А в России первые детские сады, как новый тип образовательного учреждения, появились в 60–е гг. XIX при поддержке частных лиц и благотворительных обществ. Их было не так много, и, за редким исключением все они были платными. Они работали по системе Ф. Фребеля, но некоторые развивали свои методические идеи.
Первый платный детский сад в Российской империи был открыт в Гельсингфорсе (нынешняя Финляндия) в 1859 г. Седмиградским, в 1963 году в Петербурге. В 1866 г. был открыт в России первый бесплатный детский сад для детей «низших» слоев населения. Это было благотворительное учреждение при «Обществе дешевых квартир для детей работниц Петербурга». Но, к сожалению, все эти сады просуществовали недолго, так как не было государственной поддержки. В следствии этого практика дошкольного образования в России развивалась медленно, а теоретические основы и методики – значительно быстрее.
В ноябре 1917 года выходит «Декларация по дошкольному воспитанию», что является началом государственной системы дошкольного образования.Первый российский теоретик общественного дошкольного воспитания – А. С. Симонович (1840–1933) считала, что дети должны находится в детском саду с 3 до 7 лет, где главной целью является – физическое, умственное, нравственное воспитание детей. Также большой вклад в разработку проблем воспитания дошкольников внесла детская писательница Е. Н. Водовозова (1844–1923). В 1871 году она опубликовала книгу для воспитателей дошкольных учреждений «Умственное и нравственное воспитание детей от первого появления сознания до школьного возраста». В ней были выделены следующие части:
– умственное и нравственное воспитание дошкольников;
– значение системы Ф. Фребеля, его игр и занятий;
– содержание и методика воспитания детей отдельных возрастных групп (от 1 до 4; от 4 до 6; от 6 до 8 лет);
– обзор развивающих детских игрушек. Книга имела приложения: таблицы для организации ручных занятий; песни и ноты.
Таким образом, в первых дошкольных организациях России музыкальном воспитанием детей занимались воспитатели, имеющие определённые музыкальные данные, в подготовке которых отдельное внимание уделялось пению.
Определенный вклад в раздел дошкольной педагогической науки внесли Петр Франкович Лесгафт, Петр Федорович Каптеров, Карл Николаевич Вентцель, Елизавета Ивановна Тихеева, Луиза Карловна Шлегер, Станислав Теофилович Шацкий.
П. Ф. Лесгафт (1837–1909) в своей книге «Семейное воспитание и его значение» изложил свои взгляды на развитие дошкольника, придавая большое внимание условиям для полноценного развития детей. К ним он относил чистоту, признание ребенка как личности, создание возможностей для проявления его инициативы, последовательное воспитательное воздействие. Отрицательно относился к физическому наказанию, рассматривал проблему игровой деятельности и игрушек как необходимый фактор умственного развития, считал, что «детский сад должен быть похожим на семью».
П.Ф. Каптеров (1849–1922) – преподаватель педагогики и психологии в средних и высших учебных заведениях. Изучая проблемы дошкольной педагогики, написал несколько работ по теме: «Задачи и основы семейного воспитания»; «О детских играх и развлечениях»; «О природе детей». Петр Федорович впервые предпринял попытку определить, развитие педагогической деятельности детей с учетом их возрастных особенностей.
Другой педагог, представитель свободного воспитания – К. Н. Вентцель (1857–1947) считал, что занятия в детском саду должны строится с учетом индивидуальных потребностей и интересов детей, где большое внимание уделялось развитию творческих способностей
Крупным ученым и практиком, посвятившим всю свою жизнь дошкольному воспитанию, была Елизавета Ивановна Тихеева (1866–1944), которая создала оригинальную теорию дошкольного воспитания. Основные идеи этой теории: преемственность воспитания в детском саду, семье, школе; особое место методики развития речи дошкольника.
В своей книге «Современный детский сад, его значение и оборудование» она изложила методику развития речи и мышления детей дошкольного возраста; методику проведения программных организованных занятий, подготавливающим детей к поступлению в школу; систему оригинального дидактического материала и методику его использования в детском саду.
Л. К. Шлегер (1863–1942) – теоретик и практик дошкольной педагогики – также писала работы по дошкольному образованию: «Материалы для бесед с маленькими детьми», «Практическая работа в детском саду». По ее мнению, основная задача детского сада – создать благоприятную среду, в которой ребенок мог всесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, условия должны способствовать выявлению внутренних сил детей, развитию их творческих способностей.
Также Луиза Карловна установила требования к организации обстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствие мебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать, наличие музея детских работ и др. Деление детей по группам производится по возрасту или развитию. Количество детей в группе 15 человек.
Другой педагог – С. Т. Шацкий (1878-1934), разработал систему русского детского сада, где большое внимание отводилось развитию природы ребенка, а педагог воспринимался как помощник в развитии его потенциала. Система состояла из четырех разделов: изучение педагогами опыта ребенка, упражнения и навыки, организованный опыт детского сада, усвоение новых знаний (в старших группах). Станислав Теофилович принципиально не давал определенной программы, а также составленных пособий. Он считал, что система должна быть живой, растущей, в которую входит упорная работа человека над собой.
Революция принесла много изменений России. Всеобщее образование стало одной из целей новой власти, школы и детские сады стали открываться в городах, сёлах, деревнях. В 1917 году В. Н. Шацкая создаёт первую методическую работу по дошкольному музыкальному воспитанию – «Музыка в детском саду. Воспитание Юного Гражданина». Разработала музыкальный репертуар для игр, слушания музыки, и детских постановок. В 1919 году в пособии «Музыка в единой трудовой школе» был описан план музыкальных занятий с детьми дошкольного возраста. Цель музыкального воспитания дошкольников определяется в этом пособии как «открытие ребёнку мира звуковой красоты».
В 1938 году на смену первой программе детского сада выходит «Руководство для воспитателя детского сада; Устав детского сада», содержащее программно-методические указания по возрастам дошкольников. В разработке Руководства приняли участие воспитатели, методисты, научные работники, среди которых Н. К. Крупская, А. В. Суровцева, Е. И. Радина.
Признавая равенство способностей всех детей, учёные начинают активное изучение путей эффективного формирования у дошкольников знаний, навыков, умений и способностей В 1941 году впервые публикуется статья Б. М. Теплова «Способности и одарённости», где выносится вопрос развития музыкальных способностей путём специальных упражнений и в процессе музыкальной деятельности.
В 1945 году, вышло обновлённое «Руководство для воспитателя детского сада; Устав детского сада». В нем новым требованием было прописано проведение обязательных занятий в первую половину дня для всей группы детей, а также игр и занятий по выбору во вторую половину дня. Музыкальные занятия были выделены в числе обязательных.
После победоносного окончания Великой Отечественной войны страна приступила к восстановлению сети дошкольных учреждений, возвращение эвакуированных детских учреждений, расширение сети детских садов. Вопросы теории и практики воспитания, материалы в помощь воспитателям широко были представлены в журнале «Дошкольное воспитание».
В «Руководстве для воспитателей», изданном в 1953 г., по-новому рассматривались многие вопросы воспитательно–образовательной работы в детском саду. Обучение детей рекомендовалось проводить в организованной форме – на занятиях. Программный материал был рассчитан на определенное количество занятий для каждой возрастной группы детского сада.
В 1962 г. выходит «Программа воспитания и обучения в детском саду» - первый в истории дошкольной педагогики программно-методический документ, включающий содержание и формы работы с детьми в возрасте от 2 лет до поступления в школу
Серьезные изменения произошли в 60–80-х гг. в содержании и организации работы дошкольных учреждений. Содержание учебных программ определяется с учетом возраста детей и местных условий. В детских садах дошкольников учат чтению на родном языке, формируют элементарные математические представления, закладывают основы художественной деятельности с учетом национальных и местных традиций, развивают навыки трудовой деятельности.
Важную роль в развитии дошкольного образования сыграл выход «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.). Концепция существенным образом меняло отношение к дошкольному детству, провозглашая период дошкольного детства как самоценный период в развитии личности ребёнка, меняла учебно- дисциплинарную модель дошкольного обучения и воспитания на личностно- ориентированную, повышала роль педагога ДУ, вносила изменения в перестройку системы управления и структуры ДУ. Основные идеи концепции – гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей.
В 1991 году выходит Всемирная декларация обеспечения, выживания, защиты и развития детей, которая на высшем уровне решала важные вопросы детства. В 1992 году выходит Закон РФ «Об образовании» в котором были обозначены принципы и задачи государственной политики в области образования, 18 статья которого была посвящена дошкольному образованию. В 1992 году выходят «Рекомендации по аттестации руководящих и педагогических работников ДОУ» в соответствии с которыми была утверждена процедура проведения аттестации работников ДОУ. В 1994 году выходят следующие документы: Устав ДОУ, Родительский, Учредительный договор, в 1995 – Типовое положение о ДОУ, которые явились основой нормативно- правовой базы ДОУ. В 1995 году Министерство образования РФ разработало «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для ДОУ РФ», в соответствии с которыми любая разработанная программа дошкольного образования может быть подвергнута экспертизе и ребёнок может быть защищён от предъявления к нему завышенных или заниженных требований в условиях вариативности образования.
В 1998 г. опубликовали в письме Минобразования РФ «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий». дошкольным учреждениям предоставили право ориентироваться на новые развивающие программы. 7 октября 2013 года вышел Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу с 1 сентября 2013 года федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.
В настоящее время разработано множество различных примерных общеобразовательных программ дошкольного образования по ФГОС: программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, «Миры детства» под редакцией Т.Н. Дороновой, «Истоки» под редакцией Л.А. Парамоновой, «Успех» под редакцией Н.В. Фединой, «Радуга» под редакцией Е.В. Соловьёвой, «Вдохновение» под редакцией И.Е. Федосовой, «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой, «Золотой ключик» под редакцией Г.Г. Кравцова, «На крыльях детства» под редакцией Н.В. Микляевой. Во всех них представлены разделы по музыкальному воспитанию детей. Так же существуют дополнительные, парциальные программы музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях по направлению «Общее музыкальное развитие»: «Гармония» под редакцией К. Л. Тарасова, Т. В. Нестеренко, Т. Г. Рубан, «Звук – волшебник» под редакцией Т. Н. Девятовой, «Камертон» под редакцией Э. П. Костина, «Ладушки» под редакцией И. Каплуновой, И. Новооскольцевой, «Малыш» В. А. Петровой. Так же парцианальные программы есть по различным направлениям музыкального воспитания: «Художественно-эстетическое воспитание», «Ритмика», «Народные традиции», «Эмоциональное развитие», «Элементарное музицирование». Эти программы являются дополнением к основной программе развития детей в детском саду. Чаще всего воспитатели используют целые методики, созданные автором или группой авторов.
В наше время программ музыкального дошкольного воспитания достаточно много, но задачи при этом одинаковы. Цель музыкального воспитания в ДОУ – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного музыкального детства, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, всестороннее развитие музыкальных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
Задачи музыкального воспитания следующие: подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений, заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных способностей), приобщать детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре, подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям, развивать коммуникативные способности, научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни, познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме, обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре, развивать детское творчество во всех видах музыкальной деятельности.
К концу обучения программы ребенок должен уметь различать жанры музыкальных произведений, звучание музыкальных инструментов, различать части произведения, внимательно слушать музыку, определять характер музыкального произведения, выделять отдельные средства выразительности, петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию, воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии, сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание, петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него, выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.
Занятия образовательной области «Музыка» направлены на эмоциональное развитие детей и проходят по основным видам деятельности: подпевание и пение, слушание, музыкально-ритмические движение и игра на детских музыкальных инструментах.
Пение – один из основных видов деятельности. Здесь используется принцип «от простого, к сложному». Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, учитывается физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный репертуар соответствует каждой возрастной группе. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста.
В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах активно используется вокально-хоровая деятельность. Только на основе положительных эмоций у детей возникает желание приобщиться к этому виду музыкальной деятельности. Песенный репертуар очень разнообразен. В начале года песни используются простые, то к середине и к концу года постепенно дети поют более сложные песни.
На музыкальных занятиях используются потешки, попевки, поговорки, колыбельные. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетается речь и движение рук. Используются пальчиковые игры с пропеванием слов которые способствуют развитию мелкой моторике и речи, так же формируется умение слушать.
Другой вид деятельности – слушание, решает ряд задач на музыкальных занятиях, так и в течении дня: ознакомление с музыкальными произведениями, их запоминание, накопление музыкальных впечатлений, развитие музыкальных способностей и навыков культурного слушания музыки, развитие способности различать характер песен, инструментальных пьес, средств их выразительности; формирование музыкального вкуса.
Репертуар для слушания музыки на занятиях очень разнообразен. Они с интересом слушают отдельные произведения. Это «Медведь», «Птичка», «Зайчик». Все произведения звучат в разных регистрах, контрастные по характеру. «Медведь» – в низком регистре. «Птичка» – в высоком. Также в раздел «Слушание музыки» входит знакомство с шумовыми музыкальными инструментами, дети знакомятся с барабаном, колокольчиком, ложками, бубном, и т. д. Учатся правильно называть их, играют сами - по одному и вместе всей группой. В процессе «слушания» у детей развивается музыкальная память, звуковысотный и тембровый слух.
Работа над музыкально – ритмическими движениями тоже требует особого внимания, т. к. направлена не только на эмоциональное развитие детей, но и на развитие музыкального восприятия. Решаются не только музыкальные задачи, но и элементарные компоненты музыкального мышления и чувства ритма, развивается двигательная активность, внимание, память. Это самая любимая и самая веселая часть музыкального занятия и является наиболее эффективным способом активизации всех детей. В этом виде музыкальной деятельности дети играют и танцуют по одному и в паре, выполняет упражнения с флажками, султанчиками, платочками, кубиками, колечками, погремушками. Движения под веселую, живую музыку и фонограмму радуют детей, что само по себе очень важно. Положительные эмоции облегчают обучение, дети очень любят танцевать.
Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности. Решает следующие образовательные задачи: совершенствование эстетического восприятия и чувства ребенка, становление и развитие волевых качеств: выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развитие сосредоточенности, памяти, фантазии, творческих способностей, музыкального вкуса, знакомство с детскими музыкальными инструментами и обучение детей игре на них, развитие координации музыкального мышления и двигательных функций организма.
И, наконец, музыкальные игры. Ребенок не может остаться равнодушным к веселой и шумной игре, часто эмоции переполняют их. Большинство игр сюжетно-ролевые, включают «перебежки – догонялки» или прятки, а часто и то и другое (сюжетные игры под пение, хороводы).
Музыкальные занятия интересны детям, так как они проходят в игровой форме, а игра – универсальное средство всестороннего гармоничного развития ребенка и инструмент общения детей и взрослых, инструмент эмоционального взаимодействия.
Библиографический список
1. Алиев, Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада- к начальной школе) / Воронеж: МОДЭК, 1998. – 352 с.
2. Апраксина, О. Методика музыкального воспитания. / Москва: Музыка,1984. – 224 с.
3. Бехтерев, В. М. О значении музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства / Москва: Музыка, 1996. – 16 с.
4. Ветлугина, Н. Музыкальное развитие ребенка / Москва: Просвещение, 1968. – 415 с
5. Гогоберидзе, О. В Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под редакцией А. Г. Солнцевой. – Санкт-Петербург: Питер, 2013. – 464 с.
6. Демченко, А. Д. Вокальные игры с детьми. Программно-методическое пособие по постановке певческого и речевого голоса ребенка-дошкольника / Музыка: Музыка, 2000. – 71 с.
7. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / С. В. Лыков, Л. М Волобуева. – Москва, 2001. – 400 с.
8. Зацепина, М. Методические рекомендации. Для работы с детьми 2-7 лет / Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 67 с.
9. Зимина, А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для студентов высших учебных заведений / Музыка: ВЛАДОС, 2000. – 304 с.
10. Истоки: Базисная программа развития ребенка дошкольника 2-е издание / Науч. ред. JI.A. Парамонова, Т. И. Алиева и др. – Москва: Карапуз, 2001. –304с.
11. Князев, Е. Первые детские сады России: 150-летию посвящается. Учительская газета /Москва, 2013 №39 от 24 сентября.
12. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Москва: Академия, 2001.– 416 с.
13. Миры детства: конструирование возможностей. Образовательная программа дошкольного образования / Т.Н. Доронова [и др.]; науч. руководитель А.Г. Асмолов и Т.Н. Доронова – М.: АСТ: Астрель, 2015. – 225 с.
14. На крыльях детства: примерная образовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.В. Микляевой. — М.: ИД Карапуз, 2014. — 202 с
15. Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение»/ под ред. В. К. Загвоздкина, И. Е. Федосовой. — М. Издательство «Национальное образование», 2019. — 330 с.
16. От рождения до школы примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – Москва.: Мозаика Синтез, 2014. – 368 с.
17. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. М.: Левъ, 2014. 168 с.
18. Программы дошкольных образовательных учреждений: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений /Сост. O.A. Соломенникова. – Москва: Аркти, 2003. –112 с.
19. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 232 с.
20. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина]. – М.: Просвещение, 2010.