Выпуск № 23 (49) 2020

Тимус Е.А. Безопасность дошкольника

«Безопасность ребенка» - очень важная и актуальная тема воспитания подрастающего поколения во всем мире. Задачей каждого образовательного учреждения – подсказать родителям, педагогам и всем воспитывающим взрослым, как можно научить ребенка эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуации, которые могут настигнуть его в любое время, в любом месте. Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными. Однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать, на первый взгляд кажущиеся очень простыми, правила поведения. Дошкольный возраст является важнейший период, когда закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом.
Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
ГОВОРЯ О БЕЗОПАСНОСТИ С РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ СЛЕДУЮЩЕЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
- стремление ребенка к самостоятельности и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
- недостаточный опыт поведения в сложных ситуациях и др.
Мы уверены: если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, многих опасностей можно избежать.
Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы); сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях; помочь дошкольнику выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности.
Педагоги нашего детского сада используют разнообразные инновационные технологии в практике работы с детьми дошкольного возраста по вопросам безопасности жизнедеятельности. Сегодня мы вас приведем пример квеста – как эффективная форма работы по формированию ОБЖ с детьми старшего дошкольного возраста. Квест, как универсальная игровая технология, позволяет за короткое время ненавязчиво вовлечь игроков в разнообразные виды детской деятельности. Это одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией в разных направлениях, в том числе и безопасности жизнедеятельности. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Ключевую роль в игровом процессе играет использование различных методов и приёмов: метод ситуационных задач (что возьмём и почему), решение проблемных ситуаций, дидактические игры, решение головоломок и задач, требующих от игроков умственных усилий.
Мы хотим поделиться опытом, каким образом можно провести квест - игру, направленную на повышение уровня знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности.
Квест-игра: "Правила надёжные и совсем несложные"
Цель: повышение уровня знаний детей по основам безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
1. Упражнять детей в умении самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь по карте и стрелкам.
2. Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире, дать детям понятие об электричестве.
3. Формировать представления о том, что бытовые приборы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды.
4. Закрепить знания детей о некоторых способах оказания первой помощи.
5. Закрепить знание правил дорожного движения и значения дорожных знаков.
6. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение договариваться, помогать друг другу.
Предварительная работа:
карта маршрута, портрет Шапокляк, записки и конверты с заданиями, корзинка с яблоками, чипсы, разрезная картинка, флажки – красный, жёлтый, зелёный, дорожные знаки, жезл, знак «Опасно, электричество!», аптечка, посылка, медали, мультфильм.
Ход мероприятия:
В группу заходит почтальон Печкин, протягивает воспитателю извещение о посылке.
Почтальон Печкин: Ребята, вам пришла посылка, но она исчезла...
- Как же нам её найти?
Почтальон Печкин: На месте пропажи посылки я обнаружил записку и чей – то портрет…
Показываю портрет Шапокляк.
-Кто это? (ответ детей)
- Интересно… (читаю текст записки)
Ха-ха-ха! Вашу посылку я забрала! И чтобы её вернуть, вам надо выполнить мои «опасные» задания. Оставляю вам карту, по которой вы должны двигаться.
- Интересно, что в посылке? Вы готовы выполнять задания? Давайте вспомним, куда мы ходим по д/саду? Какие помещения есть в д/с? (Музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет и др.)
- Как нужно себя вести, когда мы передвигаемся по д/с?
- Прошу капитана получить маршрутный лист.
- Посмотрите, на вашем маршрутном листе изображены стрелочки, вот по ним мы и будем двигаться.
Первый остановочный пункт – это лестница.
Около лестницы на стене прикреплены картинки.
-Как вы думаете, есть ли правила поведения на лестнице? (ответы детей).
Давайте рассмотрим картинки и выберем правильные. (дети выбирают правильные правила поведения, объясняют свой выбор)
Спускаясь по лестнице, идти нужно друг за другом, спокойным шагом, не толкаясь, держась за перила;
-Двигаться по коридорам д/с надо спокойно, придерживаясь правой стороны коридора;
-Коридоры и лестница - не место для игр и баловства. Помните об этом!
Следующая остановка – пищеблок «Еда полезная и бесполезная»
Загадываю загадку:
Тут пронзительно свистит
Чайник утром рано.
Холодильник тут стоит,
Раковина с краном… (Кухня)
- Как вы думаете, куда нам идти дальше?
На кухне находим письмо от Шапокляк.
«Ребятушки, вы, наверное, устали и хотите подкрепиться. Я вам приготовила вкусное и полезное угощение. Приятного аппетита!»
Рядом с письмом лежат чипсы и яблоки.
- Ребята, что бы вы съели, чипсы или яблоки? Почему? (дети объясняют свой выбор) Яблоки мы возьмем с собой и съедим их в группе.
Словесная игра с яблоком «Да-нет» (Дети передают друг другу яблоко, называя полезные для здоровья продукты)
Для выполнения следующего задания двигайтесь по стрелкам.
Станция «Спортивный зал».
Светофор: Здравствуйте, ребята, я очень рад нашей встрече, я часто вас вижу на улице. Но знаете ли вы правила дорожного движения? Ведь совсем скоро вы станете школьниками и будете одни ходить по улицам до школы, а значит, вам непременно нужно хорошо знать правила для пешеходов.
Давайте поиграем.
Светофор: Вставайте в круг. Правила такие. Вы передаёте мой новенький жезл друг другу по кругу и называете любое правило дорожного движения. Правила всем понятны? Тогда начинаем! (дети по очереди называют правила, передавая жезл друг другу)
Светофор: Молодцы, ребята! А сейчас я бы хотел проверить, как вы знаете дорожные знаки. Я буду вам показывать картинку с дорожным знаком, кто знает, отвечайте: («осторожно дети», «пешеходный переход», «автобусная остановка» и т. д.)
Светофор: Вы, ребята, молодцы, знаете правила дорожного движения, но всё-таки помните «На улице - не в комнате, о том, ребята, помните!
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Красный, Желтый, Зеленый»
Пока звучит музыка, вы бегаете. Но, будьте внимательны! Если я подниму красный флажок, вы поднимаете руки вверх, жёлтый – хлопаете в ладоши,зелёный – топаете ногами.
-Правила дорожного движения вспомнили, а посылку не нашли…
Куда же двигаться дальше? (рассматриваем карту)
Следующая станция – прачечная.
- Какие опасности могут быть в прачечной? (дети отвечают)
- Могут ли электроприборы работать без электричества?
- Можно ли без разрешения взрослых включать электроприборы (утюг, пылесос, телевизор, компьютер и другие электроприборы).
Без электричества представить нашу современную жизнь практически невозможно. Электричество – это волшебник, это наш друг. Оно помогает нам во всём. Утром мы включаем свет, электрический чайник, ставим подогревать пищу в микроволновую печь, разговариваем по сотовому телефону. И везде «работает» электричество.
Электричество имеет не только положительную, но и отрицательную сторону. Ток очень опасен!
Показать табличку «Внимание, электричество!»
- Ребята, здесь какой – то конверт лежит. Наверно, Шапокляк нам задание оставила. (открываю)
«Соберите картинку и узнаете, куда двигаться дальше» (разрезная картинка медицинского кабинета) Куда идём дальше?
«Станция скорой помощи»
У медицинского кабинета дети находят записку с загадкой:
Медицинская сестра
На прививку нас вела.
Расспросила все про нас:
И фамилию, и группу.
Нам назад дороги нет —
Мы пришли в……. (медкабинет)
В медицинском кабинете медсестра встречает детей.
Почтальон Печкин: Ой, у меня рука болит, полечите меня.
- Здравствуйте, дети, мне для вас передали конверт (загадки).
- Ребята, чтобы оказать помощь Печкину, нам надо отгадать загадки и
получить аптечку с медикаментами: зеленка, йод, бинт.
Отгадывают загадки:
1. Если мальчик упадёт
И коленку обдерёт -
Ранку высушит, прижжёт
Медицинский жгучий (йод).
2.Обычно он из марли,
Помощник всех врачей.
Им раны перевяжут,
Чтоб зажили быстрей (бинт)
3. Жидкость из аптечной склянки
Нам немножко щиплет ранки
Маме, папе и ребенку
Лечит ссадины (зеленка)
4. Чтоб здоровы стали детки,
Назначает врач (таблетки)
Медсестра оказывает первую медицинскую помощь Печкину.
В нашей аптечке
Лекарства хранятся.
Кому-то когда-то
Они пригодятся.
Всегда надо всюду
Лекарства иметь,
Но всё-таки лучше,
Дружок, не болеть!
Медсестра загадывает загадку:
В овощах и фруктах есть.
Детям нужно много есть.
Есть ещё таблетки
Вкусом как конфетки.
Принимают для здоровья
Их холодною порою.
Для Сашули и Полины
Что полезно?.. (витамины)
Медсестра раздаёт детям витамины.
-А куда же нам двигаться дальше? Посылку – то мы не нашли.
-Ой, ребята, а здесь опять записка какая – то! Вот проказница, Шапокляк!
Текст записки: повернитесь спиной к медкабинету, повернитесь налево, сделайте 20 шагов вперед, дальше двигайтесь по стрелкам, поверните направо, сделайте 6 шагов вперед, откройте дверь, теперь повернитесь налево…
Следующая остановка «Музыкальный зал»
Дети находят посылку с запиской.
- Я вижу, что правила безопасности вы знаете. Получайте свою посылку.
В посылке лежат медали для детей «Знаток ОБЖ».
- Так вот что нам было отправлено в посылке. Мы с вами изучали правила поведения в различных опасных ситуациях. И сегодня доказали, что хорошо знаем эти правила. Поэтому медали – ваша заслуженная награда.
Ты помни правила всегда
Чтоб не случилась вдруг беда,
И неприятность не пришла
И где-то вдруг тебя нашла.
И надо их не только знать,
А постоянно выполнять.
Шапокляк приготовила для вас сюрприз и приглашает посмотреть мультфильм «По безопасности» (Аркадий Паровозов, серия о гигиене).
Примите методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста:
-каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях;
-задавая вопросы или предлагая задания, не спешите решить их или ответить за ребенка;
-помните, что набор готовых знаний не формирует потребность в познании, стремление к преодолению трудностей;
-если ребенок затрудняется решить кроссворд в определенной последовательности, пусть выполнит более легкое задание;
-выбрав тему для беседы с ребенком, постарайтесь придерживаться следующей структуры своего рассказа: источник опасности, возможные угрожающие ситуации, меры предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта, приемы элементарной первой помощи, действия в некоторых опасных ситуациях.
Мы надеемся на то, что наш опыт поможет педагогам и родителям в формировании у дошкольников опыта безопасного поведения, который позволит детям предвидеть опасность, по возможности избегать ее, при необходимости - действовать!
Успехов всем в воспитании достойного подрастающего поколения!