Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Музыкальный зал в дошкольном учреждении – это его лицо, центр образовательной и воспитательной жизни. Здесь проходят не только музыкальные занятия, но и праздники и развлечения, участие в которых принимают все участники образовательного процесса: дети, родители, педагоги; различные мероприятия для сотрудников учреждения.
Среда, окружающая ребёнка в детском саду, семье и социуме, может стать средством развития его личности лишь в том случае, если педагог способен организовать такую среду. Образовательное пространство является одним из основных средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Под образовательным пространством музыкального зала подразумевается специально созданные зоны, наполненные необходимым материалом и оборудованием, для организации образовательной деятельности. В музыкальном зале такими зонами являются: активная зона, спокойная зона, рабочая зона.
Активная зона музыкального зала – просторное место, где происходит разучивание музыкально-ритмических движений, танцев, происходит основное действие во время проведения праздников и развлечений.
Спокойная зона - зона организации таких структурных частей музыкального занятия, как слушание и пение. Слушание музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности.
Рабочая зона - рабочая зона всегда подразумевает интеграцию с другими образовательными областями, прибегающими к продуктивной деятельности. Оборудована такая зона как можно ближе к окнам: мобильные небольшие столы, стеллажи с различным материалом – кисти, краски, карандаши, пластилин и т.д. Такая зона востребована на комплексных, тематических и интегрированных занятиях.
Общее представление об организации образовательного пространства музыкального зала складывается из организации среды каждой зоны зала. Образовательная среда зон должна прежде всего соответствовать образовательной функции. Данная функция предусматривает получение учащимися необходимых знаний, а также умений и навыков их применения в жизни. Для этого в спокойной зоне музыкального зала есть пианино, экран для демонстрации ознакомительных фильмов о различных видах музыкального искусства, композиторах и т.д., детские музыкальные инструменты, пособия, игрушки, атрибуты, различные виды театров, ширмы для кукольных театров, детские столы и стулья. Активная зона музыкального зала реализует образовательную функцию с помощью наборов для оформления зала разной тематики в зависимости от времени года или событий общественной жизни и детского сада, различных атрибутов, декораций. Можно допустить и организацию четвертой, временной зоны – зоны зрительного зала. Обозначенная зрительская зона даёт представление учащимся о таких понятиях как: концертный зал, артист, зритель.
Образовательное пространство музыкального зала должно быть организовано согласно следующим принципам: полифункциональности, вариативности, трансформированности, безопасности. На практике эти принципы реализуются следующим образом. Принцип трансформации в оформлении музыкального зала можно заметить при смене времен года. Осенью в зале размещаются декорации осенних деревьев, на стенах «рассыпаются» осенние листья. Зимой оформление становится «снежным»: появляются сугробы, снежинки. С приходом весны музыкальный зал расцветает: «вырастает» травка, в оформлении присутствуют первые весенние цветы. Лето украшает зал цветами, зелеными листьями. При оформлении в зависимости от времени года можно использовать изображения детей или животных, которые одеты в соответствии с погодными условиями. Зимой – это шубки, шарфики; осенью – резиновые сапожки и пальто.
Вариативность в организации образовательного пространства музыкального зала проявляется в возможности использования средств организации пространства частично или полностью. Если для проведения музыкальных занятий музыкальный руководитель при организации образовательной среды зала делает акцент на внутреннюю составляющую: детские музыкальные инструменты, атрибуты, пособия, театры и т.д. То при проведении развлечений, праздников, досуга вектор смещается на внешнее оформление: декорации, музыкальное сопровождение, использование костюмов. Главным, ярким пятном является оформление центральной стены и сцены (если таковая имеется). Это не просто задняя стенка, но и фон с информационной и визуальной нагрузкой. Оформление должно быть доступно к восприятию, соответствовать теме мероприятия, быть логичным продолжением единого образовательного процесса, реализуемого воспитателем и музыкальным руководителем. К каждому празднику стена в зависимости от возраста учащихся, тем мероприятий стена преображается.
Полифункциональность в организации образовательного пространства музыкального зала проявляется в возможности использования пространства не только для проведения музыкальных занятий и праздников, но и для организации образовательно-воспитательного процесса в других образовательных областях. Например, осеннее оформление зала могут использовать воспитатели для проведения образовательной деятельности в познавательном развитии (квест-игра «По осенним тропинкам»). Различные атрибуты (ленточки, султанчики и т.д.), кукольные театры зачастую используются инструкторами по физической культуре. Поэтому так важно организовать пространство зала максимально удобно и просто. Для хранения атрибутов использовать шкафы и обязательно подписывать коробки для хранения с названием того, что в них хранится. Например: «Музыкальные ложки», «Платочки», «Султанчики» и т.д.
Всё пространство образовательной среды музыкального зала должно быть безопасно для физического и психического здоровья, отвечать требованиям СанПиН, соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности. Оборудование и игрушки изготовлены из безопасных для здоровья материалов, систематически проходить гигиеническую обработку.
Атрибуты, игрушки, пособия, являющиеся неотъемлемой частью образовательного пространства, должны соответствовать возрастным особенностям детей. Их необходимость в присутствии в образовательной среде музыкального зала объясняется скрытыми в них огромными возможностями развития у детей самостоятельности, инициативности, творчества, которые могут успешно использоваться в самостоятельной и специально организованной музыкальной деятельности.
Образовательное пространства музыкального зала предназначено быть средой положительных эмоций, формирования чувства уверенности в себе и своих силах. Среда не в коем случае, не должна провоцировать на агрессивные действия, должна обеспечивать безопасную двигательную активность детей, формировать навыки безопасного поведения в подвижных играх, ритмических и танцевальных композициях, ориентацию в пространстве.
Правильно организованное образовательное пространство в музыкальном зале помогает развитию творческих способностей, воспитанию эстетического отношения к окружающему миру, пониманию детьми прекрасного.