2023 2022
2 (220) 2023

Кошелькова А.В. ФОРМЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Детский сад — это первый социальный институт вне семьи. Обычно это первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – это создание в дошкольной образовательной организации необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания и образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования одним из основных определяет принцип сотрудничества дошкольной организации с семьёй. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнообразные формы совместной деятельности с детьми.

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения родителей в обучение и воспитание детей: собрания, консультации, информационные стенды. Можно определить множество различных причин, почему на них откликается лишь малая группа родителей. Не чувствуют важности, не придают значения вопросу, заняты своими проблемами - всего понемногу. Считаю, что каждому родителю важно осознать необходимость сотрудничества. Родители откликаются лишь на те потребности, которые перекликаются с их собственными мыслями.

Рассказывая о том, что происходило с ребенком, какие позитивные моменты проявил малыш, какие достижения или трудности были в течение дня, мы формируем у родителей понимание того, что рядом внимательный и чуткий человек.

Для установления контакта с родителями, привлечения их внимания к жизни детского сада использую различные нетрадиционные формы работы, которые строятся на основе диалога, открытости, искренности, отказе от критики и оценки партнера по общению. Провожу тематические мини-собрания, конкурсы, тренинги, мастер-классы. Традиционными в группе стали «Арбузники», которые пользуются успехом у родительской общественности. Это интерактивная встреча-праздник, которая проводится с целью развития взаимопонимания, коммуникативных умений, укрепления детско-родительских взаимоотношений. Во время таких встреч проводятся совместные развлекательные игры, веселые задания, викторины, разгадывание кроссвордов и многое другое. Созданию дружелюбного партнерства с родителями помогают фоторепортажи из жизни нашей группы, видеопрезентации из серии «Устами младенца», где в главных ролях наши воспитанники.

Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказывать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, стоит пересмотреть основы взаимоотношений с родителями. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта - готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его деятельности, о его состоянии и поступках. Высшей целью и основным содержанием работы воспитателя должен быть ребенок.

Искать пути налаживания взаимоотношений с семьями должны именно сотрудники ДОУ, педагоги. Практика, ориентированная на семью, требует желания придерживаться ценностей, связанных с уважительным отношением к семьям, с необходимостью прислушиваться к родителям, сотрудничать с ними. Мой выбор тех или иных форм объясняется, прежде всего, уверенностью в их эффективности, подтвержденной практикой, а также открывающейся возможностью для сближения с родителями вокруг интересов и потребностей самой семьи. Родители из «зрителей» становятся активными участниками встреч, ощущая себя компетентными в воспитании детей, и помощниками воспитателя и администрации ДОУ.



ЛИТЕРАТУРА

1. Козлова А.В., Дешеулина Р.П.Работа с семьей в ДОО: Современные подходы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:ТЦ Сфера, 2018. - 128 с.

2. Бабынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 128с.