2023 2022
2 (220) 2023

Фортуна И.В. КОНСПЕКТ ЛОГОРИТМИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 ЛЕТ) НА ТЕМУ «КАК МУРКА ДЕДА МОРОЗА БУДИЛА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-3.pdf

Оборудование: иллюстрация птицы-тетерев, игрушки: кошка, зайка, медведь, Дед Мороз, музыкальные инструменты - ложки, фонограмма «Автобус» (Е. Железнова), "В лесу родилась елочка», «Песенка плюшевого медвежонка».

1. Организационный момент

- Дети входят в музыкальный зал, образуют круг и выполняют логоритмическое упражнение с движениями «Автобус» (Сергей и Екатерина Железновы).

Логопед: - Мы приехали в зимний лес, где живет Дед Мороз. Здесь очень холодно и нам надо потеплее одеться.

Фонопедическое упражнение «Одевание»

- Открываем шкаф «ааааа-ааааа» (руки на поясе, отводим правую руку в сторону, затем левую)

- Достаем теплые штаны, надеваем (изображаем, как натягиваем брюки на ноги) «сссс-сссс», резинка – (оттянули воображаемую резинку) - чпок

- Достаем куртку, надеваем «фффф-фффф» (изображаем как надеваем рукава), застегнем молнию «ууууу» (движение руки снизу-вверх), и кнопки – «ппппп» (изображаем указательным пальцем нажатие на кнопки)

-Тянемся высоко за шапкой на верхнюю полку (встали на носочки, руки вверх) «Ааааап» - надели, «чик-чик» –завязали.

-Достанем длинный шарф (разводим руки в стороны, изображая длину шарфа) «ииииии», замотаем вокруг шеи «оооо».

-Возьмем перчатки и на каждый пальчик натянем «в-в-в-в-в» (самомассаж каждого пальца сверху вниз большим и указательным пальцем противоположной руки) и на другую руку.

-А теперь можно и поздороваться с зимушкой-зимой.

Стихотворение с движениями "Здравствуй Зимушка-зима"

- Здравствуй Зимушка - зима, (правая рука на левом плече, выполняем поклон с опусканием руки)

- Что в подарок принесла, (наклон вперед с разведением рук в стороны внизу)

- Белый снег пушистый, (ноги вместе, колени немного согнуты, выполняем волнообразные движения двумя руками справа от себя, затем слева)

- Иней серебристый,

- Санки, лыжи и коньки (ноги вместе, колени немного согнуты, выполняем в ритм стихотворения пружинистые движения, изображая руками «отталкивание лыжными палками»)

- И на елке огоньки. (руки согнуты в локтях, кулаки сжаты, поднимаем поочередно руки вверх резко разжимая кулаки, пальцы в стороны)

Логопед: - А если все - таки замерзнут ручки, то мы погреем теплым воздухом произнося звук «х-х-х». (подносим ладони ко рту и резко и сильно произносим звук «Х», чтобы почувствовать теплый воздух)

- Произнесем этот звук с движением: И. п. Руки согнуты в локтях, локти подняты и напряжены; поясница прогнута; ладони повернуты от себя на уровне шеи, пальцы разомкнуты. При произнесении [Х_] долго и плавно выводим руки вперед, подбородок опускается, локти остаются на уровне плеча, бедра и колени напряжены. (речедвигательная гимнастика А. Я. Мухиной)

Логопед: - А теперь послушаем разные звуки и хлопнем в ладоши только на звук «Х» (педагог произносит изолированно разные звуки, затем слова)

-Слова: хор, пол, хобот, ходим, кукла, хорь, хвост.

2. Основная часть

Дети садятся на колени в круг.

Логопед: -К нам снова в гости пришла кошка Мурочка (показ кошки) и хочет, чтобы вы напомнили ей как вас зовут, и отстучали свое имя на ложках (Ми-ша, Ва-ня и т.д.- дети произносят свое имя по слогам, отстукивая ложками каждый слог)

Дети садятся на стульчики.

Логопед: - Однажды зимой Мурочка пошла в лес искать Деда Мороза, чтобы его разбудить. В лесу в ту пору совсем не было снега и всем его обитателям приходилось не сладко. Зайке плохо без снега в белой шубке. Почему? (ответы детей)

- И деревьям плохо без снега.

Упражнение «Деревья» с движениями.

-Деревьям жарко летом стоять в листву одетым, (поднимаем руки вверх, тянемся за ними на носочках)

-Но наступает осень, деревья листья сбросят. (резко опускаем руки вниз и встряхиваем ими, расслабляя мышцы)

-Деревья оголяются, (поднимаем прямые руки вверх) к морозам закаляются. (сжимаем пальцы в кулаки и сгибаем руки к плечам)

Логопед: - И большим лесным птицам, которые любят клевать рябину очень плохо без снега, ведь они в нем спят зимой. Кто помнит, как называется эта птица? (показ картинки тетерева)

Артикуляционная гимнастика:

-А теперь давайте покажем губами, какой длинный клюв у тетерева (вытягиваем губы трубочкой вперед, упражнение «хоботок»)

и как он клюёт ягоды (рот открыт, язычок бьется за верхние зубки «ттттттттт»),

А еще как тетерев смотрит по сторонам, когда ищет рябину – артикуляционная гимнастика «Часики» (рот открыт, язык касается то правого угла рта, то левого)

Логопед: -И ещё очень плохо медведю зимой без снега, он никак не может залечь спать в берлогу, ведь без снега берлога видна со всех сторон и любой может мишку потревожить. Поэтому медведь очень сердитый. Покажите, какой. (дети мимикой изображают сердитого мишку)

-Вспомним и покажем стихотворение «Как на горке снег, снег»

-Как на горке - снег, снег (поднимаем руки вверх, на слова «снег, снег» 2 раза свободно взмахивают кистями)

- И под горкой - снег, снег. (опускаем руки вниз)

- Как на елке - снег, снег. (соединяем ладони над головой «домиком»)

- И под елкой - снег, снег. (опускаем руки вниз)

- А под елкой спит медведь, (ладони под щеку, закрываем глаза)

- Тише, тише, не шуметь! (приставляем указательный палец к губам, грозим пальцем)

Логопед: - Но наш мишка на самом деле добрый, просто без снега ему не спится. Давайте превратимся все в мишек.

Дети встают в круг, танец «Песенка плюшевого медвежонка» (движения по показу)

Логопед: -Наша Мурка долго ходила по лесу, наконец то нашла домик Деда Мороза и разбудила его. Вышел Дед Мороз из своего дома, посмотрел по сторонам и говорит: - Как я долго спал, все дела свои забросил. Это непорядок. Надо срочно снега насыпать, ведь он нужен и деревьям, и птицам, и зверям.

Хлопнул Дед Мороз в ладоши и полетели снежинки, замели метели, укрыли землю снежным покрывалом.

Упражнение для рук «Маленькие снежинки»

- Маленькие снежинки кружатся летят, (плавные движения поднятыми руками вправо-влево)

- В воздухе танцуют словно снегопад. (вращения кулачками сверху вниз)

- Маленькие снежинки в зимнем саду лежат. (опускаем ладони на колени)

- Их укрыл от ветра белый снегопад. (поглаживаем мягкими движениями колени)

Логопед: - Обрадовались снегу дети-стали горки снежные строить. Обрадовались деревья – красуются в снежных белых нарядах. Обрадовался заяц – не заметит теперь его лисица. Обрадовался тетерев и сразу зарылся в снег. Обрадовался и медведь и сразу залез в берлогу спать до весны. А Дед Мороз достал игрушки и стал елочку к Новому году украшать.

Давайте ему поможем. Пальчиковая игра «Елочка»

- Ёлочка нарядная - (соединяем большой палец с остальными по очереди)

- В гости к нам пришла

- Новогодний праздник

- Детям принесла.

- На макушке елочки – (соединяем руки над головой)

- Звездочка горит.

- На колючих веточках – (руки вытягиваем вперед, перебираем пальцами)

- Мишура блести.

- Огоньки сверкают – (сжимаем, разжимаем кулачки)

- Шарики висят – (вращаем кулачками)

- Фонарики качаются – (покачиваем руками вправо-влево, раздвинув пальцы)

- Бусинки звенят – (встряхиваем кистями)

- Весело под елочкой пляшет хоровод – (выставляем поочередно ноги на пятку)

- Здравствуй, здравствуй елочка,

- Здравствуй Новый год! - (хлопаем в ладоши).

Хоровод «В лесу родилась елочка» с показом движений

3. Заключение

-Вот и подошло к концу наше занятие. Давайте вспомним звук, который слушали в начале занятия и слова с ним.

Литература:

1. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2005;

2. А.Я. Мухина «Речедвигательная ритмика» - М.: АСТ: Астрель, 2010.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы1. Песня «Автобус» (сл. и муз. Е. и С. Железновы)

2. Песня «Песенка плюшевого медвежонка» (сл. К. Ибряев, муз. В. Кривцов)

3. Песня «В лесу родилась елочка» (сл. Р.А. Кудашевой, муз. Л.К. Бекман)

4. Е.Ю. Гайдар «Пособие по логоритмике. Песенки. Попевки» https://elenagaidar.ru/