Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-2.pdf
«Огромную роль в социальном развитии ребенка и формировании диалогических умений имеет игра, в которой развиваются два типа отношений: реальные детские взаимоотношения и игровые. Оба типа отношений включают диалогическое общение».
А.В. Запорожец.
Введение
1.Теоретическая часть.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития дошкольников. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условия, форм общения ребенка с окружающим. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
Речь считается связной, если для нее характерны:
- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей);
- ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Существуют две разновидности связной речи - диалог и монолог, которым присущи свои особенности. Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание.
Через диалог ребенок усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную для себя информацию. В недрах диалогической речи начинает складываться монологическая речь. Диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами.
Разделяют две формы связной речи, которые имеют свою окраску: ситуативная речь отличается большой силой экспрессивности, эмоциональной выразительности; контекстная речь более интеллектуализированна.
Характер связной речи детей зависит от ряда условий и прежде всего от того, общается ребенок со взрослыми или сверстниками. Лексика детей в общении со сверстниками характеризуется большей вариативностью.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями - мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства.
Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает, лишь из необходимости выполнить задание педагога.
Характер связной речи зависит также от характера темы и ее содержания. Рассказ детей на тему о ярко пережитом событии отличается наибольшей ситуативностью и экспрессивностью. В рассказах на тему, где требуется обобщение не только личного опыта, но и знаний вообще, ситуативность почти отсутствует, рассказ становится богаче и разнообразнее по своей синтаксической структуре. Рассказ на свободную тему весьма ситуативен, и зачастую состоит из ряда звеньев, связанных между собой лишь внешними ассоциациями. Помимо прочего на характер конкретного высказывания влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.
Все перечисленные условия необходимо учитывать педагогам, чтобы обучение связной речи носило осознанный характер.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Главная задача воспитателя - создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей.
2.Практическая часть.
Актуальность опыта.
В современное время значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры), что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.
Цель опыта:
Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Задачи опыта:
1. Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно.
2. Формировать грамматический, лексический строй речи.
3. Развивать навыки активной, разговорной, образной речи.
4. Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь.
5. Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях.
6. Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.
7. Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок.
8. Развивать мелкую моторику рук.
Методы и формы работы с детьми:
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей;
- родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка»;
- презентация «Развитие речи дошкольников»;
- консультация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»;
- беседа «Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»;
- папка передвижка «Рекомендации для родителей».
Предварительная работа:
Для осуществления работы по заданной теме я подбирала и изучала литературу по развитию связной речи, творчеству и воспитанию дошкольников, изучала методы и приемы работы с детьми для проведения игр. Подобрала систему игр, упражнений. Разработала план занятий. Был подготовлен необходимый для проведения дидактических и речевых игр материал.
Интеграция образовательных областей.
Именно с дошкольного возраста начинается процесс социализации. Это время первоначального становления личности. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
«Художественно - эстетическое развитие»: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
«Социально – коммуникативное развитие»: Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при совместной игре).
«Речевое развитие». В процессе обыгрывания сюжета и самой игры ведется непрерывный разговор с детьми. Дети общаются между собой. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений.
«Познавательное развитие». Создаются условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности. При этом используются практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
«Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Технология опыта работы:
Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников через игровую деятельность. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли.
У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Передо мной стоит задача - предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.
В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;
- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
- органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
- единство обучающих и воспитательных воздействий.
В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Развитию речи ребенка дошкольника способствует выполнение следующих условий:
1. Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие - доверие его к взрослому и желание с ним говорить.
2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.
3. Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка.
4. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала; книг, картинок, игрушек и др.
5. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.
В своей работе я использовала следующие технологии, способствующие развитию связной речи дошкольников:
- Развивающие игры.
- Дидактические игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Методики «Назови слова» (определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка) и «Расскажи по картинке» (определяет активный словарный запас ребенка).
Проведенные игры и методики сопровождались рассказыванием, рассматривание картинок, декламацией и пением. Проводились такие игры, как:
Игра «За покупками в магазин». Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Игра «Отвечай быстро». Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Игра «Уточним цвет предметов». Упражнять детей в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета.
Следить за правильностью согласования прилагательных с существительными.
Упражнять в составлении предложений с союзом а.
Игра «Придумай слово». Развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.
Игра «Строим дорожку». Развитие фонематического слуха.
Игра «Ловушка». Развитие умения услышать в слове определённый звук.
Игра «Поймай слог». Развитие слухового внимания и его быстроты.
Игровое упражнение «Распространи предложение». Развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Игра «Пойми меня». Развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Игровое упражнение «Если бы…». Развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Игра «Посылка из сказочного леса». Формировать у детей грамматический строй речи с помощью дидактических игр.
Учить образовывать родственные слова.
Закреплять умение составлять предложение с заданными словами.
Учить подбирать к словам синонимы и антонимы.
Формировать умение образовывать от существительных притяжательные прилагательные, отвечающие на вопросы (чей? чья? чьё?).
Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание.
Для осуществления своей работы я разработала календарно - тематическое планирование. (Приложение 1). Работу проводила поэтапно.
В своей работе с детьми использовала наглядные методы (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам) и словесные методы (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал). Во всех словесных методах использовала наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности. Так же были использованы и практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Целесообразно использовались задания, направленные на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т.п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учились игровым действиям, необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно-ролевых игр.
Велась активная работа с родителями в виде: анкетирования относительно развития связной речи у детей; родительского собрания «Как игры развивают речь ребёнка»; была представлена презентация на тему «Развитие речи дошкольников»; проводилась консультация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»; велась беседа «Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»; была представлена папка передвижка «Рекомендации для родителей». В группе систематически проводятся совместные развивающие, организованные и сюжетно-ролевые игры, а также конкурсы на лучший речевой уголок, лучшую инсценировку сказки.
Результаты: Я выявила, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста. В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.
Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать. Также было раскрыто значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в развитии детей.
Заключение.
Подводя итоги работы, можно сказать, что пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.
Литература:1. Васильева М.А., Комарова Т.С. От рождения до школы. – М.: Синтез, 2017. – 219с.
2. Гербова В.В. Составление описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - с. 18-23.
3. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности. // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - с. 27-33.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 2011. - 159с.
5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.,2004. – 261с.
6. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду. // Дошкольное воспитание, 2014. - № 11. - с. 12-18.
7. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: Сфера, 2010. – 157с.
8. Шорохова О.А. Играем в сказку. Занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: Сфера, 2011. – 188с.
«Огромную роль в социальном развитии ребенка и формировании диалогических умений имеет игра, в которой развиваются два типа отношений: реальные детские взаимоотношения и игровые. Оба типа отношений включают диалогическое общение».
А.В. Запорожец.
Введение
1.Теоретическая часть.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития дошкольников. Связная речь – форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи детей - одна из главных задач детского сада. Формирование связной речи, изменение ее функций являются следствием усложняющейся деятельности малыша и зависят от содержания, условия, форм общения ребенка с окружающим. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления; они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.
Речь считается связной, если для нее характерны:
- содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится);
- точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию);
- логичность (последовательное изложение мыслей);
- ясность (понятность для окружающих);
- правильность, чистота, богатство (разнообразие).
Существуют две разновидности связной речи - диалог и монолог, которым присущи свои особенности. Несмотря на различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую. Монолог может приобретать диалогические свойства, а диалог может иметь монологические вставки, когда наряду с короткими репликами употребляется развернутое высказывание.
Через диалог ребенок усваивает грамматику родного языка, его словарь, фонетику, черпает полезную для себя информацию. В недрах диалогической речи начинает складываться монологическая речь. Диалогическая речь на протяжении дошкольного возраста претерпевает существенные изменения. Основные черты диалога дети осваивают лишь в старшем дошкольном возрасте, а младший и средний дошкольный возраст являются подготовительными этапами.
Разделяют две формы связной речи, которые имеют свою окраску: ситуативная речь отличается большой силой экспрессивности, эмоциональной выразительности; контекстная речь более интеллектуализированна.
Характер связной речи детей зависит от ряда условий и прежде всего от того, общается ребенок со взрослыми или сверстниками. Лексика детей в общении со сверстниками характеризуется большей вариативностью.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания порождаются отдельными побуждениями - мотивами. Наличие мотивации речи означает, что у ребенка не только есть мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется ими поделиться, т. е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы высказать свои мысли и чувства.
Успешное развитие связной речи невозможно, если ребенок отвечает, лишь из необходимости выполнить задание педагога.
Характер связной речи зависит также от характера темы и ее содержания. Рассказ детей на тему о ярко пережитом событии отличается наибольшей ситуативностью и экспрессивностью. В рассказах на тему, где требуется обобщение не только личного опыта, но и знаний вообще, ситуативность почти отсутствует, рассказ становится богаче и разнообразнее по своей синтаксической структуре. Рассказ на свободную тему весьма ситуативен, и зачастую состоит из ряда звеньев, связанных между собой лишь внешними ассоциациями. Помимо прочего на характер конкретного высказывания влияют настроение, эмоциональное состояние и самочувствие ребенка.
Все перечисленные условия необходимо учитывать педагогам, чтобы обучение связной речи носило осознанный характер.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи. Главная задача воспитателя - создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей.
2.Практическая часть.
Актуальность опыта.
В современное время значительное место в досуге дошкольников занимают экранные средства (просмотр телевизионных программ, компьютерные игры), что снижает речевую активность детей, отрицательно влияет на формирование связной речи, навыков общения. В связи с этим возрастает важность эффективного решения задач развития связной речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств.
Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе. Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать связную речь детей.
Цель опыта:
Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру. Формирование умения последовательно и грамотно излагать свои мысли.
Задачи опыта:
1. Учить детей излагать свои мысли связно, последовательно.
2. Формировать грамматический, лексический строй речи.
3. Развивать навыки активной, разговорной, образной речи.
4. Продолжать развивать диалогическую, монологическую речь.
5. Продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в играх – драматизациях.
6. Продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.
7. Пополнять литературный запас детей за счет сказок, рассказов, стихов, загадок, пословиц поговорок.
8. Развивать мелкую моторику рук.
Методы и формы работы с детьми:
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах использую наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей относительно развития связной речи у детей;
- родительское собрание «Как игры развивают речь ребёнка»;
- презентация «Развитие речи дошкольников»;
- консультация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»;
- беседа «Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»;
- папка передвижка «Рекомендации для родителей».
Предварительная работа:
Для осуществления работы по заданной теме я подбирала и изучала литературу по развитию связной речи, творчеству и воспитанию дошкольников, изучала методы и приемы работы с детьми для проведения игр. Подобрала систему игр, упражнений. Разработала план занятий. Был подготовлен необходимый для проведения дидактических и речевых игр материал.
Интеграция образовательных областей.
Именно с дошкольного возраста начинается процесс социализации. Это время первоначального становления личности. Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни.
При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника. Три взаимосвязанные линии развития ребенка: чувствовать – познавать — творить гармонично вписываются в естественную среду ребенка – игру, которая для него одновременно является и развлечением, и способом познания мира людей, предметов, природы, а также сферой приложения своей фантазии.
«Художественно - эстетическое развитие»: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
«Социально – коммуникативное развитие»: Умеют взаимодействовать с другими детьми и взрослыми (договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при совместной игре).
«Речевое развитие». В процессе обыгрывания сюжета и самой игры ведется непрерывный разговор с детьми. Дети общаются между собой. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений.
«Познавательное развитие». Создаются условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности. При этом используются практические - упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.
«Физическое развитие». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
Технология опыта работы:
Основная задача нашей работы - речевое развитие дошкольников через игровую деятельность. Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Все организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли.
У детей психические процессы лучше формируются в игровой деятельности. Передо мной стоит задача - предоставить каждому ребенку возможность радостного и содержательного проживания периода дошкольного детства.
В основе системы развивающих игр лежат следующие принципы:
- совмещение в деятельности ребенка элементов игры и учения и постепенный переход от игр – забав через игры – задачи к учебно-познавательной деятельности;
- постепенное усложнение обучающей задачи и условий игры;
- повышение умственной активности ребенка в решении предлагаемых задач;
- органическая связь и взаимосвязь между внешней и внутренней (умственной) активностью ребенка и постепенный переход к более интенсивному умственному труду;
- единство обучающих и воспитательных воздействий.
В результате реализации этих принципов создаются условия, способствующие становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребенка, что имеет огромное значение и для его учебной деятельности (будущей и настоящей), и для полноценной жизни в коллективе сверстников.
Развитию речи ребенка дошкольника способствует выполнение следующих условий:
1. Постоянное доброе общение с ребенком и как следствие - доверие его к взрослому и желание с ним говорить.
2. Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками и детьми разного возраста.
3. Культура речи всех взрослых, окружающих ребенка.
4. Предоставление детям в достаточном количестве образовательного материала; книг, картинок, игрушек и др.
5. Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи.
В своей работе я использовала следующие технологии, способствующие развитию связной речи дошкольников:
- Развивающие игры.
- Дидактические игры.
- Сюжетно-ролевые игры.
- Методики «Назови слова» (определяет запас слов, которые хранятся в активной памяти ребенка) и «Расскажи по картинке» (определяет активный словарный запас ребенка).
Проведенные игры и методики сопровождались рассказыванием, рассматривание картинок, декламацией и пением. Проводились такие игры, как:
Игра «За покупками в магазин». Упражнять детей в выборе нужного предмета путем исключения названных педагогом признаков; развивать наблюдательность; учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Игра «Отвечай быстро». Упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными.
Игра «Уточним цвет предметов». Упражнять детей в различении цвета предметов; учить различать близкие цвета.
Следить за правильностью согласования прилагательных с существительными.
Упражнять в составлении предложений с союзом а.
Игра «Придумай слово». Развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.
Игра «Строим дорожку». Развитие фонематического слуха.
Игра «Ловушка». Развитие умения услышать в слове определённый звук.
Игра «Поймай слог». Развитие слухового внимания и его быстроты.
Игровое упражнение «Распространи предложение». Развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Игра «Пойми меня». Развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Игровое упражнение «Если бы…». Развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
Игра «Посылка из сказочного леса». Формировать у детей грамматический строй речи с помощью дидактических игр.
Учить образовывать родственные слова.
Закреплять умение составлять предложение с заданными словами.
Учить подбирать к словам синонимы и антонимы.
Формировать умение образовывать от существительных притяжательные прилагательные, отвечающие на вопросы (чей? чья? чьё?).
Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание.
Для осуществления своей работы я разработала календарно - тематическое планирование. (Приложение 1). Работу проводила поэтапно.
В своей работе с детьми использовала наглядные методы (рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам) и словесные методы (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал). Во всех словесных методах использовала наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности. Так же были использованы и практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Целесообразно использовались задания, направленные на то, чтобы дать детям возможность сменить позу, подвигаться (например, подойти к воспитателю, чтобы вместе с ним что-то рассмотреть; изобразить бодающихся козлят, клюющих зернышки цыплят и т.п.). В ряде случаев эти задания одновременно преследуют цель обучить детей умению принимать воображаемую ситуацию: испечь оладушки, поймать снежинку и сдуть ее. При выполнении подобных заданий дети учились игровым действиям, необходимым для развертывания самостоятельных сюжетно-ролевых игр.
Велась активная работа с родителями в виде: анкетирования относительно развития связной речи у детей; родительского собрания «Как игры развивают речь ребёнка»; была представлена презентация на тему «Развитие речи дошкольников»; проводилась консультация «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»; велась беседа «Играем вместе с детьми, развиваем связную речь детей»; была представлена папка передвижка «Рекомендации для родителей». В группе систематически проводятся совместные развивающие, организованные и сюжетно-ролевые игры, а также конкурсы на лучший речевой уголок, лучшую инсценировку сказки.
Результаты: Я выявила, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста. В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения.
Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать. Также было раскрыто значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в развитии детей.
Заключение.
Подводя итоги работы, можно сказать, что пребывание ребенка в детском коллективе, в группе своеобразно влияет на развитие речи детей. Ребенок на занятиях общается с детьми, делится с ними своими впечатлениями и находит у них соответствующее понимание его речи, сочувствие его интересам, содействие его активности. Все это мобилизует ребенка на дальнейшее развитие его речи. Влияние детского коллектива на развитие речи можно отнести к тому, что называется самообучением языку.
Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника - в игре.
Влияние воспитателя на выбор игры, игровые действия заключается в том, что он поддерживает интерес к игре, развивает инициативы детей, приучая их задумываться над темой игры, самостоятельно выбирать наиболее интересную. Как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык.
Таким образом, успешное осуществление игровой деятельности возможно при умелом руководстве педагога, который способен сделать игру увлекательным процессом, в ходе которого, происходит полноценное развитие ребёнка-дошкольника.
Литература:1. Васильева М.А., Комарова Т.С. От рождения до школы. – М.: Синтез, 2017. – 219с.
2. Гербова В.В. Составление описательных рассказов. // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. - с. 18-23.
3. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности. // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 12. - с. 27-33.
4. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 2011. - 159с.
5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.,2004. – 261с.
6. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду. // Дошкольное воспитание, 2014. - № 11. - с. 12-18.
7. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. – М.: Сфера, 2010. – 157с.
8. Шорохова О.А. Играем в сказку. Занятия по развитию связной речи дошкольников. - М.: Сфера, 2011. – 188с.