2023 2022
1 (219) 2023

Черная М.В. ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ДОО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-4.pdf

Ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития. Дети с ОВЗ — это дети, у которых вследствие врожденной недостаточности или приобретенного органического поражения сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата или центральной нервной системы имеются отклонения от нормативного развития.

Согласно ФГОС определены следующие категории детей с ОВЗ:

· глухие, слабослышащие,

· слепые, слабовидящие,

· с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА),

· с задержкой психического развития (ЗПР),

· с тяжелыми нарушениями речи (ТНР),

· с расстройствами аутистического спектра (РАС),

· с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Проблема физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна на сегодняшний день, так как с каждым годом количество таких детей увеличивается, а физическое воспитание является неотъемлемой частью коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ. Физическое воспитание направлено на охрану и укрепление здоровья ребенка, формирование двигательных навыков, психофизических качеств, освоение культурно-гигиенических навыков и умений. Формирование движений, моторики детей – это один из важнейших компонентов их физического развития. Но следует отметить, что формирование двигательных навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья является наиболее сложной задачей, и на пути ее решения педагогу приходится преодолевать много трудностей. Это обусловлено прежде всего тем, что каждая категория детей с отклонениями в развитии имеет специфические особенности физического развития и возможности к освоению основных движений.

В нашей стране одним из первых ученых, занимавшихся вопросами двигательного развития детей, был Н. И. Озерецкий, который указывал, что даже самые незначительные нарушения моторики могут иметь неблагоприятное влияние на развитие ребенка. Многие ученые, как, например, А.Р. Лурия, М.М. Кольцова, В.И. Лубовский, в своих исследованиях доказывают, что двигательное развитие в дошкольном возрасте оказывает большое влияние на формирование речи, отмечена общность развития речедвигательной и общемоторной сферы, тесная связь двигательного и психического развития ребенка.

Следует принимать во внимание, что в физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеется множество особенностей, которые влияют на организацию процесса физического воспитания в условиях ДОО.

Особенности физического развития детей с ОВЗ:

· быстрая утомляемость

· нарушение общей и мелкой моторики

· нарушение осанки

· нарушения мышечного тонуса

· нарушение ориентировки в пространстве

· двигательная расторможенность

· ограничение объема произвольных движений

· нарушение равновесия и зрительно-двигательной координации

· низкие уровень развития физических качеств

Особенности психического развития у детей с ОВЗ:

· низкий уровень восприятия

· слабая концентрация внимания

· медлительность

· низкая умственная работоспособность

· нарушения коммуникации и социализации

· отсутствие интереса к занятиям

· незрелость мыслительных процессов

· агрессивные проявления

· сложности в организации собственной продуктивной деятельности

С учетом особенностей развития детей с ОВЗ работа по их физическому воспитанию и физическому развитию в ДОО должна быть направлена на совершенствование функций формирующегося организма ребенка, развитие и коррекцию основных движений, разнообразных двигательных навыков, моторики и развитие зрительно-двигательной координации. Эта работа охватывает всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении. В режим дня ребенка с ОВЗ в ДОО необходимо включать занятия по физическому воспитанию, спортивные праздники, игры и развлечения на воздухе, физкультминутки, различные виды гимнастик, отдельные закаливающие процедуры. Зачастую группы детей с ОВЗ разновозрастные, при этом дети относятся к разным категориям ОВЗ, поэтому на занятиях по физическому воспитанию в ДОО используется дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Совместно с инструктором по физической культуре в занятии участвует воспитатель. Педагоги сопровождают детей, нуждающихся в помощи при выполнении заданий, при необходимости корректируют их движения, поддерживают дисциплину во время занятий. Совместная работа предполагает также контроль со стороны воспитателя за выполнением упражнений детьми, которые способны выполнить задание самостоятельно по речевой инструкции после показа, если инструктор осуществляет индивидуальную работу с отстающими воспитанниками.

Структура физкультурного занятия стандартна и включает три части: вводную, основную и заключительную.

· Вводная часть подготавливает ребенка к активным физическим нагрузкам и включает различные виды ходьбы, бега.

· Основная часть тренирует разные группы мышц, включает общеразвивающие упражнения (ОРУ) и основные виды движений, тематическую подвижную игру.

· Заключительная часть нормализует психоэмоциональное состояние детей и включает малоподвижные игры и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности детей, восстановление дыхания.

В занятия целесообразно включать различные физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (ходьба, метание, бег, лазанье, ползание, прыжки), а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, плечевого пояса и ног, координацию движений, формирование правильной осанки, развитие равновесия, упражнения на развитие мелкой и крупной моторики. Следует отметить, что большинству воспитанников с ОВЗ требуется помощь на занятиях по физическому воспитанию в той или иной степени. У многих детей движения неловкие, неполные по объему из-за того, что мышцы включаются в работу асинхронно, неритмично. Дети со снижением мышечной силы затрудняются или не могут поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу. Многие дети имеют нарушения равновесия и координации движений, которые проявляются в неустойчивости при стоянии и ходьбе, беге с искаженным ритмом, лишних движениях руками, неточности движений, например: дети не могут захватить предмет, положить или бросить его в заданное место, перешагнуть или перепрыгнуть через препятствия и т.д. без помощи взрослого. У многих воспитанников с ОВЗ наблюдается низкий уровень физических качеств, бедный двигательный опыт, трудности в освоении подвижных игр. Все эти особенности затрудняют развитие важнейших двигательных функций и требуют коррекции.

При обучении детей с ОВЗ движениям на занятиях можно использовать прием показа данного движения взрослым. Ребенку при выполнении движения зачастую нужна реальная помощь взрослого: он отводит руку или ногу ребенка в нужном направлении, вместе с ним подбрасывает и ловит мяч, перешагивает через препятствия и т.д., что способствует формированию ощущения своих движений, положения своего тела в пространстве. Одновременно с практической помощью необходимо спокойно и четко проговаривать последовательность выполнения движений. Важно, чтобы упражнения или их фрагменты были доступны ребенку и усложнялись постепенно. При отработке всех движений требуется многократное повторение, показ и помощь взрослого.

Развитие различных видов двигательной активности предполагает организацию развивающей предметно-пространственной среды с соответствующим оборудованием. С целью повышения эффективности процесса обучения используется разнообразие спортивного оборудования, а также применяются различные приемы сенсорного стимулирования детей с ОВЗ:

· тактильные – разнообразные массажные дорожки, коврики, массажные мячи, различные по структуре, материалу, форме предметы для восприятия;

· зрительные – различное по цвету и форме спортивное оборудование, яркие спортивные модули, наглядный материал, иллюстрации;

· звуковые – тематические музыкальные композиции;

· речевые – сопровождение движений четкой речевой инструкцией.

На занятиях по физическому воспитанию дошкольников с ОВЗ следует поддерживать доброжелательную и комфортную для всех участников процесса обучения атмосферу, хвалить детей за достигнутые успехи, прививать интерес к занятиям физической культурой и мотивировать к овладению основными движениями.

Библиографический список:

Новицкая Л., Психология и педагогика: ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка, Корпорация Российский учебник, 2019. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ovz-i-ii-iii-iv-v-vi-vii-viii-vidov-i-ikh-rasshifrovka/

Башкирова Е.В., Система физкультурной работы в коррекционных группах дошкольного учреждения, ИД «Первое сентября», 2011. Источник: https://urok.1sept.ru/articles/597016

Новицкая Л., Психология и педагогика: Категории детей с ОВЗ, Корпорация Российский учебник, 2018. Источник: https://rosuchebnik.ru/material/klassifikatsiya-detey-s-ovz/

Малозёмова И.И., Физическое воспитание дошкольников: теоретические и методические основы, учебное пособие для студентов педагогических вузов, ФГБОУ ВО «УрГПУ», 2018. Источник: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11642/1/uch00292.pdf

Шкурпит М.Н., Ткаченко Н.В, Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону. Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-i-metodika-fizicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta/viewer