2023 2022
2 (220) 2023

Дубникова О.В. ТЕХНОЛОГИЯ СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВЛЕННОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ МОНТЕССОРИ-ГРУППЫ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-6.pdf

Обозначим принципы, заложенные в педагогической системе Монтессори, на основе которых строится работа с воспитанниками Монтессори-групп.

Принцип возрастной периодизации. Мария Монтессори выявила основные признаки для каждого периода развития. Так от 3 до 6 лет ребёнок является строителем самого себя. Он хочет самостоятельно выбирать предметы своей деятельности, сам себя обслуживать, проявлять максимальную независимость от взрослого.

Принцип сензитивных периодов развития. Мы знаем, что сензитивный период — это временной отрезок наивысших возможностей ребёнка в развитии определённой психической способности.

· Сензитивный период развития речи – от 0 до 6 лет.

· Сензитивный период сенсорного развития (развитие ощущений и восприятие окружающего мира) – от 0 до 5,5 лет.

· Сензитивный период освоения движений и действий – от 1 до 4,5 лет.

· Сензитивный период восприятия порядка (постоянства в окружающей среде) – от 1,5 до 3 лет.

· Сензитивный период интереса к мелким предметам – от 1,8 до 4 лет.

· Сензитивный период социальной адаптации (развитие сферы общения и взаимоотношений с людьми) – от 2 до 6 лет.

Развитие соответствующих навыков у ребёнка может осуществляться не только в эти периоды. Однако на других возрастных этапах развитие их требует больших усилий.

Принцип актуального и ближайшего развития. Этот принцип основывается на теории Л. С. Выготского, видевшего движение ребёнка от зоны его актуального развития к зоне ближайшего развития как путь от наглядной ситуации к абстрагированию.

Принцип свободной работы детей в специально-подготовленной среде. Создав развивающую среду и перейдя в роль наблюдателя или помощника детей, педагог передаёт всю полноту самостоятельной деятельности детям. Это и есть важнейшее условие для обретения ребёнком независимости от взрослого. Свобода подразумевается не как вседозволенность. Это свобода целенаправленной деятельности и познания.

Разновозрастная организация детских групп. В разновозрастном общении и взаимодействии детей обеспечивается эффект социального развития.

Исходя из этих принципов и идеи самостоятельного развития ребёнка, мы используем в своей практике технологию свободной деятельности в предметно-развивающей среде.

Почему же «свободная деятельность»? Или, как мы говорим с детьми, «работа». Потому что ребёнок сам решает, что он сегодня будет делать. В какой области он сегодня будет работать. То есть вопрос не стоит, будет ребёнок работать или нет. Вопрос: «Что, именно, ты сегодня будешь делать?». Поэтому безделье или баловство, а также прочие вещи, которые сразу же встают перед глазами взрослого, который слышит: «Дайте ребёнку свободу», - исключены. Если ребёнку предоставить свободный выбор интересных для него занятий, он никогда в жизни не выберет «ничего не делать», потому что это противоречит самой детской природе, в которой заложена совершенно непреодолимая тяга к изучению всего, что находится в зоне видимости и досягаемости.

Что же происходит в наших группах?

После завтрака мы с детьми собираемся на «Круг». «Круг» - это и одна из форм наших занятий, и способ размещения в комнате. После приветствия выясняем, какой сегодня день, месяц, время года. Обозначаем дату на специальном календаре. Затем можем обсудить, что нового у ребят произошло. Чаще такая беседа проходит после выходных дней. Можем обсудить предстоящие события в группе или детском саду. Можем провести небольшую по времени коллективную игру. По времени это занимает 10-15 минут.

Когда общение заканчивается, все дети расходятся по группе в поисках занятий.

Кто-то пересыпает зерно ложкой, кто-то считает или читает, кто-то вышивает… Дети свободно, хаотично передвигаются по помещению. При этом, в комнате достаточно тихо.

Взрослых порой не видно среди детей. Со стороны кажется, что педагоги практически не включены в процесс.

Незаметно проходят ещё 60-75 минут. Раздаются негромкие звуки музыки. Дети завершают свою работу и торопятся навести порядок – всё убрать на место, выбросить мусор, задвинуть стулья. Кто уже освободился, помогает другим.

Все снова собираются на кругу. Взрослые благодарят всех за ещё один плодотворный день.

А потом каждый желающий делится своими впечатлениями о том, что он сегодня сделал или узнал нового. У каждого есть о чём рассказать.

Так проходят наши занятия.

У технологии «свободной деятельности в подготовленной среде» три составляющих:

· грамотно организованная среда, позволяющая ребёнку раскрыть свой потенциал развития;

· ребёнок, который развивается, следуя своим естественным интересам и самостоятельно полученному опыту;

· педагог как проводник и помощник.

Остановимся детально на основных особенностях построения предметно - развивающей среды. Потому что это ключевой момент.

Специально подготовленная среда в наших группах – это такая окружающая обстановка, в которой ребёнку доступны возможности заниматься тем, что ему интересно, и тем, что соответствует его текущему сензитивному периоду. В подготовленной среде нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент среды выполняет определённую функцию и соответствует потребностям и возрастным особенностям ребёнка.

Во всех группах детского сада выделены комнаты для свободной деятельности с дидактическим Монтессори-материалом. В этом помещении организовано несколько пространств.

Пространство для развития навыков самообслуживания является наиболее важным для саморазвития детей младшего возраста. Ребёнок в это время находится в сензитивном периоде развития точных движений. Поэтому он может удовлетворить свои потребности, работая c материалами практической жизни.

Опыт показывает, что для маленьких детей наибольший интерес представляют те предметы и действия, которые дублируют реальную жизнь взрослых людей. Не игрушки, не бутафорские копии. А самые обычные предметы: бусины, губки для мытья посуды, всевозможные баночки и коробочки, отвёртки, полотенца, мыло, неструктурированные вещества (соль, сахар, мука).

У нас всё настоящее: стеклянная посуда, острые иголки и горячий утюг. Здесь ребёнок знакомится с такими простыми для нас и очень сложными для него самыми разнообразными навыками. Он учится обращаться с пипеткой, щипцами, щёткой, салфеткой, полотенцем, губкой.

Он переливает воду, пересыпает зерно, взбивает мыльную пену, стирает, гладит, учится чистить обувь.

Например, малыш может застёгивать и расстёгивать различные застёжки, сложить или погладить салфетки. Ребёнок постарше может постирать одежду для куклы, салфетки для работы или помыть посуду.

Большая часть материалов происходит из повседневных домашних дел и постепенно даёт возможность ребёнку применять сложные движения в жизни.



Пространство сенсорного развития является одним из самых важных для ребёнка, так как он познаёт мир с помощью органов чувств. С помощью специальных материалов ребёнок научается различать цвета и их оттенки, силу звука, знакомится с понятиями формы, величины, длины, ширины, развивает свои тактильные ощущения.

Ребёнок утончает своё восприятие, расширяет словарный запас, развивает воображение и наблюдательность.

Особенностью сенсорных материалов в Монтессори-среде является то, что в каждом материале выделяется только одно свойство. Например, только цвет или длина, или толщина. Ребёнок концентрируется на нём, изолируя другие органы чувств. Материалы этого пространства развивают мелкую моторику и служат подготовительной базой к изучению математики, музыки, рисования, географии.



Пространство для развития математических представлений представляет собой набор разнообразнейших интересных материалов, с помощью которых ребёнок учится считать, складывать и вычитать, а самое главное, понимать смысл арифметических действий.

Математические материалы построены в тесной связи с материалами сенсорного развития и учитывают сенсомоторные потребности ребёнка. Это значит, что большинство материалов предполагают работу с конкретным материалом, а не абстрактным. Это очень упрощает понимание ребёнком математики и даёт возможность маленьким детям решать сложные задачи.

Например, как ребёнку объяснить, что такое единица, десяток, сотня, тысяча? У нас есть «золотой» материал, который наглядно это показывает.

Малышу как носителю языка необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост.



В пространстве речевого развития много материалов для изучения новых слов, составления предложений, координированной работы пальцев для подготовки к письму.

Здесь ребёнок получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на песке, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита, познать грамматическую сторону речи.



В пространстве ознакомления с окружающим миром и культурой дети формируют представления о географии, зоологии и ботанике, космосе, о научных способах познания мира.

Поэтому здесь сосредоточены такие материалы, как географические карты, макеты, карточки со строением растений и животных, материалы для проведения опытов и экспериментирования и многое другое.



Кроме того, в группах предусматривается пространство для продуктивной творческой деятельности.

Правила построения предметной развивающей среды предусматривают наличие на полках материалов только в одном экземпляре. Это помогает детям научиться простым, но важным в жизни социальным навыкам как умение договориться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать.

Вторая составляющая технологии – ребёнок. В возрасте от 3 до 6 лет он является строителем самого себя. Поэтому каждый ребёнок во время свободной деятельности выбирает занятия и материалы по своему желанию.

Наши воспитанники выбирают место для работы. Ребёнок решает сам, работает ли он за столом или на коврике. Он может сесть за тот стол, который ему нравится, а также расположиться на коврике в любом месте комнаты. Здесь имеются, конечно, некоторые ограничения. Например, если облюбованный ребёнком столик уже занят, ему придётся сесть за другой. Однако, все эти ограничения являются вполне естественными, разумными и соответствующими реальной жизни.

Ребёнок определяет свою автономность. То есть может поработать один или договориться о партнёрстве.

Он выбирает продолжительность своей работы, способы упражнений с выбранным дидактическим материалом.

Особенностью технологии свободной деятельности являются разновозрастные объединения дошкольников.

Наши детские группы включают четыре возраста. Всё время происходит циркуляция навыков, опыта, идей, которыми более младшие воспитанники регулярно подпитываются от старших.

Младшие дети видят свою ближайшую перспективу в лице уверенных в себе, умных и умелых, но только чуть более старших детей, которые при случае всегда могут оказать поддержку в сложных ситуациях. Им очень нравится помогать.

Малышам же нужны эти помощь и поддержка, и они тянутся к старшим. Любой ребёнок может примерить на себя обе роли, и старшего, «тянущего за собой паровоза», и младшего-ведомого.

Младшим детям хочется повторить то, чем занимаются старшие. Как результат, интересуются материалами и занятиями другого, более серьёзного для него уровня.

Есть свои бонусы и для старших. Они имеют благодарную аудиторию и возможности для занятия позиции взрослого, когда можно ввести в курс дела младшего коллегу.

Кроме того, в процессе объяснений всегда есть возможность ещё лучше научиться доносить свои мысли до собеседника, развивая попутно речь, терпение, получая навыки наставничества.

Третья составляющая технологии – педагог, который становится коллегой, партнёром, старшим товарищем ребёнка, готовым в нужный момент оказать необходимую помощь. Роль педагога в Монтессори-группе кардинально отличается от привычной роли воспитателей. Его задача не вести ребёнка, а идти за ним.

Основные функции Монтессори-педагога:

· посредническая;

· руководящая;

· обучающая;

· организующая;

· диагностическая;

· защитная.

Взрослые создают связь между ребёнком и подготовленной средой. Показывают, как работают с материалом. Демонстрируют способ контроля и коррекции ошибок. Педагоги умеют предложить ребёнку материалы, относящиеся к его зоне ближайшего развития. Если помощь не требуется, то не вмешиваются в процесс деятельности ребёнка.

Создают подготовленную среду, к которой предъявляются чёткие требования. Наблюдают за поведением ребёнка и оценивают уровень его физического и психического развития, чтобы направлять дальше. А также следят, чтобы дети не мешали друг другу, соблюдали правила. И соблюдают правила сами.

Такова основная суть технологии свободной деятельности в подготовленной среде. Наши воспитанники не утомляются в процессе свободной деятельности, поскольку перед ними не стоит задача получить определённый результат. Им важен процесс решения той или иной задачи, а результат представляется всего лишь как приятное дополнение к приятному процессу. Подобный подход к работе делает её увлекательным приключением, а не скучным уроком.