2023 2022
1 (219) 2023

Каленюк О.Ф. КРУЖКОВАЯ РАБОТА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-8.pdf

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и реализацией Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

Актуальность.

Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения.

Организация дополнительных образовательных услуг в нашем детском саду осуществляется в форме кружков на бесплатной основе. В соответствии со ст.75 «Дополнительное образование детей и взрослых» ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» родителям предоставлена возможность выбора бесплатных образовательных услуг и является актуальным направлением развития нашего дошкольного учреждения. Накоплен определенный положительный опыт организации. Оно по праву рассматривается как важная составляющая образовательного пространства, социально востребовано как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка, наиболее открыто и свободно от стандартного подхода: постоянно обновляется его содержание, методы и формы работы с детьми.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из цели Российской образовательной политики, прописанной в Концепции модернизации российского образования - "развитие личности, способной к самоопределению и самореализации". Углубленная работа с детьми в направлении художественно-эстетического направления развития, позволяет нам именно организация кружковой деятельности.

Занятия в кружке позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», а также позволяет развивать интеллектуальные, творческие способности каждого ребенка.

Кружковая работа не регламентируется стандартами, а определяется социальным заказом детей, родителей. Содержание дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности.

Методическая обоснованность.

Дополнительные образовательные программы осуществляются с учетом концепции А.В. Запорожца об амплификации психического развития ребенка путем его вовлечения в специфические детские виды деятельности.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса и потребностей, строящихся на дополнительном материале.

В создании программы по организации кружка, в основу легли методологические взгляды педагогов: Педагог Е.А. Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество», расширили и обогатили ее исследования

Т.Г. Казакова, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева, выделив в изобразительной деятельности до изобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка.

Также программа создавалась на основе задач программы воспитания (раздел 2.1.6 Этико-эстетическое направление воспитания) такие как:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми; воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;

- развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка действительности;

- формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным, создавать его.

На основе разработанной программы художественно-эстетической направленности в группе «Аленький цветочек» начал работу кружок «Умелые ручки», который ориентирован не только на освоение специальных знаний, умений и навыков изобразительной деятельности, но и на воспитательный аспект в работе с детьми.

Программой кружка предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе, овладение различными видами материалов.

Работа в кружке «Умелые ручки» нацелена на реализацию базового систематизированного образования по декоративно-прикладному искусству, которые, в свою очередь, направлены на отдельные виды изобразительного искусства.

Программа кружка предусматривает разнообразные игровые приемы работы с детьми, направленные на систематическое поддержание у детей мотивации к творчеству. Моделирование различных ситуаций, игровых заданий, использование театрализации, а также постановки проблемы, стимулируют интерес детей, в результате чего каждый ребёнок, не зависимо от способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником. Прием «Шифровка» (в основном ребусы) данный прием удобно использовать в начале занятия при определении темы, данный прием развивает интерес детей к занятию, способствует развитию таких процессов как переключение внимания, мышление, память.

Прием «Сказочный герой» и проблемная ситуация. Интерес детей повышается, если сказочный герой сопровождает открытие новых знаний на протяжении всего занятия. Еще увлекательнее становится, если герой попадает в сложную ситуацию и детям предлагается оказать ему помощь, которая, как правило, состоит в решении разных задач. Таким образом, занятие не просто становится занимательным, но и воспитывает отзывчивость, развивает эмпатию.

Пальчиковые игры. Использование здоровье сберегающих технологий на любом занятии является обязательным. Двигательная активность детей, помимо занятий физической культуры, в образовательном процессе может обеспечиваться за счет динамических пауз, пальчиковых игр, которые также являются предметом интереса для детей, и «инструментом» развития речи. Пальчиковые игры проводятся для снятия утомления с мелких мышц кисти.

Цель

создание условий для развития личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе.

Принципы построения занятий:

1. Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку.

2.Принцип соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности ребенка – игре.

3. Принцип комплексности – внимания всем поставленным задачам.

4.Принцип последовательности – по мере накопления знаний и овладения навыками содержания занятий углубляются и расширяются.

5. Принцип системности изложения материала.

Методы и приемы:

- словесный метод - на теоретических и практических занятиях (объяснение, рассказ, беседа, сказка);

- игровой метод - для активизации трудовой деятельности и лучшего усвоения навыков ручного труда;

- наглядный метод служит для концентрации внимания и формирования у обучающихся умения планировать свою предстоящую работу;

- последовательный метод позволяет реже прибегать к прямому обучению, так как ранее усвоенный материал повторяется в той или иной форме;

- познавательный метод формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, способствует активному применению ранее полученных знаний, развивает мыслительную деятельность;

- репродуктивный метод закрепляет навыки последовательной работы;

- объяснительно- иллюстративный метод;

- метод самостоятельной работы;

- создание ситуации успеха;

- метод стимулирования;

- оздоровительный метод.

Кружковая деятельность организуется с привлечением наглядных материалов, презентаций, музыкального сопровождения, использованием игровых методик.

Работа в кружке «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей. Занятия не дублируют ни одно из занятий общей программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д.

Диалоги на занятиях между воспитателем и детьми направленные на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. Беседа является одним из основных методов формирования нравственно оценочных критериев у детей. Беседа на тему «почему нравится...» или «почему не нравится...» с помощью наводящих вопросов побуждает ребенка к осмысливанию объекта. Необходимо, чтобы ребенок уточнил для себя те критерии, по которым он оценивает предмет.

Одним реализации из важных условий работы кружка является правильная организация предметно-развивающей среды. В группе рисунков оформлены выставки детских рисунков и наличии поделок, имеются в наличии предметы дымковские декоративно-прикладного игрушки искусства (дымковские хохломских глиняные игрушки, мастеров предметы хохломских, художественный гжельских мастеров), для необходимый художественный лепки материал для и рисования, лепки, конструирования аппликации и по художественного конструирования, с альбомы по и ознакомлению с искусства видами и методическими жанрами искусства с методическими продуктивной разработками по с организации продуктивной творческий деятельности с сопровождают детьми. Творческий литература процесс сопровождают и художественная литература, русского поэзия и творчества произведения русского народного творчества. Созданная таким среда образом предметно-познавательному развивающая среда развитию способствует познавательному к развитию, развитию искусства интереса к в миру искусства, способствует развитию навыков деятельности изобразительной, театрализованной деятельности.

Каждое занятие, это не просто занятие, а целая «страна умелых ручек», где каждый может проявить свои таланты. Каждый ребенок с особым интересом посещает занятия кружка, где выполняет задание красиво, аккуратно, творчески

На кружковых занятиях воспитанники выполняют как индивидуальные, так и коллективные творческие работы.

Несмотря ребенок на то, в что ребенок саду проводит в часть детском саду семья большую часть важнейшим времени, семья институтом остается важнейшим решающее социальным институтом, на оказывающим решающее личности влияние на поэтому развитие личности с дошкольника. Поэтому строим сотрудничество с двум семьей строим по двум направлениям: вовлечение и семьи в процесс образовательный и дошкольным воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением. При направлении работе в различные данном направлении и используются различные организация приемы и конкурсов формы: организация для выставок, конкурсов, изготавливаются как в традиционном, так и в онлайн-формате. как в традиционной форме, так и в онлайн-формате. Это способствует более тесному сплачиванию семьи, а также повышению психолого-осуществляется педагогической культуры родительские родителей.

Результативность.

Занимаясь в кружке, воспитанники проживают яркую, творческую и содержательную, наполненную радостью, жизнь. Правильно поставленная работа кружка имеет большое воспитательное значение. У коллектива детей развивается и чувство коллективизма, ответственности и гордость за свою работу, уважение к труду других. Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки, критически подходят к своей работе, у них вырабатывается аналитический ум. Особенно важно, что дети познают значимость полезность своего труда, его полезность для окружающих. Для меня важно совершенствовать развивать эстетический вкус детей, развивать творческое чувство прекрасного, и поддерживать творческое начало в деятельности ребёнка.

Знания, полученные на занятиях кружка, отражаются в игровой с деятельности воспитанников. Дети танцуют показывают мини-сказки спектакли, концерты, собственным пересказывают сказки, изготавливают самостоятельно игрушки, поделки для пополнения сюжетно ролевой игры.

Сравнивая диагностические данные мониторинга (приложение), проводимые в начале реализации программы кружка и после реализации, показывают положительную динамику умений детей. Объективно улучшились и творческие замыслы, передаваемые детьми в работах. Повысился интерес детей к творческому труду. По результатам наблюдения дети в свободно-самостоятельной деятельности проявляли активность именно к художественно-эстетической деятельности. Тем самым занимали себя в свободное время. Возросла их усидчивость во время реализации своего замысла. Появилась аккуратность, самостоятельность.

Положительными результатами работы кружка «Умелые ручки» можно считать: более полное использование образовательного потенциала семей, расширение общественного участия по оказанию дополнительных образовательных услуг, развитие социального партнерства ДОУ с учреждениями образования и культуры такими как КДЦ «Очаг», «Центр творчества для детей и подростков»; повышение качества профессиональной подготовленности педагога по организации дополнительного образования в детском саду «Малышок».

Итогом реализации программы является выставка работ воспитанников.

А также участие лучших индивидуальных работ в региональном конкурсе «Рождественские фантазии», КДЦ «Очаг» конкурс «Осень, осень к нам пришла –вдохновенье принесла».

Метапредметность и межпредметный характер.

Реализация программы постоянного требует от своего воспитателя постоянного мастерства совершенствования своего в педагогического мастерства: советах участие в педагогических советах, семинарах - практикумах, консультациях, открытых мероприятиях на базе дошкольного учреждения, выставках, мастер творческих онлайн-посещения конкурсах, мастер-концертов классах.

Предлагаемый опыт – это творческий продукт педагога по совершенствованию уже имеющихся в практике программ и новых технологий в рамках повышения собственного профессионального опыта и уровня учебно – воспитательного процесса в целом.

Программа кружка будет интересна воспитателям работающих с детьми старшего дошкольного возраста, а также воспитателям групп компенсирующей направленности.

Выводы: Анализируя результаты опыта, следует отметить значительные изменения в развитии детей: умение активно включаться в творческую деятельность, побуждаемую взрослым, умение действовать согласно алгоритмам.

Дети стали более инициативные, самостоятельные, стали проявлять эмоциональный отклик на результат своей деятельности. На занятиях по кружковой деятельности соблюдается царит атмосфера взаимного доверия, друг доброжелательности, уважительного отношения друг к другу. Исходя из своего опыта, можно с уверенностью сказать, что дети только тогда могут творить, когда чувствуют доброжелательное отношение к себе своих сверстников и взрослых.

Изменилось общение педагога и родителей: взаимоотношения стали партнерскими. Родители участвуют в оформлении выставок, подготовке материалов для кружка формальное общение исчезает и как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Список использованной литературы1. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. – СПб.:Питер,2004

2. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, псих.сопровождение/авт-сост.Н.А.Алексеева.-Вологоград:Учитель,2014