Выпуск № 18 (44) 2020

Трофимова Н.В. Конспект квест-игры по развитию связной речи с помощью приемов мнемотехники у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе

Цель: развитие связной речи дошкольников с использованием мнемотехники.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
1.       Совершенствовать грамматический строй речи:
·          закреплять употребление в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
·          закреплять употребление в речи притяжательных, относительных и качественных прилагательных;
·          закреплять употребление в речи предлогов: за, под, в, на, между.
2. Формировать связную речь:
·          развивать умение логически последовательно и грамматически правильно выстраивать свое высказывание;
·          учить связно, последовательно излагать ход рассказа, используя наглядную схему-образец;
Коррекционно-развивающие:
·          развивать связную речь, внимание, память, творческое воображение;
·          развивать логическое мышление, умение выражать свои мысли, делать умозаключения;
·          развивать координацию движений, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные:
·          формировать навыки коммуникативного общения;
·          поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, проявлять настойчивость, целеустремленность, взаимопомощь.
Здоровьесберегающие:
·          чередовать статические и динамические задания.
Интеграция образовательных областей
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Обобщить и систематизировать полученные знания в занимательной игровой форме.
·          Образовательная область «Речевое развитие»
- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь детей.
·          Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»
- Способствовать раскрепощению ребенка в ООД, игре.
Образовательная область «Физическое развитие»
- Способствовать развитию общей и мелкой моторики.
Планируемые результаты:
- Умеют логически связно выражать свои мысли, связно составлять предложения и рассказ используя мнемосдорожки и мнемосхемы, разгадывать ребусы.
Словарная работа:
Обогащение словаря: болото, сундук, домовой.
Активизация словаря: строитель, берлога, логово, дупло, нора.
Раздаточный материал: цветы с ребусами, мнемодорожки, мнемосхемы на каждого ребенка.
Демонстрационный материал: конверт с компьютерным диском, карта сокровищ, видео-презентация, папки-задания – 5 штук, деревья, мостик (ребристая дорожка – 2 шт.), голубая ткань (болото), журнальный стол, сундук, дом домовёнка, цветик - семицветик, цифры с буквами, мяч.
Техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, магнитный мольберт,
Флеш - носитель с играми и музыкальным сопровождением.
Ход квест-игры
(слайды№1,2 – заставка-музыка-заставка)
1. Организационный момент.
(дети стоят в кругу, взявшись за руки)
·          Создание эмоционально-положительного фона.
Чтоб не хмуриться с утра,
Нам поможет доброта.
Все мы за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(дети и педагог садятся на стульчики)
2.Вводная часть.
Логопед: Ребята, сегодня утром на столе я нашла вот этот конверт. А вместо адреса отправителя на конверте картинки и компьютерный диск. Давайте рассмотрим картинки и попробуем отгадать, кто же нам прислал это странное письмо. (слайд №3 –картинки)
(на экране тоже появляются картинки и после того, как дети отгадают имя, появляется слайд №4 - фото домовенка далее само письмо)
- Как вы думаете, кто же этот Кузя?
Дети: Это домовёнок Кузя из мультфильма.
Логопед читает письмо: (слайд №5 – три щелчка: конверт, бумага, текст)
«Здравствуйте, ребята! Моя знакомая сорока, рассказала, что вы умные и трудолюбивые, не боитесь никаких трудностей и вообще – смелые и дружные ребята. Поэтому я решил подарить вам «своё самое ценное на свете сокровище». А чтобы оно не досталось Бабе Яге или хитрой вороне, я спрятал сокровища в надежном месте своего сказочного леса. Чтобы их отыскать вам нужно будет пройти все испытания, зашифрованные на моей карте сокровищ, проявив при этом смелость и смекалку. Если вы не испугаетесь, Бабы Яги и её хитрой вороны, будите дружными и внимательными, то быстро найдете мой подарок. Желаю удачи! ».
Логопед: Ребята, что вы решили, будем искать сокровище?
Дети: Да!
(слайд №6 –карта)
3. Основная часть
Логопед: тогда давайте внимательно рассмотрим карту.
(на экране появляется карта сокровищ)
- Посмотрите, все свои задания Кузя пронумеровал.
- Сколько всего заданий приготовил нам Кузя? (5)
- Значит, под какой цифрой мы найдем первое задание? (под цифрой 1)
- Где находится цифра 1? (в сказочном лесу между ёлками)
- Путь предстоит не близкий, поэтому отправимся искать Кузины сокровища на автомобиле. (слайд №7 –видео - машинка)
·          Видео - игра «На машине едем мы»
(дети, сделав круг по залу, находят первый конверт с заданием, садятся на гимнастические коврики)
Логопед: Вот и первое Кузино задание.
-Где мы его нашли? (между елками)
- Давайте присядем на лесную лужайку и посмотрим, что же за задание приготовил нам Кузя. (слайд №8 –пустой экран)
Задание №1.«Как известно, домовые живут в домах. А дома бывают разные: и высокие, и низкие, и строят их из разных материалов. Назовите, из каких строительных материалов были построены дома, где я успел погостить» (слайд №8 –второй щелчок, мнемодорожка)
Логопед: посмотрите, Кузя приготовил для каждого из вас карточки-задания, с помощью которых вы сможете ответить на его вопрос.
Например: «Кузя гостил в кирпичном двухэтажном доме»
(логопед раздает каждому ребенку по мнемодорожке, согласно которой ребенок должен составить предложение)










Логопед: Молодцы! (слайд №9 –два щелчка)
- Смотрите, на карте цифра 1 превратилась в букву =К=.

- Значит, Кузе понравилось, как вы выполнили его задание.
- Смотрим на карту. Где находится второе задание? (в дупле дерева)
- Двигаемся дальше! (слайд №10 –видео - машинка)
·          Видео - игра «На машине едем мы»
(дети, сделав круг по залу, находят второй конверт с заданием в дупле дуба и встают полукругом.)
(слайд №11 –карта)
Логопед: Слушайте следующее задание домовенка:
·          Задание №2. «Ребята, в сказочном лесу живет много моих друзей - животных. У них, как и у людей тоже есть свои дома. Поиграйте с мячом и правильно назовите дома моих друзей.»
Игра «Назови дом Кузиного друга?»
·          Дом лисы – лисья нора
·          Дом медведя – медвежья берлога.
·          Дом волка – волчье логово
·          Дом белки – беличье дупло
·          Дом барсука – барсучья нора
·          Дом мыши – мышиная норка
·          Дом бобра – бобровая хатка
·          Дом рыси – рысье логово.
Логопед: Молодцы! (слайд №11 –карта – появляется буква по щелчку)
- Смотрите, на карте цифра 2 превратилась в букву =Н=.
- Смотрим на карту. Где находится третье задание? (на мостике через лесное болото)
- Двигаемся дальше.
(дети подходят к мосту, а мост сломан – ребристые дощечки разъединены)
Логопед: вот и третье задание домовенка.
·          Задание №3.Нужно отремонтировать мост через лесное болото. А для этого вы должны превратиться в строителей.
(дети встают вдоль импровизированного «болота»)
- Скажем волшебные слова: «Раз, два, три – повернись, в строителей превратись!».


4. Физминутка «Строители»

Молотком стучу, стучу,

Постукиваем кулачком правой руки по расправленной ладони левой руки.

Сто гвоздей заколочу.

То же движение, но меняем руки.)

Буду строить мост, мост.

Руки на поясе, повороты влево - вправо.)

Крепким будет мост, мост.

ноги на ширине плеч, руки в стороны, раскачивание влево - вправо

Дощечки прибиваются,

наклоны вперед, касаясь пальцами пола

Мост новый сооружается!

выпрямиться, развести руки в стороны

 

Логопед: Молодцы! (слайд №11 –карта – появляется буква =И= по щелчку)
- Смотрите, на карте цифра 3 превратилась в букву =И=.
- А где же четвертое задание? (за болотом на цветочной поляне под цветиком – семицветиком)
- Двигаемся дальше через мост, за болото на цветочную поляну!
(дети проходят по ребристой доске через «болото» и находят четвертое задание под цветиком - семицветиком)
·          Задание №4 «Поляна это не простая. А волшебная. Сорвите каждый по цветку и отгадайте загадки, расположенные на цветах. Если разгадаете все загадки, то получите еще одну букву.»
- Дети берут по цветку, проходят на свои стульчики.
(На экране поочередно высвечиваются ребусы. Чей ребус появляется, тот ребенок отвечает, после ответа ребенка, на экране появляется правильный ответ на ребус)
(слайды № 12 – 23, на каждый слайд по два щелчка)
Логопед: Молодцы! (слайд №24 –карта – появляется буква =Г= по щелчку)
- Смотрите, на карте цифра 4 превратилась в букву =Г=.
- Где же последнее, Кузино, задание? (на столе около домика, где живет Кузя)
(слайд №25 –видео - машинка)
·          Видео - игра «На машине едем мы»
(слайд №26 – карта – появляется буква по щелчку)
·          Задание №5.
(Составление описательного рассказа с использованием мнемотаблицы)
«Ребята, я переехал жить в новый дом, а мебели в моем доме совершенно нет. Помогите мне, пожалуйста, найти подходящую мебель для моего дома!»
Логопед: Чтобы справиться с этим заданием я предлагаю вам вспомнить сказку «Теремок». Только в наш теремок будет приходить мебель.
- Каждый из вас выберите по одной картинке и найдите себе пару.
- Под изображением предмета мебели, изображена схема, глядя на неё, вы сможете рассказать Кузе, что это за мебель, какая она и для чего она нужна.
(слайд №27 –образец схемы рассказа о мебели)
- Теперь скажем наши волшебные слова и превратимся тот предмет, который изображен на вашей картинке.
- «Один разок покрутитесь, в мебель превратитесь!
- Ты во что превратился?
Дети: Я превратился в стол (стул, шкаф, кровать)
Логопед: домовые очень осторожные и не любят показываться людям, поэтому в игре «Теремок» домовенком будет Тимофей, а Арина сказочница.


Сказка «Теремок»


Сказочница: в сказочном лесочке, стоит Кузин теремок. Он не низок, не высок. И пришел к терему СТОЛ.
Дети: Тук-тук-тук!
Кузя: Ты кто?
Ребенок1: Я стол обеденный. Деревянный, большой. У меня квадратная столешница, четыре длинные ножки.
Ребенок2: Я буду стоять на кухне. Я нужен для того, чтобы на меня ставили посуду. Что бы за мной завтракали, обедали и ужинали.
Кузя: Заходи, конечно. Я буду любить, и ухаживать за тобой.
Сказочница: И стали жить они вдвоем.
Сказочница: Пришел к терему СТУЛ.
Дети: Тук-тук-тук!
Кузя: Ты кто?
Ребенок1: Я – стул! Деревянный, удобный, мягкий. У меня есть спинка, 4 ножки, сидение.
Ребенок2: Я могу стоять и в спальне и в гостиной и в кухне. Я нужен для того, чтобы на мне сидели, отдыхали.
Кузя: Заходи, конечно. Я буду любить, и ухаживать за тобой.
Сказочница: И стали жить они втроем.
Сказочница: Пришел к терему ШИФОНЕР
Дети: Тук-тук-тук!
Кузя: Ты кто?
Ребенок1: Я – шифонер. Деревянный, красивый. У меня есть боковые стенки, дверцы, полки.
Ребенок2: Я могу стоять в спальне. Я нужен для того, чтобы на мои полочки складывали вещи, вешали вешалки с одеждой
Кузя: Заходи, конечно. Я буду любить, и ухаживать за тобой.
Сказочница: И стали жить они вчетвером.
Сказочница: Пришла к терему КРОВАТЬ.
Дети: Тук-тук-тук!
Кузя: Ты кто?
Ребенок1: Я – кровать. Деревянная, мягкая, удобная. У меня есть спинка, матрац и ножки.
Ребенок2: Я могу стоять в спальне. Я нужна для того, чтобы на мне спали, отдыхали.
Кузя: Заходи, конечно. Я буду любить, и ухаживать за тобой.
Сказочница: И стали жить они впятером.
Сказочница: Пришел к терему ДИВАН
Дети: Тук-тук-тук!
Кузя: Ты кто?
Ребенок1: Я – диван. Мягкий, удобный, красивый. У меня есть высокая мягкая спинка, мягкие подлокотники и удобное мягкое сиденье.
Ребенок2: Я могу стоять в гостиной. Я нужен для того, чтобы на мне сидеть или лежать, смотреть телевизор, читать.
Кузя: Заходи, конечно. Я буду любить, и ухаживать за тобой.
Сказочница: И стали жить они вшестером.
Сказочница: Так и стали они все вместе дружно жить в теремочке.
Игра «Назови ласково»
Логопед: И никогда не ссорились, а только называли друг друга ласково:
Стол – столик
Стул – стульчик
Шкаф – шкафчик
Кровать – кроватка.
Диван – диванчик
Шифонер – шифонерчик
Логопед: А нам пора обратно превращаться из мебели в ребят.
«Вокруг себя покрутись.
И снова в человека обратись».
(слайд №28 –карта – появляется буква =А= по щелчку)
Логопед: Вот мы и выполнили все задания домовенка Кузи. И получили с последним заданием букву «А». Но для чего нам нужны эти буквы с номерами?
(слайд №29 - на экране появляется домовенок Кузя и отвечает на вопрос логопеда)
Кузя: «Поздравляю! Вы выполнили все мои задания и теперь можете забрать «сокровища», которые я спрятал в волшебном сундуке. Только есть еще одно маленькое препятствие. Замок на сундуке откроется только тогда, когда вы отгадаете, что именно лежит в сундуке. В этом вам помогут буквы, которые появились за выполненные задания. Выложите из букв слово, прочтите его, и смело забирайте мои подарки!» – слайды № 30, 31.
Логопед: Вилада, подойди к доске и составь слово по цифрам. Прочитай что у тебя получилось. (книга)
(слайд №31 – по щелчку появляется книга)
Ребята, посмотрите, Кузя подарил нам очень умную книгу - «Энциклопедию». В ней можно найти ответы на многие ваши вопросы. А еще здесь лежат для вас угощения. Давайте скажем Кузе спасибо!
Дети: Спасибо!
5.Заключительная часть.
Логопед: Спасибо, Кузя, нам пора возвращаться в детский сад. Попрощаемся с Кузей. слайд №32 – Кузя
(слайд №33 –видео - машинка)
·          Видео - игра «На машине едем мы» (дети, сделав круг по залу, возвращаются на стульчики)
(слайд №34 –заставка)
Логопед: Дети, какие испытания мы сегодня прошли?
Кузя: Ребята, какие задания вам понравились больше всего? Какие задания были для вас сложными?
Логопед: Дети, вам понравилось в гостях у Кузи? На этом наше путешествие окончено.
(слайд №34 –нажать на колокольчик - музыка)

Библиографический список
1. Волосовец Т.В. «Преодоление ОНР у дошкольников». – М., Творческий центр, 2007.
2. Гаркуша Ю.Ф «Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушением речи». М., 2002.