Выпуск № 30 (105) 2021

Родина Е.А., Лахно Е.Б. Формирование у детей дошкольного возраста патриотизма в условиях современной дошкольной образовательной организации

В настоящее время патриотическое воспитание приобретает особую актуальность и значимость, так как является частью общегражданской культуры и основой общегражданского воспитания, опирающаяся на общепринятые человеческие ценности. Одним из проявлений патриотических чувств человека является – любовь к своей малой Родине, преданность и готовность служить ей, что неразрывно связано с привязанностью человека к своей родной земле, культуре, традициям народа.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма[5].
В Постановлении правительства Калужской области "Об Утверждении государственной программы Калужской области "Патриотическое воспитание населения Калужской области" проводниками цели патриотического воспитания являются субъекты воспитательной деятельности, в качестве которых выступают учебные заведения всех уровней и педагогические работники, которые в свою очередь должны воспитать чувство патриотизма у воспитанников [4].
Так А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский в изучении проблем патриотического воспитания отмечали, что путь приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры проходит через понимание своих национальных ценностей и родной культуры.
Для становления теории и практики патриотического воспитания детей дошкольного возраста в нашей стране большое значение имели работы теоретического и методического характера С.А. Козловой, Н.В. Алешиной, Н.Б. Зацепиной, Н.Ф. Виноградовой, а также опыт разработки парциальных программ по патриотическому воспитанию. Большинство исследователей делают акцент на важности и значимости воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста[6].
Но, к сожалению, существует ряд проблем, мешающих эффективной организации работы по патриотическому воспитанию детей, а именно:
- недостаточное программно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- недостаточное оснащение сохранившейся материально-технической базы образовательных учреждений;
- отсутствие заинтересованности СМИ в пропаганде патриотического воспитания детей и другое.
В методической литературе зачастую освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям как род, родство, Родина. В связи с этим начиная с дошкольного возраста необходимо формировать у детей высокие нравственные и морально-психологические качества, среди которых важное значение имеет патриотизм.
Понятие патриотизм многогранно. Это и чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру[1].
Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. ОН напрямую связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
В воспитательном процессе нашего ДОО патриотического воспитание осуществляется по направлениям:
- духовно-нравственное,
- социальное,
- эстетическое,
- краеведческое,
- трудовое,
- интеллектуальное,
- работа с семьей и др.
Для реализации этих направлений необходима системная работа в рамках программы патриотического воспитания. Исходя их этого, данная работа включает целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, детскому саду, улице, городу, формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на непрерывной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, в трудовой деятельности.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОО развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам[2].
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины. Любовь к «большому» надо прививать с малого. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе…[3].
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское воспитание, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником патриотического воспитания.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, её столицей и символами.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них отражаются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изумлениями, поведениями птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всех их целостности и многообразии.
Огромное значение имеет пример взрослых в особенности же близких людей. На конкретных фактах их жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтальных и трудовых подвигов) прививаются детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Коллектив нашего ДОО проводит большую работу по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым Родины. Ежегодно проводится месячник военно-патриотического воспитания, во время которого организуется:
- фотовыставка «Мой папа – защитник Отечества» и др.
- занятия «Герои войны – наши земляки»;
- «Уроки мужества», на которых дети обращаются к славным подвигам российского солдата, проявившего бессмертное мужество в суровое для страны время;
Неделя Памяти, включающая:
- оформление поздравительных открыток для ветеранов войны;
- занятия, беседы;
- утренник «День Победы»;
- экскурсии с возложением цветов к обелиску павших солдат к доске памяти «Герой войны – наши земляки».
Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию. С их участием проводятся:
- выставки рисунков, поделок, фотографии: «У моей мамы руки золотые», «Моя семья», «Самая лучшая бабушка» и др.
Помощь родителей или совместная деятельность вызывает у детей чувство гордости, способствует развитию эмоции ребенка, его социальной восприимчивости.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, речевом развитии, музыкальной деятельности, изобразительном искусстве.
Таким образом, постепенно, благодаря систематической, целенаправленной работе дошкольники приобщаются к тому, что поможет им стать людьми ответственными, с активной жизненной позицией, чувствующими причастность к родному краю, его истории, традициям, уважающими Отечество, достижения своего народа, любящими свою семью, готовыми к выполнению своих гражданских обязанностей.
Библиографический список:
1.       Голунов, С.В. Патриотическое воспитание в России: за и против / С.В. Голунов // Вопросы образования. – 2012. - №3. – С. 258-273.
2.       Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2013. – №9. – С.98 – 101.
3.       Пантелеева, Н.Г. Воспитание любви к истории края у старших дошкольников / Н.Г. Пантелеева // Современное дошкольное образование. - 2013 - №2. - С.64-69.
4.       Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015г. №1493 о Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 годы» [Электронный ресурс]. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102425098&backlink=1&&nd=102388353
5.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://минобрнауки.рф/документы/6261
6.       Система патриотического воспитания в ДОУ. Планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий / Е.Ю. Александрова, Е.П. Гордеева, М.П. Постилкова, Г.П. Попова; под ред. Е.Ю.Александровой – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.