Выпуск № 65 (140) 2021

Чуприна Т.В. Охрана и укрепление здоровья детей дошкольного возраста

Дошкольное образование «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский. Ни для кого не секрет, что здоровье - это самое важное в жизни человека, особенно в нашем современном мире, когда дети мало выходят на улицу, не занимаются спортом, едят вредную пищу, заняты гаджетами и предпочитают вести малоподвижный образ жизни. Именно поэтому начинать приобщение к здоровому образу жизни лучше всего с раннего детского возраста, а значит это нужно начинать делать в семье. Родители ребенка, являются первыми воспитателями и учителями в жизни малыша. Он взаимодействует с ними с самого рождения, подражает им, перенимает привычки и манеру поведения. Поэтому положительный пример должен идти из семьи, причем дети лучше всего запоминают не слова, а именно поступки и действия. Если родители ребенка часто говорят о том, что нужно заниматься спортом, но при этом не занимаются им сами, то, конечно, не стоит ждать от малыша желания физически развиваться. Поэтому так важно и необходимо родителям самим показывать пример своим детям: заниматься спортом, отказаться от вредных привычек и придерживаться здорового образа жизни. После того как ребенок подрастает, его отдают в детский сад, где воспитанием занимаются педагоги, получившие специальное образование. В дошкольных организациях для достижения целей здоровьесберегающих технологий применяются следующие группы средств:
- Средства двигательной направленности (физические упражнения, гимнастика (пальчиковая и после дневного сна), физкультминутки и др.);
- Долгие прогулки на свежем воздухе, а также экскурсии и походы в парки, во время которых дети получают воздушные и солнечные ванны;
- Закаливание;
- Приучение детей к личной гигиене;
- Правильный режим питания;
- Обеспечивается психологическое здоровье детей;
- В помещении проводится регулярная влажная уборка и проветривание;
- Детей обучают основам здорового образа жизни, проводя беседы и др. Малышей также воспитывают и на личном примере, занимаясь с ними на занятиях по физической культуре. Данный комплекс мероприятий невозможен без игровой составляющей, которая стимулирует интерес у детей к занятиям физическими упражнениями. С детьми часто проводятся различные подвижные игры, способствующие развитию двигательной активности. Критерии подбора подвижных игр для детей в зависимости от возраста различаются. Если в младшем дошкольном возрасте наиболее часто применяются сюжетные подвижные игры («Самолеты», «Летчики», «Пожарные» и др.), а так же простейшие бессюжетные игры вроде «Ловишек» и «Догонялок», то в старшем возрасте дети могут играть в более сложные бессюжетные игры, включающие элементы соревнования, эстафеты, игры с предметами (кольцеброс, кегли, и др.). Также можно сказать, что все подвижные игры для детей дошкольного возраста делятся на две большие группы: подвижные игры с правилами (разные по содержанию, по организации детей, сложности правил и различию двигательных заданий) и спортивные игры (городки, футбол, баскетбол и др.). Постоянная двигательная активность игрового характера и положительные эмоции, вызываемые ей, улучшают работу всех органов и систем в организме ребенка. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Также это оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Доказано, что подвижные игры улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье, так как почти в каждой игре присутствуют: бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и др. Здоровье детей во многом зависит также от экологической обстановки в регионе и от социального благополучия в семье. Сотрудники детских дошкольных учреждений регулярно отслеживают сложившуюся ситуацию в неблагополучных семьях своих воспитанников, чтобы своевременно среагировать на изменившуюся обстановку. Когда ребенок передается на воспитание в детский сад, воспитательная составляющая родителей в жизни детей не уменьшается, и воспитание уже должно проводиться не параллельно, а взаимодополняюще. В таком важном деле, как сохранение здоровья детей, не обойтись без взаимодействия с их родителями. Для родителей вешаются информационные стенды, посвященные здоровому образу жизни, пишутся консультации по здоровьесбережению, а также проводятся родительские собрания и индивидуальные беседы. Только благодаря совместной работе родителей и коллектива дошкольного учреждения мы можем заложить основы для дальнейшего нравственного и физического развития ребенка и получить желаемый результат, а именно: в последующем основная инициатива в поддержании здорового образа жизни будет исходить от самого ребенка, так как в его понимании будет сформирована мысль о том, что ведение такого образа жизни благотворно сказывается как на нем самом, так и на отношении к нему окружающих. В последующем, ребенок также будет заботиться о своем здоровье и выбирать окружение, исходя из своего сформированного мировоззрения. Таким образом, можно сказать, что забота о здоровье и благополучии детей — это, пожалуй, самое важное в работе воспитателя.
Список литературы. 1. Давыдова М.В. Педагогическое сопровождение формирования основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие / М.В. Давыдова, - Челябинск, «ИскраПрофи», 2013. – 101 с.
2. Каменская В.Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребѐнка дошкольного и младшего школьного возраста: учеб. пос. / В.Г. Каменская, С.А. Котова; под ред. Н.А. Ноткиной. – СПб.: Книжный дом, 2008.
3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. –– Киев: Радянська школа, 1974 г. – 288 с.