Выпуск № 53 (128) 2021

Тимощенко С.П. Конспект занятия для детей средней группы по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»

Цель: углублять представление детей о доброте – как о ценном качестве человека.
Задачи:
Образовательные: учить детей подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме; учить находить слова близкие по смыслу.
Развивающие: продолжать совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей); развивать логическое мышление, познавательную сферу.
Воспитательные: воспитывать уважение к другим детям, содействовать улучшению поведения ребенка; воспитывать у детей навыки культурного общения со сверстниками.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа «О доброте и жадности», «Вежливые слова», «Добрые отношения - уважение к старшим», обыгрывание ситуаций, разучивание игр, стихотворений.
Материал к занятию: Записи на диске: «Барбарики» - «Песенка о доброте».
Волшебство: «Сказочная мелодия», волшебная шкатулка, мольберт, цветок с 3 лепестками.
Персонаж: Баба Яга (игрушка)
Ход образовательного процесса
Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. Скажем им «Доброе утро».
Дети здороваются.
Воспитатель:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро - улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Доброта, добрый – какие замечательные, удивительные, волшебные слова!
Давайте встанем в круг и возьмемся все за руки, закроем глазки и передадим друг другу свою теплоту и доброту, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта. А теперь открыли все глаза, улыбнулись друг другу. и тихонечко сели на стульчике.
Ребята послушайте одну песенку, и скажите мне, о чем в ней поется. (Включается запись «Барбарики» - «Что такое доброта» один куплет).
В: скажите мне, о чем в ней поется?
Д: В песенке поется о доброте.
В: Давайте все вместе с вами скажем слово «Доброта». Удивительное, волшебное слово. А как вы понимаете, что такое доброта?
Ответы детей:
В: Подумайте и скажите о ком или о чем можно сказать «добрый»?
Д: О человеке, о поступках.
В: Добрый человек, а значит он еще какой?
Д: Внимательный, отзывчивый, всем помогает, вежливый.
В: А если человек не добрый, он какой?
Д: Злой, жадный, грубый, всех обижает.
В: Молодцы, правильно! А для того чтобы лучше понять, что такое доброта мы с вами перенесемся в волшебную страну, и возьмем с собой в дорогу волшебную шкатулочку с добротой.
А как нам туда добраться?
Ответы детей
Воспитатель: Обычный транспорт здесь не поможет. Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите такие слова:
В страну волшебную перенесемся,
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия»
В. Ой, ребята, вот беда, шкатулочка пропала. Вы случайно не видали?
Кукла Баба Яга: Ха-ха-ха, а вот и я узнали меня? Я - Баба Яга. Это я вашу шкатулочку спрятала, закрыла ее на три замка. И шкатулку просто так вам не отдам. На волшебном я цветке, на разноцветном лепестке, подготовила вам заданья. Вы скорее в лес идите, и цветочек мой найдите. Справитесь с заданьями, я шкатулку вам верну, и ключики вам дам, а не справитесь с заданьем, то себе всё заберу. Ха-ха-ха.
Воспитатель: Ой, ребята, что же делать? Мне одной никак не справиться, поможете мне выполнить задания Бабы Яги.
Посмотрите, нет ли где разноцветного цветочка? (на магнитной доске цветок с тремя лепестками.) Давайте с вами посчитаем, сколько здесь лепестков? 1, 2, 3, (индивидуальные и хоровые ответы). Ребята под каждым лепестком Баба Яга приготовила задание. Возьмем желтый лепесток 1 задание-игра: «Назови ласковое слово».
Воспитатель: Баба Яга нам предлагает выполнить первое задание. Для этого нужно встать в круг (дети встают в круг).
Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному: Оля, Настя, Миша, Катя. Назовем друг друга ласково: Аня-Анечка, Настя-Настенька, и т. д. Все это близкие по значению слова, только ласковые. Я буду называть слово, а вы мне скажите как можно сказать ласково
Воспитатель: Заяц.
Ребенок: Зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.
Воспитатель: Бабушка.
Ребенок: Бабулечка, бабуля, бабуленька.
Воспитатель: Мама.
Ребенок: Мамочка, маменька, мамуля, матушка.
Воспитатель: Лиса.
Ребенок: Лисонька, лисичка.
Воспитатель: Ребята вам понравились ласковые слова? (Ответы детей) Да, ласковые слова душу согревают
Воспитатель: Возьмем красный лепесток.
Второе задание «Что такое хорошо и что такое плохо»
Во втором задании Баба Яга спутала хорошие и плохие поступки вместе. Ребята, давайте все подойдем к столу и по моему сигналу вы должны выбрать картинки с хорошими поступками и показать мне, а картинки с плохими поступками оставить на столе.
(После выполнения задания дети обсуждают, правильно ли были выбраны картинки.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Слышишь, Ягусенька, и с этим заданием ребята справились!
А теперь немного отдохнем.
Физкультминутка
Озорные ножки ходят по дорожке. (ходьба на месте)
Шея крутит головою.
Повторяй скорей за мною. (повороты головой влево, вправо)
Вправо, влево - поворотик. (повороты туловища влево, вправо)
Покажи мне, где животик? (наклон назад)
Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)
И вперед слегка нагнулось. (наклон в перед)
Как березонька стройна,
Стала ровная спина. (выпрямиться)
А теперь все повернулись,
И друг другу улыбнулись!
(дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Поиграем в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо? Что такое хорошо (топаем), что такое плохо (хлопаем). Молодцы ребята. Посмотрите, у нас осталось последнее задание.
Возьмем синий лепесток.
Последнее задание "Доскажи словечко" (Вежливые слова)
Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.
Мишка зайчику сосед,
Скажет он ему «Привет».
А его сосед ушастый
Отвечает: «Мишка здравствуй!»
Если наступил на ножку
Хоть случайно, хоть немножко,
Сразу говори: «Простите»
Или лучше – «Извините».
Кошечка чихнула снова,
Скажем мы ей: «Будь здорова».
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «Спасибо!»
Другу уходить пора –
Скажем мы ему «Пока».
Каждый скажет на прощанье,
Уходя, всем «До свиданья».
Воспитатель: С этим заданием вы тоже справились, молодцы.
Баба Яга: Ваши добрые дела изменили и меня,
Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрела
Я теперь совсем другая, я хорошая, а не злая
Я поняла, что добрым быть хорошо, забирайте свою шкатулочку. До свидания!)
Воспитатель): Вот какие чудеса творят добрые дела, ребята, даже злая Баба Яга стала добрая! 1, 2, 3, 4, 5 – будут чудеса опять. Воспитатель достает из под салфетки шкатулочку.) Ребята, посмотрите, Шкатулочка открылась, а в ней сердечки, но они белые, давайте их раскрасим подарим их нашим друзьям. (на столах приготовлены карандаши цветные)
А теперь нам пора возвращаться в садик, повторяем волшебные слова:
В ладоши мы хлопнем,
Ногою притопнем.
1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать.
(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова Ребята, ну вот мы снова оказались в детском саду, вам наше путешествие понравилось? Кто вам встретился в волшебной стране? О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей) Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Вы меня сегодня очень порадовали, т. к справились со всеми заданиями, молодцы.