Тимощенко С.П. Конспект занятия для детей средней группы по духовно-нравственному воспитанию «Дорогою добра»
Цель: углублять представление детей о доброте – как о ценном качестве человека. Задачи: Образовательные: учить детей подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме; учить находить слова близкие по смыслу. Развивающие: продолжать совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей); развивать логическое мышление, познавательную сферу. Воспитательные: воспитывать уважение к другим детям, содействовать улучшению поведения ребенка; воспитывать у детей навыки культурного общения со сверстниками. Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная. Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседа «О доброте и жадности», «Вежливые слова», «Добрые отношения - уважение к старшим», обыгрывание ситуаций, разучивание игр, стихотворений. Материал к занятию: Записи на диске: «Барбарики» - «Песенка о доброте». Волшебство: «Сказочная мелодия», волшебная шкатулка, мольберт, цветок с 3 лепестками. Персонаж: Баба Яга (игрушка) Ход образовательного процесса Воспитатель: Ребята у нас сегодня гости, давайте с ними поздороваемся. Скажем им «Доброе утро». Дети здороваются. Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро - улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера! Доброта, добрый – какие замечательные, удивительные, волшебные слова! Давайте встанем в круг и возьмемся все за руки, закроем глазки и передадим друг другу свою теплоту и доброту, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта. А теперь открыли все глаза, улыбнулись друг другу. и тихонечко сели на стульчике. Ребята послушайте одну песенку, и скажите мне, о чем в ней поется. (Включается запись «Барбарики» - «Что такое доброта» один куплет). В: скажите мне, о чем в ней поется? Д: В песенке поется о доброте. В: Давайте все вместе с вами скажем слово «Доброта». Удивительное, волшебное слово. А как вы понимаете, что такое доброта? Ответы детей: В: Подумайте и скажите о ком или о чем можно сказать «добрый»? Д: О человеке, о поступках. В: Добрый человек, а значит он еще какой? Д: Внимательный, отзывчивый, всем помогает, вежливый. В: А если человек не добрый, он какой? Д: Злой, жадный, грубый, всех обижает. В: Молодцы, правильно! А для того чтобы лучше понять, что такое доброта мы с вами перенесемся в волшебную страну, и возьмем с собой в дорогу волшебную шкатулочку с добротой. А как нам туда добраться? Ответы детей Воспитатель: Обычный транспорт здесь не поможет. Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите такие слова: В страну волшебную перенесемся, В ладоши мы хлопнем, Ногою притопнем. 1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать. (Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия» В. Ой, ребята, вот беда, шкатулочка пропала. Вы случайно не видали? Кукла Баба Яга: Ха-ха-ха, а вот и я узнали меня? Я - Баба Яга. Это я вашу шкатулочку спрятала, закрыла ее на три замка. И шкатулку просто так вам не отдам. На волшебном я цветке, на разноцветном лепестке, подготовила вам заданья. Вы скорее в лес идите, и цветочек мой найдите. Справитесь с заданьями, я шкатулку вам верну, и ключики вам дам, а не справитесь с заданьем, то себе всё заберу. Ха-ха-ха. Воспитатель: Ой, ребята, что же делать? Мне одной никак не справиться, поможете мне выполнить задания Бабы Яги. Посмотрите, нет ли где разноцветного цветочка? (на магнитной доске цветок с тремя лепестками.) Давайте с вами посчитаем, сколько здесь лепестков? 1, 2, 3, (индивидуальные и хоровые ответы). Ребята под каждым лепестком Баба Яга приготовила задание. Возьмем желтый лепесток 1 задание-игра: «Назови ласковое слово». Воспитатель: Баба Яга нам предлагает выполнить первое задание. Для этого нужно встать в круг (дети встают в круг). Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному: Оля, Настя, Миша, Катя. Назовем друг друга ласково: Аня-Анечка, Настя-Настенька, и т. д. Все это близкие по значению слова, только ласковые. Я буду называть слово, а вы мне скажите как можно сказать ласково Воспитатель: Заяц. Ребенок: Зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка. Воспитатель: Бабушка. Ребенок: Бабулечка, бабуля, бабуленька. Воспитатель: Мама. Ребенок: Мамочка, маменька, мамуля, матушка. Воспитатель: Лиса. Ребенок: Лисонька, лисичка. Воспитатель: Ребята вам понравились ласковые слова? (Ответы детей) Да, ласковые слова душу согревают Воспитатель: Возьмем красный лепесток. Второе задание «Что такое хорошо и что такое плохо» Во втором задании Баба Яга спутала хорошие и плохие поступки вместе. Ребята, давайте все подойдем к столу и по моему сигналу вы должны выбрать картинки с хорошими поступками и показать мне, а картинки с плохими поступками оставить на столе. (После выполнения задания дети обсуждают, правильно ли были выбраны картинки.) Воспитатель: Молодцы ребята! Слышишь, Ягусенька, и с этим заданием ребята справились! А теперь немного отдохнем. Физкультминутка Озорные ножки ходят по дорожке. (ходьба на месте) Шея крутит головою. Повторяй скорей за мною. (повороты головой влево, вправо) Вправо, влево - поворотик. (повороты туловища влево, вправо) Покажи мне, где животик? (наклон назад) Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх) И вперед слегка нагнулось. (наклон в перед) Как березонька стройна, Стала ровная спина. (выпрямиться) А теперь все повернулись, И друг другу улыбнулись! (дети садятся на стульчики) Воспитатель: Поиграем в игру «Что такое хорошо, а что такое плохо? Что такое хорошо (топаем), что такое плохо (хлопаем). Молодцы ребята. Посмотрите, у нас осталось последнее задание. Возьмем синий лепесток. Последнее задание "Доскажи словечко" (Вежливые слова) Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте. Мишка зайчику сосед, Скажет он ему «Привет». А его сосед ушастый Отвечает: «Мишка здравствуй!» Если наступил на ножку Хоть случайно, хоть немножко, Сразу говори: «Простите» Или лучше – «Извините». Кошечка чихнула снова, Скажем мы ей: «Будь здорова». Трясогузка с бережка Уронила червяка, И за угощенье рыба Ей пробулькала: «Спасибо!» Другу уходить пора – Скажем мы ему «Пока». Каждый скажет на прощанье, Уходя, всем «До свиданья». Воспитатель: С этим заданием вы тоже справились, молодцы. Баба Яга: Ваши добрые дела изменили и меня, Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрела Я теперь совсем другая, я хорошая, а не злая Я поняла, что добрым быть хорошо, забирайте свою шкатулочку. До свидания!) Воспитатель): Вот какие чудеса творят добрые дела, ребята, даже злая Баба Яга стала добрая! 1, 2, 3, 4, 5 – будут чудеса опять. Воспитатель достает из под салфетки шкатулочку.) Ребята, посмотрите, Шкатулочка открылась, а в ней сердечки, но они белые, давайте их раскрасим подарим их нашим друзьям. (на столах приготовлены карандаши цветные) А теперь нам пора возвращаться в садик, повторяем волшебные слова: В ладоши мы хлопнем, Ногою притопнем. 1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать. (Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия». Дети повторяют слова Ребята, ну вот мы снова оказались в детском саду, вам наше путешествие понравилось? Кто вам встретился в волшебной стране? О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей) Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее, лучше, чище душой. Вы меня сегодня очень порадовали, т. к справились со всеми заданиями, молодцы.