2023 2022
1 (219) 2023

Белухина Л.Ю. ЭТА ВОЛШЕБНАЯ БУМАГА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

Возраст: дошкольный (5-6 лет)

Свойства бумаги

Цель НОД: формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах

Задачи приоритетной образовательной области

«Познавательное развитие»:

· актуализировать представления детей о бумаге и ее свойствах;

· обогащать представления детей о названиях деревьев, форме их листьев;

· развивать психические процессы (внимание, память, мышление).

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей.

«Социально-коммуникативное развитие»:

· способствовать развитию эмоциональной отзывчивости;

· способствовать формированию готовности детей к совместной деятельности со взрослым и сверстниками;

· формировать уважительное отношение к окружающему миру;

· формировать основы безопасности поведения в природе.

«Речевое развитие»:

· создавать условия для обогащения активного словаря детей словами;

· развивать связную речь, учить детей последовательно излагать свои мысли, обогащать активный словарь.

«Художественно-эстетическое развитие»:

· создавать условия для формирования эстетического отношения к окружающему миру.

«Физическое развитие»:

· совершенствовать опыт двигательной активности детей;

· развивать мелкую моторику рук.

Планируемые результаты НОД: дети проявляют инициативу, самостоятельность в познавательной деятельности, общении, игре; обладают элементарными представлениями об окружающем мире; владеют устной речью; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми; проявляют инициативу, любознательность; развита крупная и мелкая моторика; владеют основными движениями и управляют ими.

Предпосылки учебных действий:

коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы, участвовать в совместной деятельности;

познавательные – умение выделять существенные признаки объектов окружающего мира;

регулятивные – умение выполнять действие по образцу и заданному правилу, умение слушать взрослого и выполнять его инструкции;

личностные – умение оценивать результат своей деятельности, оказывать помощь сверстникам.

Цель применения ИКТ в НОД: создание игровой мотивации к деятельности; привлечение и удерживание внимания детей; решение познавательных задач с опорой на наглядность.

Оборудование для педагога: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Оборудование для детей:

· дидактическое оборудование (макет дерева дуба; листья этого дерева);

· познавательно-исследовательское (листы бумаги, краски, кисточки, ножницы, стакан с водой);

· мультимедийное оборудование (компьютерная презентация).

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I.Мотивационный этап (2 мин.)

Цель: создание условий для возникновения интереса детей к образовательной деятельности

Цель: переключение внимания детей с игровой на образовательную деятельность

Ребята, недавно мы с вами говорили о профессиях, а как вы думаете какая профессия самая загадочная и волшебная?

Давайте вспомним, кто такой фокусник?

Фокус – это чудо, это сказка, это превращение.

Кликнуть мышкой на видео фокуса

А вы умеете показывать фокусы?

Хотите, мы с вами научимся некоторым детским фокусам, и вы сможете показать их родным и близким?

Тогда я предлагаю вам совершить путешествие и посетить «Школу фокусников», все согласны

Дети входят в зал.

Предполагаемые ответы детей: «Фокусник».

Предполагаемые ответы детей: «Человек, который показывает фокусы».

Предполагаемые ответы детей: «Да», «Умеем».

Предполагаемые ответы детей: «Да», «Хотим».

Предполагаемые ответы детей: «Согласны».

II. Исполнительский этап (16 мин.)

Цель: создание условий для осуществления детьми различных видов деятельности, поддержание мотивации детей

Цель: осуществление различных видов деятельности

Вот мы и очутились в лаборатории, где фокусники изучают свойства какого-либо материала, с помощью которого будут показывать фокус. Ведь не зная свойств материала – фокус не получится. Давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Кликнуть мышкой на слайд 1.На экране по щелчку появляются знаки, подсказывающие правила поведения в лаборатории.

Обсуждение схемы «Правила поведения в лаборатории».

А какой сейчас изучают материал в «Школе фокусников» вам поможет загадка:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает оригами.

Что это? Догадались сами!

Все так думают, что это бумага?

Я тоже так думаю.

В древние времена, когда не было бумаги, одни люди писали на глиняных плитках, другие на дощечках. Кликнуть поочередно мышкой на слад 2, 3.

Египтяне придумали писать на папирусе, который делали из болотного тростника.

Кликнуть мышкой на слад 4.

Потом другие народы стали писать на коже животных. На Руси писали на бересте, сделанной из березовой коры.

Кликнуть мышкой на слайд 5.

Хитроумнее всех оказались китайцы. Они раньше других придумали бумагу и никому не рассказывали секрет ее изготовления, поэтому бумага стоила очень дорого. Только спустя многие годы они раскрыли свой секрет. Они делали бумагу из коры деревьев и щепок.

- А вы знаете, из чего делают бумагу в наши дни?

Сейчас бумагу делают из древесного материала. Раньше, ребята, был один вид бумаги – для письма. Теперь их много.

Расскажите мне, пожалуйста, зачем нам нужна бумага?

Посмотрите, пожалуйста, какая разная бывает бумага (на столах лежат различные образцы бумаги: альбомная, тетрадная, салфетка, газета, картон) Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы попытайтесь не только их отгадать, но и подобрать к ответу нужный образец бумаги, который лежит у вас на столе.

· Очень жесткий с виду он, а зовут его…

· Очень мягкая на ощупь, вытирает деткам щечки.

· На ИЗО с тобой пойдем

И с собой его возьмем.

В чем мы будем рисовать?

Как назвать мне ту тетрадь?

· Быть должны всегда в порядке

Твои школьные…

· Сохраняют всю на свете информацию в…

Ребята, посмотрите, какое необычное дерево растёт в лаборатории! Чем оно необычно?

Это дерево поможет нам многое узнать о бумаге. (Снимаем лист с дерева)

1. «изучи бумагу с помощью рук и глаз»

Кликнуть мышкой на слайд 2.

Куда же привела нас тропинка? Где мы очутились?

3.2. Обсуждение схемы «Правила поведения в лесу».

Ребята, а какие правила поведения мы должны соблюдать, когда приходим в лес?

Кликнуть мышкой на слайд 3. На экране по щелчку появляются знаки, подсказывающие правила поведения в лесу.

И я тоже так думаю. Все эти знаки нам подсказывают как правильно вести себя в лесу, чтобы не навредить природе.

3.3. Создание проблемное ситуации.

Ребята, посмотрите, какие красивые деревья встретились нам в лесу!

Кликнуть мышкой поочередно на слайды 4, 5. На экране появляются слайды с изображением деревьев.

Кто знает, как они называются?

Как вы узнали, что дерево так называется?

Выключить экран.

Под макетами деревьев разложены листочки.

Посмотрите сколько разных листочков под деревьями! Кто же их разбросал?

Что же нам делать?

Хорошее предложение.

3.4. Дидактическая игра «Кто листочек потерял?». Парная работа.

Давайте возьмем по листочку.

Воспитатель берет листочек.

Давайте посмотрим внимательно, у кого такой же листочек.

Объединяемся в пары. Я буду в паре с Машей.

Обсудите, пожалуйста, в парах, какому дереву они принадлежат, и положите его под это дерево.

3.4. Организация самопроверки с помощью экрана.

Кликнуть мышкой на слайд 6.

Петя и Катя, посмотрите, правильно ли вы определили листочек?

Какому дереву он принадлежит?

Как он называется?

Аналогично выполняется работа со слайдами 7, 8, 9.

Выключить экран.

3.5. Познавательно-исследовательская деятельность «Как листья опадают». Индивидуальная работа с элементами дифференциации.

Ребята, вы замечали на прогулках, как листья падают с деревьев? Все одинаково или по-разному?

Ой, у нас возникла проблема. Одни ребята говорят: «Одинаково», другие: «По-разному». Как же нам быть? Кто же прав?

Предлагаю провести эксперимент для того, чтобы выяснить, как падают листья.

Берем любой листочек. Поднимаем руку с листочком вверх и выпускаем его из пальцев.

Пока лист летит, внимательно следим за его полетом и запоминаем: быстро или медленно он падает, летит прямо вниз или кружился? Попробуйте с несколькими листьями.

Эксперимент проводится несколько раз.

Какие выводы мы можем сделать из нашего эксперимента?

3.6. Организация педагогического оценивания.

Ребята, как вы думаете, получилось ли у нас определить листочки и выяснить как они падают?

А что нам помогло правильно выполнить задание?

Молодцы ребята!

3.7. Организация познавательно-исследовательской деятельности.

Ребята, а почему же листья на растениях осенью желтеют?

А помните, несколько дней назад мы с вами проводили опыт?

Предварительная работа – постановка эксперимента «Почему листья желтеют?», доказывающего влияние солнечного света на состояние растений.

1. Воспитатель с детьми во время прогулки взяли крупные листья клена, которые еще не начали желтеть.

2. Половину каждого листа заклеили черной бумагой, чтобы ограничить доступ света.

3. Поставили листья в стакан с водой и поместили в хорошо освещенное место.

Согласна, пришло время посмотреть, что у нас получилось.

Подходит к окну.

Берем листочки, снимаем бумагу и сравниваем половинки листа.

Что вы наблюдаете?

3.8. Сообщение новых сведений.

Это происходит потому, что бумага не пропускает свет солнечных лучей, а солнце окрашивает растения в зелёный цвет!

Осенью в природе происходит то же самое, солнечного света становится меньше, зелёная краска (она называется хлорофилл) листьев разрушается, и листья растений становятся жёлтыми, красными, фиолетовыми.

Предполагаемые ответы детей: «Бумага».

Предполагаемые ответы детей: «Да»

Предполагаемые ответы детей: «Из досок», «Щепок», «Древесины».

Предполагаемые ответы детей: «Рисовать», «Писать», «Делать поделки»

Предполагаемые ответы детей: «Картон» Находят образец картона и показывают его

Предполагаемые ответы детей: «Салфетка»

Находят образец салфетки и показывают его

Предполагаемые ответы детей: «Альбом»

Находят о образец альбомного листа и показывают его

Предполагаемые ответы детей: «Тетрадки»

Находят тетрадный лист и показывают его.

Предполагаемые ответы детей: «Газете».

Находят газетный лист и показывают его.

Предполагаемые ответы детей:

«Листья не настоящие, а бумажные»

Предполагаемые ответы детей: «По форме и размерам листочков».

Предполагаемые ответы детей: «В лесу был сильный ветер и перепутал все листочки».

Предполагаемые ответы детей: «Давайте подберем к каждому дереву свой листочек».

Берут по листочку.

Находят у кого такой же листочек.

Объединяются в пары.

Дети совещаются в парах и определяют, от какого дерева листочек и кладут его под соответствующий макет.

Предполагаемые ответы детей: «Да».

Предполагаемые ответы детей: «Березе».

Предполагаемые ответы детей: «Березовый».

Предполагаемые ответы детей: «Одинаково», «По-разному».

Предполагаемые ответы детей: «Надо проверить», «Взять листочки и попробовать».

Предполагаемые ответы детей: «Согласны».

Выполняют эксперимент.

Наблюдают за падением листьев.

Дети, проводят эксперимент несколько раз с разными листьями.

Предполагаемые ответы детей: «Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся». «Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся».

Предполагаемые ответы детей: «Да», «Получилось».

Предполагаемые ответы детей: «Мы были внимательные», «Мы вместе обсуждали», «Мы работали в парах».

Рассуждают, высказывают свои предположения. Предполагаемые ответы детей: «Становится холодно», «Не знаю».

Предполагаемые ответы детей: «Помним», «Но мы не знаем, что получилось».

Подходят к окну.

Выполняют необходимые действия.

Делают вывод. Предполагаемые ответы детей: «Часть листочка под черной бумагой пожелтела и стала засыхать.

Внимательно слушают новые сведения.

IV. Рефлексивный этап (3 мин.)

Цель: подведение итогов занятия, соотнесение цели занятия с результатами; получение обратной связи.

Цель: соотнесение цели занятия с полученными результатами, выражение эмоций по итогам деятельности, обмен мнениями.

Ну что же, ребята, пришла пора попрощаться с осенним лесом и возвращаться в сад?

4.1. Беседа. Обмен мнениями.

- Ребята, вам понравилась наша прогулка?

- Получилось ли у нас узнать что-то новое об осенних изменениях в жизни растений?

- Что для вас было самым интересным и удивительным?

Молодцы ребята, мы с вами отлично справились со всеми заданиями.

Предполагаемые ответы детей: «Да».

Предполагаемые ответы детей: «Да».

Предполагаемые ответы детей: «Получилось».

Предполагаемые ответы детей: «Я узнал, как листья падают», «Я узнала, почему листья осенью желтеют».

V. Перспективный этап (1мин.)

Цель: совместное обсуждение и планирование вариантов самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности воспитателя с детьми.

5.1. Беседа и планирование дальнейшей деятельности.

1. С кем бы вы хотели поделиться тем, что вы сегодня узнали?

2. Что еще об осенних явлениях вы хотели бы узнать?

Спасибо, вы подсказали мне, чем мы будем с вами заниматься дальше.

А сейчас, кто хочет, может нарисовать или слепить осенние листья. А кто хочет, может поиграть.

Предполагаемые ответы детей: «С друзьями», «С родителями».

Предполагаемые ответы детей: «Почему птицы улетают на юг», «Как звери в лесу готовятся к зиме», «Почему осенью становится холодно».

Дети выбирают в центре ИЗО-деятельности материалы для продуктивной деятельности или начинают играть.

Информационные ресурсы:

1. https://www.maam.ru/detskijsad/opyt-yeksperiment-pochemu-zhelteyut-listja.html

2. http://www.uaua.info/ot-6-do-9/shkola-ot-6-do-9/news-48598-kak-obyasnit-rebenku-pochemu-listya-na-derevyah-menyayut-tsvet/

3. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/03/10/plan-konspekt-nod-tema-pochemu-osenyu-listya

4. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/kompleksnye/issleduem-listya.html

5. http://vospitatel.com.ua/zaniatia/kompleksnye/issleduem-listya.html

6. http://rastishka.by/articles/opyty-dlya-detej-s-osennimi-listyami/