2023 2022
2 (220) 2023

Кузьмина Я.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства. Память сохраняет наши знания, и без знаний немыслима ни плодотворная деятельность, ни успешное учение. Чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти.

И сама память немыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного» (1 с.122).

Понятие памяти всесторонне изучено как зарубежными, так и отечественными психологами (А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский и т.д.). Все они с уверенностью отмечают важность и необходимость развития памяти человека, особенно ребенка дошкольного возраста. Так Л.В. Черемошкина отмечает, что «ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам» (5 с.20)

На современном этапе развития общества все большее внимание уделяется всестороннему развитию детей с речевой патологией. Изучением дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) занимались Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и многие другие. Ими было доказано, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие познавательной сферы ребенка, в том числе на развитие произвольного запоминания. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с общим недоразвитием речи снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Исследованиями проблемы развития памяти и произвольного запоминания занимались многие отечественные и зарубежные психологи. Особая роль принадлежит Л.С. Выготскому, который раскрыл возникновение высшей формы памяти, развивающейся в процессе активной, мыслительной деятельности ребёнка, опирающейся на ряд вспомогательных средств и А.Н. Леонтьеву, который описал, что развитие высших человеческих форм памяти идет через развитие запоминания с помощью внешних стимулов-знаков.

Память трудно свести к одному понятию. Память, по мнению Р.С. Немова это: «способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта; психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации» (2 с.218-219).

По мнению Дубровиной И.В. память — это «то, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени. «…Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения» (1 с.122).

Следует отметить, что существует ряд понятий памяти. Все эти понятия объединяет то, что, память есть способность к получению, запоминанию и воспроизведению информации.

Выделяют несколько видов памяти, которые можно условно разделить на три группы:

1) что запоминает человек (предметы и явления, мысли, движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно-логическую и образную память; 2) как человек запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и непроизвольную память; 3) как долго сохраняется запомненное (кратковременную, долговременную, оперативную).

Все виды памяти необходимы и самоценны, в процессе жизни и взросления человека они не исчезают, а обогащаются, взаимодействуют между собой (1 с. 125-127).

Дубровина И.В. выделяет «основные процессы памяти - запоминание, воспроизведение, сохранение, узнавание, забывание. По характеру воспроизведения судят о качестве работы всего аппарата памяти. Запоминание бывает механическим и смысловым. Механическое запоминание основывается главным образом на закреплении отдельных связей, ассоциаций. Смысловое запоминание связано с процессами мышления. Если запоминание имеет характер специально организованной работы, связанной с применением определенных приемов для наилучшего усвоения знаний, оно называется заучиванием.

Выделяют следующие «качества памяти: 1) быстрота запоминания. Однако она приобретает ценность лишь в соединении с другими качествами; 2) прочность сохранения; 3) точность памяти - отсутствие искажений, пропусков существенного; 4) готовность памяти - умение быстро извлекать из запасов памяти то, что необходимо в данный момент.

Индивидуальные различия в процессах памяти отмечают такие исследователи как Р.С. Немов, И.В. Дубровина, А.Г. Маклаков и др.

Наиболее существенные различия проявляются между наглядно-образным и словесно-логическими типами памяти. Кто-то лучше запоминает наглядные образы предметов и событий, кто-то - мысли, выраженные в словах. Самые яркие представители образного типа памяти - деятели искусств: художники, музыканты, писатели, актеры, а словесно-логической - ученые, экономисты. Память большинства людей относится к среднему типу, гармонично сочетающему возможности и особенности наглядно-образного и словесно-логического запоминания. Кроме того, отмечаются и различия в продуктивности заучивания выражаются в скорости, прочности и точности запоминания, а также в готовности к воспроизведению материала.

При созревании ребёнка, у него возникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию (3 с.104).

Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребёнка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности.

Результаты всех работ, посвященных исследованию взаимоотношений образной и словесной памяти, образа и слова в процессах запоминания и воспроизведения, указывают на неразрывное единство видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного, конкретного) и словесно-логического, абстрактного в запоминании и воспроизведении.

По мнению Р.С. Немова, в старшем дошкольном возрасте благодаря постановке перед детьми специальных мнемических задач совершается переход к произвольной памяти. Чем больше таких задач возникает перед дошкольником в игре, общении и труде, тем быстрее его память превращается из непроизвольной в произвольную. У детей младшего и среднего дошкольного возраста в силу особенностей их психологии и недостаточной готовности к серьёзной целенаправленной деятельности, в частности учебной, продуктивность запоминания в игре заметно выше, чем в других видах деятельности.

Все исследователи отмечают значимость коллективных игр и занятий для развития произвольного запоминания. Так отмечено, что в них ребёнок постепенно учиться запоминать то, что требуют от него окружающие, на что указывает педагог. Возрастает роль слова, второй сигнальной системы в процессах памяти. Для ребёнка-дошкольника очень важно, чтобы выполнение задачи запомнить что-либо подкреплялось достижением непосредственного результата в его практической деятельности. Когда ребёнок приобретает известный опыт в этом отношении, он и сам начинает ставить перед собой задачу запоминания, по собственной инициативе произвольно запоминает или припоминает необходимый материал.

Следует отметить, что, развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школьному обучению. Никакая учебная деятельность не окажется возможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с требованиями учителя, с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой.

С возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнении заданий.

Отметим некоторые закономерности, необходимые в процессе запоминания и воспроизведения для детей с нарушением речи:

- то, что можно выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что воспринято только зрительно или на слух (т.е. если слово выражает собой понятие, содержащее связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным);

- если предметом запоминания является текст, то заранее продуманные и четко сформулированные к нему вопросы способствуют лучшему запоминанию. В том случае, когда ответы могут быть найдены в процессе беседы по тексту, текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится;

- чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается;

-поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, будут полезными и для запоминания. Один из способов улучшения запоминания дошкольников состоит в том, чтобы вызвать у детей с нарушением речи интерес к предлагаемому материалу.

Кроме того, следует отметить, что при работе с детьми с нарушением речи нужно использовать установку на преднамеренное (произвольное) запоминание.

Так же немаловажно при развитии произвольного запоминания многократное повторение, идущее подряд, и повторение через определенные промежутки времени. Оптимальная граница повторений лежит между тремя и четырьмя повторениями. Дети с нарушением речи, заблаговременно получившие установку на запоминание, лучше усваивают изучаемый материал и дольше помнят его, чем сверстники, не имевшие такой установки.

Итак, для развития произвольного запоминания у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо использование четких вопросов, развитие интереса к материалу запоминания, многократное повторение.

У младших дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.

Применение целенаправленных коррекционно-развивающих занятий оказывает влияние на развитие произвольного запоминания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Работа по развитию произвольного запоминания должна носить не узкофункциональный, а общий, личностно-ориентированный характер.

В развитии произвольного запоминания у детей с общим недоразвитием речи существенную роль играет обеспечение ребенка необходимым набором средств и способов действий в значимых для него ситуациях.

Библиографический список:

1. Дубровина И.В. Психология [Текст]: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.- 10 000 экз. - ISBN 5-7695-0189-8

2. Немов Р.С. Психология: Учеб. для высш. пед учеб. заведений [Текст]: В 3 кн. – 3-е изд/ Р.С. Немов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. Общие основы психологии. – 688с. – 100 экз - ISBN 5-691-00093-4

3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст]: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования/ Р.С. Немов– 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608с. – 100 экз. - ISBN 5-691-00232-5

4. Симонова ЛФ. Память. Дети 5-7 лет [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов/Л.Ф. Симонова — Ярославль: «Академия развития», 2000. — 142 с. – 10 000 экз. - ISBN 5-7797-0135-0

5. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей [Текст]: Популярное пособие для родителей и педагогов/Л.В. Черемошкина — Ярославль: «Академия развития», 1997. — 240 с. – 41 000 экз. - ISBN 5-7797-0007-9