Выпуск № 62 (137) 2021

Мусаева С.И., Томарова А.Д. Самообразование как средство повышения педагогического мастерства

Динамизм, присущий современной цивилизации, гуманизация и демократизация общества, интеллектуализация труда, быстрая смена техники и технологий во всем мире – все эти факторы необходимо учитывать при организации образования. Если меняются ориентиры образования – меняется и сам педагог, меняется цель и задачи его образовательной деятельности. Именно поэтому, приобретают актуальность исследования, изучающие андрагогические составляющие образовательного пространства. Образование и самообразование педагога являются основой развития и эффективной жизнедеятельности педагогического коллектива.
Образование взрослых в течение жизни – это жизненно важная функция, которая является ключевым сектором и условием существования общества, это культурно-образовательное пространство самореализации взрослого населения, как средство саморазвития и самореализации [2; 4].
Современные требования к педагогу на первое место ставят систематическую самостоятельную работу по развитию профессиональной компетентности, углубления его теоретических знаний и практических умений. Следовательно, проблема самообразования становится все более актуальной.
Самообразование – это непрерывный процесс саморазвития и самосовершенствования педагогов. Стремление к знаниям, психологическая готовность педагога к объективной потребности учиться на протяжении своей педагогической карьеры является бесспорным гарантом его профессионального становления. Отличительной чертой самообразования педагога является то, что результатом такой работы выступает не только собственное самосовершенствование в личном и профессиональном аспектах, но и эффективность развития воспитанников.
Самообразование педагога является основной формой повышения профессиональной педагогической компетентности, которая состоит из совершенствования знаний и обобщения педагогического опыта путем целенаправленной самообразовательной работы. В процессе самообразования реализуются основные дидактические принципы обучения систематичности, последовательности, преемственности, связи с практикой.
Самообразование педагога осуществляется по следующим основным направлениям:
- совершенствование научно-теоретической подготовки;
- повышение методического мастерства;
- общекультурное развитие.
Огромная роль в организации самообразовательной работы педагогов в коллективе образовательной организации принадлежит руководству [3]. Центром методической работы могут быть научно-методический совет, творчески-экспериментальное объединение педагогов, творческая лаборатория педагогов. На заседаниях методических объединений проводятся наблюдение и анализ открытых занятий/уроков, круглые столы, тренинги, диспуты, деловые игры. В организации самообразовательной деятельности педагога важное место отводится методическому кабинету образовательной организации, ресурс которого способствует ознакомлению педагогов с достижениями педагогической науки и передового педагогического опыта. В методическом кабинете размещаются лучшие образцы тематических планов-проектов, методические разработки, разработки сложных тем образовательных программ, образцы художественного и технического творчества воспитанников, самодельные приборы, материалы по обобщению опыта учебно-воспитательной работы лучших педагогов и др.
При организации самообразовательной работы администрации образовательной организации необходимо стимулировать деятельность педагогов, учитывая при этом, что стимулирующие факторы можно подразделить на:
- внешние стимулы: уважение жителей села/города и членов коллектива; сотрудничество с коллегами; доброжелательные отношения с администрацией; повышение квалификации; творческая атмосфера в коллективе; использование опыта информационной деятельности;
- морально-психологические: отсутствие конфликтов; атмосфера взаимоуважения, уважения и гордости за свою профессию; умение руководителя разглядеть творческие способности педагога, поддержать его и направить деятельность в нужном направлении [1].
Основными формами методической работы, направленной на повышение мотивации педагогов к самообразованию, являются следующие:
Индивидуальная форма. Содержание индивидуального самообразования педагога охватывает систематическое изучение психолого-педагогической, научной литературы, непосредственное участие в работе методических объединений, семинаров, конференций, педагогических чтений; разработку отдельных проблем, связанных с усовершенствованием учебно-воспитательной работы; подготовку докладов, выступлений, обзор и реферирование педагогических и методических журналов, сборников и др.
Видное место в повышении профессионального уровня, мастерства педагога занимает работа над индивидуальной методической, педагогической, психологической темой (проблемой), которая побуждает педагога к поиску, исследованиям, экспериментам, глубокому изучению и апробации.
Коллективные формы. Открытые занятия/уроки – одна из коллективных форм методической работы, их цель – повышение мастерства всех педагогов. Педагог, который проводит открытые занятия//уроки, презентует на них результаты самообразовательной работы, решая задачи внедрения в собственную практику теоретических положений педагогической науки и элементов передового педагогического опыта. При совместном анализе и обсуждении открытых занятий/уроков обеспечивается целенаправленность обсуждения, научность анализа, принципиальность, совмещенная с доброжелательностью в критических замечаниях, сочетание анализа с практическими рекомендациями, итоги и рефлексия подводятся квалифицированными специалистами.
В процессе взаимопосещения педагогами открытых занятий/уроков молодой и неопытный педагог может обогатить свой методический багаж, опытный же педагог найдет что-то полезное для себя (современное) у младшего коллеги.
Одной из продуктивных форм самообразовательной деятельности являются семинары-практикумы, ценность которых рассматривается в том, что педагоги самостоятельно прорабатывают педагогическую литературу по обсуждаемой проблеме, анализируют собственный опыт. Обработанные материалы участники семинара-практикума оформляют в виде презентаций, рефератов, докладов.
Педагогические чтения как одна из форм коллективной работы педагогов, способствуют повышению педагогического мастерства и имеют целью обобщение и распространение передового педагогического опыта и проводятся по актуальной педагогической тематике.
Эффективно используются и такие массовые формы методической работы как: недели педагогического мастерства, дни открытых дверей педагогов-мастеров, методические недели, «Педагогическая школа», конкурс «Педагог года».
Наиболее распространенными формами презентации опыта работы педагога является портфолио или методический кейс.
Портфолио/Методический кейс – это материалы, подтверждающие профессионализм педагога, в виде структурированного накопительного документа (папка достижений). Портфолио/Методической кейс может быть предоставлен в бумажном виде, на электронных носителях (мультимедийные презентации) и др.
Портфолио/Методический кейс педагога содержит:
1. Общие сведения о педагоге (ФИО; год рождения; образование, учебное заведение и когда закончил; специальность; стаж работы; квалификационная категория; копии документов, удостоверяющих прохождение курсов, наличие ученых и почетных званий и степеней; информация о государственных, областных и районных наградах, поощрениях; другие документы на усмотрение педагога).
2. Сведения о работе.
3. Сведения о повышении квалификации (участие в работе методических структур; тема самообразования; формы представления ее результатов: конспекты, проекты, дидактические материалы и другие методические разработки).
4. Результаты образовательной деятельности (результаты мониторинговых исследований за последние 3 года).
5. Перечень творческих работ, проектов воспитанников; сведения о победителях конкурсов, соревнований; фото и видеоматериалы проведенных мероприятий.
6. Опыт работы педагога на уровне образовательной организации; района; области.
7. Участие в общественной жизни образовательной организации, района, области.
8. Научно-методическая деятельность. Проведение научно-исследовательской работы. Результаты работы.
9. Участие в профессиональных конкурсах разных уровней, результаты.
Портфолио/Методический кейс формируется самим области педагогом при непосредственном участии старшего воспитателя/заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе за все время работы педагога.
С появлением в работе педагогов компьютера и Интернета значительно расширяются возможности педагогического самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их решения, новые способы самореализации. Новейшие средства самообразования: разработка электронных занятий/уроков, пособий и т.д.; разработка пакета тестового материала в электронном виде; разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем; комплект дидактического материала по предмету: самообразовательные, практичные, контрольные работы; разработка комплекта раздаточного материала по предмету; создание терминологического словаря по предметной теме, разделу; разработка тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных мероприятий; разработка учебных проектов; разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащихся; проект личной методической веб-страницы; база данных вопросов и задач по предмету; создание электронной библиотеки произведений художественной литературы согласно программе; связь самообразования с практической деятельностью педагога (результатом самообразования должно стать повышение качества учебно-воспитательного процесса) и т.д.
Подытоживая, отметим, что самообразование предполагает не простое закрепление профессиональных знаний или усвоения уже известной научной информации, а является целью приобретения новых научных и методических знаний, овладения педагогом средствами применения их в практической деятельности.
Итак, постоянное обретение новых знаний, методик и технологий является безусловным фактором поддержания соответствующей квалификации специалистов, что и обосновывает ведущий принцип современного образования – его непрерывность, который определяет стратегический ориентир общественного процесса. Новые социально-экономические и политические реалии привели общество к переосмыслению роли образования в развитии общества, изменили и продолжают изменять его ценностные ориентиры. Современный человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма, интеллектуального развития, умения действовать самостоятельно, находить и использовать новейшую информацию, проявлять свою самобытность.
Литература:
1. Казанцева А.А. Внутренняя мотивация как условие профессионального самообразования педагога дошкольной образовательной организации / А.А. Казанцева // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. – 2017. – № 2. – С. 52-59.
2. Кашапова Л.М. Основы самообразования и профессионального саморазвития учителя: учебное пособие / Л.М. Кашапова, А.А. Шафикова. – Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2019. – 103 с.
3. Морева Н.А. Проблемы самообразования педагогов дошкольного образования в процессе совершенствования педагогического мастерства / Н.А. Морева, М.Л. Ханина // Преподаватель ХХI в. – 2012. – № 4 (1). – С. 116-128.
4. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич и др.; Под ред. И.А. Зязюна. – М.: Просвещение, 1989. – 302 с.