и карандаша. Вырежьте все детали. 2. Аккуратно согните, не делая складок, будущую корзинку. 3. Склейте вместе или скрепите степлером крайние полоски, как это показано на рисунке.
4. Приклейте или прикрепите степлером к получившемуся стыку все остальные полоски, ручку и замаскируйте стыки, например, цветочками.
Сообщение темы занятия: Воспитатель (далее – В.): Сегодня у нас с вами занятие по экологическому воспитанию, но занятие необычное. Я приглашаю вас в путешествие по сказочному лесу, который полон загадок и чудес. Здесь нас ждёт хозяин леса – Лесовик, который проверит ваши знания, поиграет с вами. В конце путешествия нас ждёт сюрприз. Вы готовы к путешествию? Тогда отправляемся в путь. Ход занятия. В. В конце лета и в начале осени самое время собирать грибы. Кто из вас ходил в лес за грибами? (Ответы) Предлагаю отправиться туда. Хотите? Д. Да. В. С чем ходят в лес за грибами? Д. С корзинками. В. У нас их нет, но мы их сделаем. Воспитатель вместе с детьми из заготовленных заранее деталей цветной бумаги собирают "корзинки", скрепляя их детали клеем или скрепками. В. Каждый сделал для себя "корзинку". И теперь отправляемся в "лес". (Под музыку, выполняя знакомые танцевальные движения, дети идут по группе.) Вот мы и в лесу. (В группе висит большая картина с изображением деревьев, кустарников, пней, грибной полянки, разных грибов. Оформление лесной поляны зависит от фантазии воспитателя: можно на ковре расставить картонные деревья, на полу разложить нарисованные или вырезанные из журналов, книжек, дидактических материалов грибы.) Присядем на полянку и оглядимся вокруг. Посмотрите, сколько здесь грибов! Мы с вами попали в настоящее царство грибов. А грибы – любители поиграть в прятки. Ведь грибы очень разнообразные, но среди них есть похожие друг на друга. И частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Но перед тем как собирать грибы, мы должны вспомнить правила сбора грибов: ¾ не срывать, не топтать ядовитые грибы, они нужны многим жителям леса; ¾ срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их – можно повредить грибницу; ¾ не раскапывать палкой грибницу – она может высохнуть не прикрытая листвой; ¾ не собирать грибы у проезжей части; ¾ собирать только известные грибы, неизвестные грибы не трогать, оставлять их в лесу; ¾ не срывать старые и очень маленькие грибы. А вот здесь в корзинке, что – то лежит. Это ёжик нам подсказку оставил, какие грибы собирать. Давайте попробуем угадать, что же это за грибы (Отгадывают загадки). Этот гриб живет под елью, Под ее огромной тенью. Мудрый бородач-старик, Житель бора - (Боровик). Верно, дети, это боровик. Его Величество Боровик. Он очень важный, сидит на крепкой ножке, похожей на бочонок. У него мясистая шапочка. Его ещё как называют? (Ответы детей). Правильно, белым грибом. А почему? (Потому что он не боится ни сушки, ни варки, ни жарки, а так и остаётся белым. Темнеют все грибы, кроме белого, поэтому его ещё называют гриб – полковник). Нет грибов дружней, чем эти, Знают взрослые и дети. На пеньках растём в лесу, Как веснушки на носу. (Опята) Какие бывают опята? (Летние и осенние). Где они обычно растут? (На пнях сваленных деревьях. Иногда забираются высоко на дерево, что рукой не достать). Я в красной шапочке расту Среди корней осиновых. Меня узнаешь за версту, Зовусь я … (Подосиновик). Почему этот гриб так называют? (Потому что чаще всего он растёт под осиной). Расскажите, что вы знаете об этом грибе? (Это съедобный гриб. У него прямая ножка и круглая красная головка). Не скрою: не белый, я, братцы, попроще, Расту я обычно в берёзовой роще. (Подберёзовик). Иногда подберёзовик путают с подосиновиком, потому что они похожи между собой и растут рядом. Как же всё же их различить? (По цвету шляпки. На изломе подосиновик синеет, а подберёзовик остаётся светлым). Вот как много интересного мы узнали с Вами о грибах. Дети, Вы уже знаете, что многие грибы дружат с деревьями: с берёзой – подберёзовик, с осиной – подосиновик; эта дружба помогает им расти. Ребята, а эти грибы съедобные или несъедобные? (Съедобные) А как называется самый известный ядовитый гриб? (Мухомор) Почему его так называют? (Потому что мухи его боятся и падают замертво при его виде) А, может, всё-таки он не так плох, может для кого-то он полезен? (Лоси им лечатся, проглатывая его целиком). Какие ещё ядовитые грибы Вы знаете? (Бледная поганка, ложный опёнок). Молодцы! Страшнее всего те ядовитые грибы, которые похожи на съедобные. Я вас сейчас научу, как определить, какие вы грибы нарвали. Во время варки грибов бросьте в кастрюлю луковицу: если хоть один гриб окажется ядовитым – луковица посинеет. А чтобы не ошибиться, ни в коем случае нельзя собирать незнакомые грибы! Рассмотрим их, а я сейчас позову гостя. Появляется педагог в наряде Гриба-лесовика. Гриб-лесовик. Здравствуйте, дети! Угадайте, кто я? (Ответы). Рассмотрели картинку? Каких моих родственников вы можете назвать? (Ответы). А как называется человек, который хорошо разбирается в грибах и умеет их собирать? Д. Грибник. Гриб-лесовик. Вы знаете, как правильно собирать грибы? (Ответы). А на какие группы делятся все грибы? Д. Съедобные и несъедобные. Гриб-лесовик. Представьте себе: вы нашли в лесу гриб, но не знаете, что это за гриб. Как вы поступите? (Ответы). Правильно, лучше такой гриб не трогать. Он может пригодиться кому-нибудь из зверей. Давайте поиграем в игру «Грибная полянка». В мой лес можно идти только с корзинкой - это первое правило. Согласны? Д. Да, у нас есть корзинки. Гриб-лесовик. Хорошо. Слушайте внимательно правило второе. Нужно собрать не менее трех грибов. Их на моей полянке много, хватит всем. Собирайте только те грибы, которые знаете: собирали раньше или видели на картинках. За каждый найденный и правильно названный съедобный гриб я буду награждать. Гриб-лесовик, и дети играют в игру «Грибная полянка». Гриб-лесовик. Как много вы собрали грибов! Что с ними делать? Не пропадать же им. А вы знаете, ребята я гриб – лесовик не простой, а волшебный и умею делать много чудес. Гриб-лесовик говорит волшебные слова и в корзине появляются грибочки. Итог занятия. Воспитатель: Ребята, наше путешествие на сегодня прерывается, но не заканчивается. Мы будем и дальше путешествовать, приобретая всё новые и новые знания!