Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf
Целевая аудитория: возрастная группа детей 3-4 года.
Цель: приобщать детей к устному народному творчеству.
Интеграция с другими направлениями развития: речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
I. Программное содержание.
1. Обучающие задачи:
· учить детей вспоминать знакомую сказку «Колобок» с опорой на зрительные образы;
· продолжить знакомить детей с русскими народными играми, песенками, потешками;
· учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания изображения.
2. Развивающие:
· формировать умение рассказывать потешки, песенки вместе с воспитателем;
· развивать речь детей посредством малых фольклорных форм;
· обогащать словарный запас.
3. Воспитательные:
· воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству;
· воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова (сказка, потешка, песенка, «чики чики чикалочки», жмём, рубим, трём, кадка, хитрая плутовка, карусель, баранки, калачи, бараночки).
Планируемые результаты: у детей сформируется интерес к устному народному творчеству; дети познакомятся с русскими народными сказками, потешками, песенками; научатся выразительно их рассказывать, словарь детей обогатится новыми словами; у детей будут развиваться творческие способности, коммуникативные навыки.
Методы и приемы организации НОД:
1. Словесный метод (беседа, дополнительное объяснение, вопросы к детям, поощрение, художественное слово – проговаривание детьми русских народных потешек, песенок).
2. Наглядный метод (мультимедийное оборудование (проектор, экран), игрушки персонажей, декорации).
3. Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.
4. Игровые: сюрпризный момент – герои сказки
5. Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.
II. Подготовка к образовательной деятельности.
Материалы и оборудование: декорации (ширма-избушка, деревья);
персонаж кукольного театра "бабушка-сказочница"; сундучок; книжка русской народной сказки "Колобок"; обруч с привязанными к нему разноцветными ленточками; пластилин, доски на каждого ребенка; музыкальное сопровождение: песенка Колобка; мультимедийное оборудование (проектор, экран): презентация по сказке "Колобок"; мыльные пузыри.
Предварительная работа: чтение сказки "Колобок", рассматривание иллюстраций к сказке, показ настольного театра "Колобок"; разучивание песенки Колобка, разучивание русских народных потешек и песенок; знакомство с народными подвижными играми.
III. План и приемы обучения: ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает внимание детей к персонажу кукольного театра "бабушке-сказочнице" (за ширмой-избушкой), которая поет знакомую детям песенку Колобка. Когда дети подходят поближе к ширме-избушке, чтобы рассмотреть "бабушку-сказочницу", воспитатель начинает занятие.
2. Основная часть
Воспитатель (говорит за бабушку-сказочницу): Здравствуйте, ребятки! Я – бабушка-сказочница. Вот хорошо, что вы приехали ко мне в гости, как я вам рада. Проходите, гости дорогие. Ребята, смотрите, что у меня есть. Это сундучок сказок. Дети, вы любите сказки? Давайте откроем и посмотрим, что там лежит. Воспитатель открывает сундучок: в сундучке лежит книжка. Как называется сказка? (Ответы детей).
Воспитатель (говорит за бабушку-сказочницу): Я предлагаю вам, отправиться в сказку. Чтобы попасть в сказку, давайте произнесём волшебные слова. Дети вместе с воспитателем произносят потешку «Чики чики чикалочки»:
Чики чики чикалочки
Едет гусь на палочке,
Удочка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Чики чики чикалочки
Едет Ваня на палочке,
А Дуня на тележке,
Щелкает орешки.
(В это время звучит волшебная музыка, на экране появляется слайд № 2 - лес, между деревьев вьётся дорожка, на ней следы колобка, воспитатель обращает внимание детей на экран).
Воспитатель: Вот мы и в сказке. Но колобка не видно. Смотрите, следы Колобка. Давайте пойдём по ним и найдём Колобка. По дороге будем петь песенку Колобка. Дети поют песенку и выполняют имитационные действия:
Я Колобок, Колобок.
По амбару метён,
По сусекам скребён.
Я от бабушки ушёл.
Я от дедушки ушёл…
На экране появляется слайд №3 - лесная поляна, за кустом сидит заяц.
Воспитатель: Следы нас привели к кустику. Ребята, кто там под кустиком спрятался, сидит? (Ответы детей; слайд №4).
Воспитатель: Зайка нас увидел и боится выйти. Давайте его позовем, только ласково, негромко. Дети вместе с воспитателем произносят и выполняют действие по тексту:
Русская народная песенка «Заинька, выходи».
Заинька, выходи,
Беленький, выходи.
Вот так, этак выходи,
Вот так, этак выходи!
Заинька, погуляй…
Заинька, топни ножкой (предлагает и детям поплясать с зайкой)
Заинька, покружись…
Заинька, поскачи…
Воспитатель: Зайчик подскажи, пожалуйста, где лиса живет? Лиса Колобка унесла.
Воспитатель: Зайка очень грустный, скоро наступят холода, а он не успевает сделать запасы на зиму. Ребята, поможем зайке? Что зайка больше всего любят кушать? (Ответы детей). Правильно, морковку, травку, капусту. Проводится пальчиковая игра:
Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу)
Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад)
Мы капусту солим-солим, (движения по тексту)
Мы капусту жмем-жмем, (движения по тексту)
Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга)
Раздается в доме стук
Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)
Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)
Посолили, (движения по тексту)
И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)
Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук).
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот как развеселился зайка. Зайка нас благодарит за помощь и говорит, что нам надо идти к высокой елочке.
На экране слайд № 5 - лес, между деревьев вьётся дорожка, на ней следы Колобка. Дети вместе с воспитателем идут по следам, которые ведут к ёлке
и поют песенку, выполняя имитационные действия:
Я Колобок, Колобок.
По амбару метён,
По сусекам скребён.
Я от бабушки ушёл.
Я от зайца ушел.
На экране появляется слайд №6 - лесная поляна, за елкой сидит волк.
Воспитатель: Смотрите, кто-то за ёлкой сидит. (Ответы детей; слайд №7).
Воспитатель: Здравствуй, Волк, подскажи, где лиса живет?
Воспитатель: Ребята, волк нам скажет, если мы с ним поиграем. Потому что волк живёт в лесу и его все боятся, ему очень грустно и не с кем поиграть.
Воспитатель: А ты волчок не грусти, давай мы с тобой поиграем. Чтобы было веселей мы устроим карусель.
Проводится подвижная игра «Карусель»
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Воспитатель: Волк благодарит вас за игру, ну а нам надо идти дальше. Скажите: «До свидания».
На экране снова слайд №8 - лес, между деревьев вьётся дорожка, на ней следы Колобка.
Дети с воспитателем продолжают идти по следам и поют песенку:
Я Колобок, Колобок.
По амбару метён,
По сусекам скребён.
Я от бабушки ушёл.
Я от зайца ушел.
Я от волка ушел.
На экране появляется слайд № 9 – лесная поляна, на которой следы Колобка заканчиваются возле домика медведя.
Воспитатель: Интересно, кто в домике живёт? (На экране слайд № 10 с медведем и медвежатами). Медведь покажет, куда укатился Колобок, если мы поиграем с его маленькими медвежатами.
Подвижная игра "У медведя во бору".
Воспитатель: Медведь и медвежата говорят вам «спасибо».
Воспитатель обращает внимание детей на экран – на экране слайд №12 -пенек, на пеньке сидит Колобок, а рядом лиса.
Воспитатель: Ребята, вот и Колобок. Что хочет сделать лиса с Колобком? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, лиса хитрая плутовка, она хочет съесть Колобка.Давайте поможем Колобку.
А для этого расскажем потешку:
Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!
Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи — Все румяны, горячи
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи
Нам осталися Ба-ра-а-а-ночки!
Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина для лисички много бараночек.
Лепка «Бараночки».
Процесс изготовления: выбираем пластилин нужного цвета, отщипываем небольшой кусочек. Разминаем пальчиками, чтобы он стал мягким. Кладем на ладошку, зажимаем другой ладошкой и прямыми движениями катаем. Затем свертываем получившуюся колбаску.
Воспитатель: Вот как замечательно получилось. Очень красивые бараночки у вас получились. Давайте аккуратно возьмем их в руки и отнесем нашей лисичке, пусть угощается, а нашего колобка не обижает.
Воспитатель: Мы спасли Колобка, он нам говорит «спасибо» и дарит мыльные пузыри. Они такие же круглые и веселые, как сам Колобок. Дети пускают мыльные пузыри.
Воспитатель: Колобок говорит, что ему пора домой, к бабушке и дедушке. Скажем ему «до свидания». Дети прощаются с Колобком.
Заключение.
Воспитатель: И нам тоже пора возвращаться в детский сад. Скажем раз, два, три в садик все вернулись мы. А вот и бабушка-сказочница нас ждёт. Давайте расскажем бабушке, кого мы встретили в лесу? Как мы помогли зайке и Волку? Во что играли с мишкой и медвежатами? И как спасли Колобка от лисы.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие по сказке? Самое главное - мы сделали очень много добрых дел: помогли зверятам и спасли
колобка от лисы. И вы все молодцы!
Список используемой литературы1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — c. 336.
2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008.
3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.
Целевая аудитория: возрастная группа детей 3-4 года.
Цель: приобщать детей к устному народному творчеству.
Интеграция с другими направлениями развития: речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.
I. Программное содержание.
1. Обучающие задачи:
· учить детей вспоминать знакомую сказку «Колобок» с опорой на зрительные образы;
· продолжить знакомить детей с русскими народными играми, песенками, потешками;
· учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания изображения.
2. Развивающие:
· формировать умение рассказывать потешки, песенки вместе с воспитателем;
· развивать речь детей посредством малых фольклорных форм;
· обогащать словарный запас.
3. Воспитательные:
· воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству;
· воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Словарная работа: активизировать в речи детей слова (сказка, потешка, песенка, «чики чики чикалочки», жмём, рубим, трём, кадка, хитрая плутовка, карусель, баранки, калачи, бараночки).
Планируемые результаты: у детей сформируется интерес к устному народному творчеству; дети познакомятся с русскими народными сказками, потешками, песенками; научатся выразительно их рассказывать, словарь детей обогатится новыми словами; у детей будут развиваться творческие способности, коммуникативные навыки.
Методы и приемы организации НОД:
1. Словесный метод (беседа, дополнительное объяснение, вопросы к детям, поощрение, художественное слово – проговаривание детьми русских народных потешек, песенок).
2. Наглядный метод (мультимедийное оборудование (проектор, экран), игрушки персонажей, декорации).
3. Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.
4. Игровые: сюрпризный момент – герои сказки
5. Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.
II. Подготовка к образовательной деятельности.
Материалы и оборудование: декорации (ширма-избушка, деревья);
персонаж кукольного театра "бабушка-сказочница"; сундучок; книжка русской народной сказки "Колобок"; обруч с привязанными к нему разноцветными ленточками; пластилин, доски на каждого ребенка; музыкальное сопровождение: песенка Колобка; мультимедийное оборудование (проектор, экран): презентация по сказке "Колобок"; мыльные пузыри.
Предварительная работа: чтение сказки "Колобок", рассматривание иллюстраций к сказке, показ настольного театра "Колобок"; разучивание песенки Колобка, разучивание русских народных потешек и песенок; знакомство с народными подвижными играми.
III. План и приемы обучения: ход образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель привлекает внимание детей к персонажу кукольного театра "бабушке-сказочнице" (за ширмой-избушкой), которая поет знакомую детям песенку Колобка. Когда дети подходят поближе к ширме-избушке, чтобы рассмотреть "бабушку-сказочницу", воспитатель начинает занятие.
2. Основная часть
Воспитатель (говорит за бабушку-сказочницу): Здравствуйте, ребятки! Я – бабушка-сказочница. Вот хорошо, что вы приехали ко мне в гости, как я вам рада. Проходите, гости дорогие. Ребята, смотрите, что у меня есть. Это сундучок сказок. Дети, вы любите сказки? Давайте откроем и посмотрим, что там лежит. Воспитатель открывает сундучок: в сундучке лежит книжка. Как называется сказка? (Ответы детей).
Воспитатель (говорит за бабушку-сказочницу): Я предлагаю вам, отправиться в сказку. Чтобы попасть в сказку, давайте произнесём волшебные слова. Дети вместе с воспитателем произносят потешку «Чики чики чикалочки»:
Чики чики чикалочки
Едет гусь на палочке,
Удочка на дудочке,
Курочка на чурочке,
Зайчик на тачке,
Мальчик на собачке.
Чики чики чикалочки
Едет Ваня на палочке,
А Дуня на тележке,
Щелкает орешки.
(В это время звучит волшебная музыка, на экране появляется слайд № 2 - лес, между деревьев вьётся дорожка, на ней следы колобка, воспитатель обращает внимание детей на экран).
Воспитатель: Вот мы и в сказке. Но колобка не видно. Смотрите, следы Колобка. Давайте пойдём по ним и найдём Колобка. По дороге будем петь песенку Колобка. Дети поют песенку и выполняют имитационные действия:
Я Колобок, Колобок.
По амбару метён,
По сусекам скребён.
Я от бабушки ушёл.
Я от дедушки ушёл…
На экране появляется слайд №3 - лесная поляна, за кустом сидит заяц.
Воспитатель: Следы нас привели к кустику. Ребята, кто там под кустиком спрятался, сидит? (Ответы детей; слайд №4).
Воспитатель: Зайка нас увидел и боится выйти. Давайте его позовем, только ласково, негромко. Дети вместе с воспитателем произносят и выполняют действие по тексту:
Русская народная песенка «Заинька, выходи».
Заинька, выходи,
Беленький, выходи.
Вот так, этак выходи,
Вот так, этак выходи!
Заинька, погуляй…
Заинька, топни ножкой (предлагает и детям поплясать с зайкой)
Заинька, покружись…
Заинька, поскачи…
Воспитатель: Зайчик подскажи, пожалуйста, где лиса живет? Лиса Колобка унесла.
Воспитатель: Зайка очень грустный, скоро наступят холода, а он не успевает сделать запасы на зиму. Ребята, поможем зайке? Что зайка больше всего любят кушать? (Ответы детей). Правильно, морковку, травку, капусту. Проводится пальчиковая игра:
Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу)
Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад)
Мы капусту солим-солим, (движения по тексту)
Мы капусту жмем-жмем, (движения по тексту)
Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга)
Раздается в доме стук
Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)
Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)
Посолили, (движения по тексту)
И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)
Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук).
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот как развеселился зайка. Зайка нас благодарит за помощь и говорит, что нам надо идти к высокой елочке.
На экране слайд № 5 - лес, между деревьев вьётся дорожка, на ней следы Колобка. Дети вместе с воспитателем идут по следам, которые ведут к ёлке
и поют песенку, выполняя имитационные действия:
Я Колобок, Колобок.
По амбару метён,
По сусекам скребён.
Я от бабушки ушёл.
Я от зайца ушел.
На экране появляется слайд №6 - лесная поляна, за елкой сидит волк.
Воспитатель: Смотрите, кто-то за ёлкой сидит. (Ответы детей; слайд №7).
Воспитатель: Здравствуй, Волк, подскажи, где лиса живет?
Воспитатель: Ребята, волк нам скажет, если мы с ним поиграем. Потому что волк живёт в лесу и его все боятся, ему очень грустно и не с кем поиграть.
Воспитатель: А ты волчок не грусти, давай мы с тобой поиграем. Чтобы было веселей мы устроим карусель.
Проводится подвижная игра «Карусель»
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,
А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите, карусель остановите,
Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!
Воспитатель: Волк благодарит вас за игру, ну а нам надо идти дальше. Скажите: «До свидания».
На экране снова слайд №8 - лес, между деревьев вьётся дорожка, на ней следы Колобка.
Дети с воспитателем продолжают идти по следам и поют песенку:
Я Колобок, Колобок.
По амбару метён,
По сусекам скребён.
Я от бабушки ушёл.
Я от зайца ушел.
Я от волка ушел.
На экране появляется слайд № 9 – лесная поляна, на которой следы Колобка заканчиваются возле домика медведя.
Воспитатель: Интересно, кто в домике живёт? (На экране слайд № 10 с медведем и медвежатами). Медведь покажет, куда укатился Колобок, если мы поиграем с его маленькими медвежатами.
Подвижная игра "У медведя во бору".
Воспитатель: Медведь и медвежата говорят вам «спасибо».
Воспитатель обращает внимание детей на экран – на экране слайд №12 -пенек, на пеньке сидит Колобок, а рядом лиса.
Воспитатель: Ребята, вот и Колобок. Что хочет сделать лиса с Колобком? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, лиса хитрая плутовка, она хочет съесть Колобка.Давайте поможем Колобку.
А для этого расскажем потешку:
Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!
Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару из печи.
С пылу, с жару из печи — Все румяны, горячи
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи
Нам осталися Ба-ра-а-а-ночки!
Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина для лисички много бараночек.
Лепка «Бараночки».
Процесс изготовления: выбираем пластилин нужного цвета, отщипываем небольшой кусочек. Разминаем пальчиками, чтобы он стал мягким. Кладем на ладошку, зажимаем другой ладошкой и прямыми движениями катаем. Затем свертываем получившуюся колбаску.
Воспитатель: Вот как замечательно получилось. Очень красивые бараночки у вас получились. Давайте аккуратно возьмем их в руки и отнесем нашей лисичке, пусть угощается, а нашего колобка не обижает.
Воспитатель: Мы спасли Колобка, он нам говорит «спасибо» и дарит мыльные пузыри. Они такие же круглые и веселые, как сам Колобок. Дети пускают мыльные пузыри.
Воспитатель: Колобок говорит, что ему пора домой, к бабушке и дедушке. Скажем ему «до свидания». Дети прощаются с Колобком.
Заключение.
Воспитатель: И нам тоже пора возвращаться в детский сад. Скажем раз, два, три в садик все вернулись мы. А вот и бабушка-сказочница нас ждёт. Давайте расскажем бабушке, кого мы встретили в лесу? Как мы помогли зайке и Волку? Во что играли с мишкой и медвежатами? И как спасли Колобка от лисы.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие по сказке? Самое главное - мы сделали очень много добрых дел: помогли зверятам и спасли
колобка от лисы. И вы все молодцы!
Список используемой литературы1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — c. 336.
2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008.
3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.