2023 2022
1 (219) 2023

Пентегова В.И. КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «ПО СЛЕДАМ КОЛОБКА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf

Целевая аудитория: возрастная группа детей 3-4 года.

Цель: приобщать детей к устному народному творчеству.

Интеграция с другими направлениями развития: речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие.

I. Программное содержание.

1. Обучающие задачи:

· учить детей вспоминать знакомую сказку «Колобок» с опорой на зрительные образы;

· продолжить знакомить детей с русскими народными играми, песенками, потешками;

· учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания изображения.

2. Развивающие:

· формировать умение рассказывать потешки, песенки вместе с воспитателем;

· развивать речь детей посредством малых фольклорных форм;

· обогащать словарный запас.

3. Воспитательные:

· воспитывать интерес и любовь к устному народному творчеству;

· воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова (сказка, потешка, песенка, «чики чики чикалочки», жмём, рубим, трём, кадка, хитрая плутовка, карусель, баранки, калачи, бараночки).

Планируемые результаты: у детей сформируется интерес к устному народному творчеству; дети познакомятся с русскими народными сказками, потешками, песенками; научатся выразительно их рассказывать, словарь детей обогатится новыми словами; у детей будут развиваться творческие способности, коммуникативные навыки.

Методы и приемы организации НОД:

1. Словесный метод (беседа, дополнительное объяснение, вопросы к детям, поощрение, художественное слово – проговаривание детьми русских народных потешек, песенок).

2. Наглядный метод (мультимедийное оборудование (проектор, экран), игрушки персонажей, декорации).

3. Использование ИКТ: работа с мультимедийной презентацией, аудиоматериалами.

4. Игровые: сюрпризный момент – герои сказки

5. Практические методы: развитие моторики, имитационные движения.

II. Подготовка к образовательной деятельности.

Материалы и оборудование: декорации (ширма-избушка, деревья);
персонаж кукольного театра "бабушка-сказочница"; сундучок; книжка русской народной сказки "Колобок"; обруч с привязанными к нему разноцветными ленточками; пластилин, доски на каждого ребенка; музыкальное сопровождение: песенка Колобка; мультимедийное оборудование (проектор, экран): презентация по сказке "Колобок"; мыльные пузыри.

Предварительная работа: чтение сказки "Колобок", рассматривание иллюстраций к сказке, показ настольного театра "Колобок"; разучивание песенки Колобка, разучивание русских народных потешек и песенок; знакомство с народными подвижными играми.

III. План и приемы обучения: ход образовательной деятельности.

1. Организационный момент.

Воспитатель привлекает внимание детей к персонажу кукольного театра "бабушке-сказочнице" (за ширмой-избушкой), которая поет знакомую детям песенку Колобка. Когда дети подходят поближе к ширме-избушке, чтобы рассмотреть "бабушку-сказочницу", воспитатель начинает занятие.

2. Основная часть

Воспитатель (говорит за бабушку-сказочницу): Здравствуйте, ребятки! Я – бабушка-сказочница. Вот хорошо, что вы приехали ко мне в гости, как я вам рада. Проходите, гости дорогие. Ребята, смотрите, что у меня есть. Это сундучок сказок. Дети, вы любите сказки? Давайте откроем и посмотрим, что там лежит. Воспитатель открывает сундучок: в сундучке лежит книжка. Как называется сказка? (Ответы детей).

Воспитатель (говорит за бабушку-сказочницу): Я предлагаю вам, отправиться в сказку. Чтобы попасть в сказку, давайте произнесём волшебные слова. Дети вместе с воспитателем произносят потешку «Чики чики чикалочки»:

Чики чики чикалочки

Едет гусь на палочке,

Удочка на дудочке,

Курочка на чурочке,

Зайчик на тачке,

Мальчик на собачке.

Чики чики чикалочки

Едет Ваня на палочке,

А Дуня на тележке,

Щелкает орешки.

(В это время звучит волшебная музыка, на экране появляется слайд № 2 - лес, между деревьев вьётся дорожка, на ней следы колобка, воспитатель обращает внимание детей на экран).

Воспитатель: Вот мы и в сказке. Но колобка не видно. Смотрите, следы Колобка. Давайте пойдём по ним и найдём Колобка. По дороге будем петь песенку Колобка. Дети поют песенку и выполняют имитационные действия:

Я Колобок, Колобок.

По амбару метён,

По сусекам скребён.

Я от бабушки ушёл.

Я от дедушки ушёл…

На экране появляется слайд №3 - лесная поляна, за кустом сидит заяц.

Воспитатель: Следы нас привели к кустику. Ребята, кто там под кустиком спрятался, сидит? (Ответы детей; слайд №4).

Воспитатель: Зайка нас увидел и боится выйти. Давайте его позовем, только ласково, негромко. Дети вместе с воспитателем произносят и выполняют действие по тексту:

Русская народная песенка «Заинька, выходи».

Заинька, выходи,

Беленький, выходи.

Вот так, этак выходи,

Вот так, этак выходи!

Заинька, погуляй…

Заинька, топни ножкой (предлагает и детям поплясать с зайкой)

Заинька, покружись…

Заинька, поскачи…

Воспитатель: Зайчик подскажи, пожалуйста, где лиса живет? Лиса Колобка унесла.

Воспитатель: Зайка очень грустный, скоро наступят холода, а он не успевает сделать запасы на зиму. Ребята, поможем зайке? Что зайка больше всего любят кушать? (Ответы детей). Правильно, морковку, травку, капусту. Проводится пальчиковая игра:

Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу)

Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад)

Мы капусту солим-солим, (движения по тексту)

Мы капусту жмем-жмем, (движения по тексту)

Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга)

Раздается в доме стук

Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)

Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)

Посолили, (движения по тексту)

И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)

Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук).

Воспитатель: Молодцы ребята! Вот как развеселился зайка. Зайка нас благодарит за помощь и говорит, что нам надо идти к высокой елочке.

На экране слайд № 5 - лес, между деревьев вьётся дорожка, на ней следы Колобка. Дети вместе с воспитателем идут по следам, которые ведут к ёлке

и поют песенку, выполняя имитационные действия:

Я Колобок, Колобок.

По амбару метён,

По сусекам скребён.

Я от бабушки ушёл.

Я от зайца ушел.

На экране появляется слайд №6 - лесная поляна, за елкой сидит волк.

Воспитатель: Смотрите, кто-то за ёлкой сидит. (Ответы детей; слайд №7).

Воспитатель: Здравствуй, Волк, подскажи, где лиса живет?

Воспитатель: Ребята, волк нам скажет, если мы с ним поиграем. Потому что волк живёт в лесу и его все боятся, ему очень грустно и не с кем поиграть.

Воспитатель: А ты волчок не грусти, давай мы с тобой поиграем. Чтобы было веселей мы устроим карусель.

Проводится подвижная игра «Карусель»

Еле-еле, еле-еле завертелись карусели,

А потом, а потом всё бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не бегите, карусель остановите,

Раз и два, раз и два, вот и кончилась игра!

Воспитатель: Волк благодарит вас за игру, ну а нам надо идти дальше. Скажите: «До свидания».

На экране снова слайд №8 - лес, между деревьев вьётся дорожка, на ней следы Колобка.

Дети с воспитателем продолжают идти по следам и поют песенку:

Я Колобок, Колобок.

По амбару метён,

По сусекам скребён.

Я от бабушки ушёл.

Я от зайца ушел.

Я от волка ушел.

На экране появляется слайд № 9 – лесная поляна, на которой следы Колобка заканчиваются возле домика медведя.

Воспитатель: Интересно, кто в домике живёт? (На экране слайд № 10 с медведем и медвежатами). Медведь покажет, куда укатился Колобок, если мы поиграем с его маленькими медвежатами.

Подвижная игра "У медведя во бору".

Воспитатель: Медведь и медвежата говорят вам «спасибо».

Воспитатель обращает внимание детей на экран – на экране слайд №12 -пенек, на пеньке сидит Колобок, а рядом лиса.

Воспитатель: Ребята, вот и Колобок. Что хочет сделать лиса с Колобком? (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, лиса хитрая плутовка, она хочет съесть Колобка.Давайте поможем Колобку.

А для этого расскажем потешку:

Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи!

Глянь — баранки, калачи! С пылу, с жару из печи.

С пылу, с жару из печи — Все румяны, горячи

Налетели тут грачи,

Подхватили калачи

Нам осталися Ба-ра-а-а-ночки!

Воспитатель: Ребята, давайте слепим из пластилина для лисички много бараночек.

Лепка «Бараночки».

Процесс изготовления: выбираем пластилин нужного цвета, отщипываем небольшой кусочек. Разминаем пальчиками, чтобы он стал мягким. Кладем на ладошку, зажимаем другой ладошкой и прямыми движениями катаем. Затем свертываем получившуюся колбаску.

Воспитатель: Вот как замечательно получилось. Очень красивые бараночки у вас получились. Давайте аккуратно возьмем их в руки и отнесем нашей лисичке, пусть угощается, а нашего колобка не обижает.

Воспитатель: Мы спасли Колобка, он нам говорит «спасибо» и дарит мыльные пузыри. Они такие же круглые и веселые, как сам Колобок. Дети пускают мыльные пузыри.

Воспитатель: Колобок говорит, что ему пора домой, к бабушке и дедушке. Скажем ему «до свидания». Дети прощаются с Колобком.

Заключение.

Воспитатель: И нам тоже пора возвращаться в детский сад. Скажем раз, два, три в садик все вернулись мы. А вот и бабушка-сказочница нас ждёт. Давайте расскажем бабушке, кого мы встретили в лесу? Как мы помогли зайке и Волку? Во что играли с мишкой и медвежатами? И как спасли Колобка от лисы.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие по сказке? Самое главное - мы сделали очень много добрых дел: помогли зверятам и спасли
колобка от лисы. И вы все молодцы!

Список используемой литературы1. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. — c. 336.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. СПб., 2008.

3. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 96 с.