2023 2022
2 (220) 2023

Ахмедова Ф.А., Володина Л.В., Политова Е.В. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-5.pdf

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов - патриотизм и гражданственность. В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Патриотизм — нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности, и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Период дошкольного детства благоприятствует воспитанию патриотических чувств, т. к. именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период дошкольного детства благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т. к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Задачами патриотического воспитания дошкольников являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у дошкольников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств, как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у детей определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.

4. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу. Формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к явлениям общественной жизни.

Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому актуальной является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребёнка дошкольного возраста. Рубинштейн С. Л. говорил, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребёнка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребёнка со взрослыми. Ей присущи эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, самостоятельность, активность, творчество. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребёнка, это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации, своеобразие содержания. Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в её разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых. Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.

Для реализации данной цели перед педагогом ставятся следующие задачи:

1. Освоить современные технологии и методы организации игры.

2. Разработать перспективное планирование и проведение сюжетно – ролевых игр в средней группе, старшей, подготовительной группе на перспективу развития.

3. Создать предметно-игровую среду, отвечающую современным требованиям и способствующую развитию самостоятельной игровой деятельности.

4. Изучить тему патриотическое воспитание дошкольников, через сюжетно-ролевую игру.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое и умственное воспитание маленького человека. Начинать работу нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы, создания предметно-пространственной развивающей среды.

Основополагающим в формировании у ребенка любви к Родине следует считать накопление им социального опыта жизни в своем городе, ознакомлению с профессиями горожан, с имеющимися предприятиями и учреждениями города, на которых работают люди. А что способствует накоплению опыта в дошкольном возрасте? Одним из важных средств является игра. По словам В. А. Сухомлинского «Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая поток пытливости и любознательности».

Нужно использовать сюжетно-ролевую игру как одну из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Ни для кого не секрет, что возможности сюжетно-ролевой игры не используются в полной мере. Она часто недооценивается педагогами и родителями. Наблюдения за играми детей в группе показали, что темы игр однообразны, сюжеты бедны и формальны. Роли традиционны. Достаточно редкими становятся игры с военно-патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. Поэтому использование сюжетно-ролевой игры как средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста является актуальным.

Педагог в своей деятельности может использовать сюжетно-ролевую игру как одну из активных форм работы по патриотическому воспитанию детей. Ни для кого не секрет, что возможности сюжетно-ролевой игры не используются в полной мере. Она часто недооценивается педагогами и родителями. Наблюдения за играми детей в группе показали, что темы игр однообразны, сюжеты бедны и формальны. Роли традиционны. Достаточно редкими становятся игры с военно- патриотической тематикой, отражающие героические подвиги нашего народа. Дети в основном отражают сюжеты иностранных мультфильмов и кинофильмов, разворачивают агрессивные сюжеты. Поэтому использование сюжетно-ролевой игры как средства патриотического воспитания детей среднего дошкольного возраста является актуальным.

Библиографический список1. Новицкая, М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду / М.Ю. Новицкая, учебное пособие. -М.: Линка-Пресс, 2012.

2. Быков, А. К. Проблемы патриотического воспитания / А. К. Быков. // Педагогика, 2006 – № 2 – С. 37-42.

3. Валиева, З. И. Воспитание основ патриотических чувств у дошкольников / З. И. Валиева. / / Современные технологии в образовании. - 2012 - № XII-1. - С. 47-52.

4. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников; подг. группа. / Н. Г. Зеленова, Л.

5. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие, М., 2007