Выпуск № 40 (115) 2021

Бекежанова Д.Т. Конспект ОУД «Чистота – залог здоровья» для старшей группы

Бекежанова Динара Турсыновна
Педагог II категории
Воспитатель ясли-сад № 69 «Еркем-ай» г.Нур-Султан
Образовательная область: Социум.
Цель: формирование культурно- гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
• Расширить знания детей о культурно-гигиенических навыках;
• Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья;
• Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью;
• Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, за чистотой ногтей, умение самостоятельно чистить зубы.
Предварительная работа: разучивание стихотворения «Пугалки» М. Котин.
Оборудование:
• Дидактические игры, иллюстрированный материал по теме,
• материалы к занятию- мыло, шампунь, полотенце, расческа, зубная паста, гель для душа, зубная щетка, крем, краска, клей,
• презентация на тему: «Чистота – залог здоровья! ».
Ход занятия
3мин Организация начала занятия.
Воспитатель: Доброе утро, ребята.
Круг радости
Просто и мудро
При встрече здороваться
Доброе утро!
Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым людям!
Дети, обратите внимание на оформление комнаты, посмотрите на предметы, которые лежат на столе, на иллюстрации и попробуйте догадаться, о чем сегодня будет идти разговор. Для этого, ребята, предлагаю вам отправится в Страну Чистоты, давайте все вместе сядем на волшебный ковер-самолет.
Давайте скажем волшебные слова (дети повторяют за воспитателем волшебные слова и выполняют движения по тексту).
Наш ковер-самолет готов отправиться в путь.
Занимайте места на ковре.


Наш ковер быстрей взлетай,
Страна Чистоты нас встречай.
Звучит музыка самолёта.
20 мин. Основной этап.
В гости приходит персонаж Грязнуля.
Грязнуля:Здравствуйте, дети! А куда я попал? А что вы тут делаете? (Ответы детей)
Воспитатель:Да, правильно. Вы попали в детский сад «Еркем-ай», группа «Жулдыз». А вы кто?
Грязнуля: Ого, вот круто! Я и сам бы не догадался! А я просто неряха Грязнуля меня зовут! Апхчиииии… (Грязнуля чихает)
Воспитатель: Так что- то мне не нравится ваш внешний вид и чихаете постоянно.
Грязнуля: Да что вы, я не мылся сто лет и по этой причине чихаю!
Воспитатель: Постоянно, говорите. Я сейчас вызову доктора.
Воспитатель вызывает доктора. Приходит доктор.
Доктор заходит и здоровается с детьми.Далее измеряет температуру больному- Грязнуле, смотрит горло. И делает своё заключение, что наш неряха здоров. Просто ему необходимо соблюдать гигиену, ведь он очень грязный и его надо умыть и причесать.
Грязнуля: Ого! А я не знаю что такое «гигиена»! Как же мне быть?!
Воспитатель:А мы сейчас расскажем и покажем! Грязнуля и доктор присаживайтесь, будьте нашими гостями
Ребята,как вы понимаете такое сложное и непонятное слово “гигиена”?
Воспитатель: Правильно, если объединить все ваши ответы, то получается, что личная гигиена – это ….
Доктор: Позвольте мне помочь Вам (обращается к воспитателю).
Знаете ли вы, ребята, что от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил зависит не только ваше здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Как вы думаете, почему?
Доктор:Правильно, ребята. Очень важно для этого уделять внимание чистоте вашего тела. Это и называется соблюдением правил личной гигиены. Вы понимаете, что грязные, неопрятные, неряшливые люди неприятны всем.
-Как же вы ежедневно выполняете правила личной гигиены?
Воспитатель: Вот некоторые правила личной гигиены (Видео-слайд):
-мыть руки по мере загрязнения - перед едой, после туалета, после прогулки;
-следить за чистотой ногтей – нельзя грызть ногти, обрывать, стричь тупыми ножницами;
-беречь кожу от порезов и ран – осторожно обращаться с режущимися и колющимися предметами;
-беречь кожу от ожогов и обморожения – ходить в варежках или перчатках,
-следить за чистотой волос, мыть по мере загрязнения.
Доктор: Оказывается, гигиену нужно соблюдать везде и всегда. Но сегодня мы с вами поговорим о гигиене тела человека.
- А сейчас, ребята, отгадайте загадку.
Загадка.
Вместе с мылом и водой
Я слежу за чистотой,
Пены для меня не жалко
Разотру вас
Я …. (мочалка)
- Ребята, скажите, пожалуйста, а зачем моется человек?
- Правильно, ребята. Человек моется для того, что бы быть чистым, чтоб от него не было запаха. Человек моет все тело, а так же отдельно лицо, руки, ноги…
Дидактическое упражнение «Уход и гигиена»:
Ход игры: На столе разложены предметы гигиены - мыло, шампунь, мочалка, полотенце, гель для душа, краски, клей и др.
Дети по одному выбирают предмет и убирают в корзину, для начала педагог просит выбрать предмет, который ухаживают за кожей, за волосами и т.д.

Ребенок старшей группы выбирает предмет по уходу за ногтями
Воспитатель: Руки и лицо моют несколько раз в день по мере загрязнения. А почему руки надо мыть обязательно перед едой.
-Правильно, дети. А что такое микробы?
- Микробы очень маленькие и живые, мы их не видим. Они попадают в наш организм и вызывают болезнь. Микробы живут в грязном теле. Как вы думаете, чего боятся микробы?
- Правильно, микробы боятся мыла и воды.
Д/Игра «Убираем микробы» (карточки на липучках)
- Как же защититься от микробов?
-Совершенно верно. Что бы защититься от микробов надо:
Не есть и не пить на улице,
Есть только мытые овощи и фрукты,
Есть только из чистой посуды,
Когда чихаешь или кашляешь закрывать нос и рот платком.
Народная мудрость гласит: «Здоровье потеряешь- все потеряешь».
Воспитатель: Сейчас подошло время отдохнуть и размяться.
Физкультминутка
Мы играли и устали
Дружно все тихонько встали
Два хлопка над головой
Три хлопка перед собой
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
(соответствующие движения)
Доктор: Говорят, что именно от здоровья этого зависит и здоровье всего организма. Послушайте подсказку, мы ими пережевываем пищу, измельчаем ее для лучшего проглатывания и переваривания в желудке. Что это?
- Белые, блестящие, зубы – это красивая улыбка, красивое лицо, хорошее настроение.
Зубы покрыты эмалью. Она очень твердая, но если за зубами неправильно ухаживать, даже этот материал не выдержит. В зубах тогда появляются дырки (кариес). Большая дырка в зубе – всегда очень больно.
- Кто знает, сколько раз в день необходимо чистить зубы?

 - Правильно, зубы надо чистить два раза в день своей личной зубной щеткой с пастой. Зубы надо чистить тщательно, долго, не менее 2-4 минут. Давайте вспомним как надо чистить зубы.
Д/игра «Чистим зубы» (карточки на липучках 2 шт)
-Ребята, а вы знаете, что гнилые зубы (зубки с кариесом) вредят другим органам – желудку, почкам, сердцу, даже глазам. Вот почему говорят, что от зубов зависит здоровье организма. Поэтому что бы не скапливались микробы на зубах от остатков пищи, рот надо поласкать после ее каждого приема.
Давайте поговорим что полезно нашим зубкам а что нет
Д/ игра «Что вредит зубкам и что наоборот» (карточки на липучкам- 2 шт)
Доктор: - Ребята, сейчас отгадайте загадки и отгадав их, вы поймете о чем мы будем говорить с вами дальше.
Загадки:
Ношу их много лет, а счету им не знаю. (Волосы)
Подойдешь к стеклу – портрет,
Отойдешь – портрета нет. (Зеркало)
Хожу брожу не по лесам
А по усам и волосам (Расческа)
Частый, зубастый
Вцепился в чуб вихрастый. (Гребешок, расчёска)
- Верно, разговор пойдет о волосах. Ребята, как вы думаете, от чего зависит здоровье волос? Посмотрите у кого из наших девочек самые длинные волосы. Расскажи, пожалуйста, как ты ухаживаешь за своими волосами.
-Правильно, чтобы волосы выглядели здоровыми и красивыми их надо мыть 1-2 раза в неделю, а если волосы быстро становятся грязными, то чаще, по мере необходимости.
3. Заключительный этап.
Воспитатель: Сейчас я прочитаю стихотворение “Пугалки” М. Котина.
Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым.
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.
Воспитатель: Грязнулей быть плохо, это ясно. Но как же не быть грязнулей давайте вспомним, что для этого надо делать? (Ответы детей). Я думаю, вы запомнили эти простые правила и будете их выполнять всегда, без напоминания взрослых. И тогда вам будут всегда говорить, какой опрятный человек!
Грязнуля: Молодцы, ребята. Спасибо вам! Вы мне помогли, теперь мне пора. Пора и мне стать опрятным человеком! До свидания!
Рефлексия. Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу и я попрошу вас выбрать себе листочек и прикрепить на дерево, если вам урок понравился – бери зеленый листочек, если урок понравился, но трудно – то желтый, если не понравился- красный.
В конце занятия педагог вручает детям наклейки - смайлики.