Иванова Е.И. Методическая разработка «Конспект открытого занятия «Моя железная дорога»
Цель: - развивать у детей интерес к железнодорожным профессиям. Задачи: 1) обобщать знания детей о том, что находится на станции, части поезда, о железнодорожных профессиях. 2) развивать интерес к железнодорожным профессиям, закреплять умение детей отвечать на вопросы полным ответом. 3) воспитывать и уважение к труду железнодорожников. Оборудование: модели паровозов (пассажирский, грузовой, игрушки: домашние и дикие животные, куклы проводники, макет леса, игра «Собери паровозик». Интерактивная доска презентация Ход занятия Дети сидят на стульях полукругом. На столе у воспитателя макет железной дороги. В гости приходит человек в железнодорожной форме и говорит: Здравствуйте ребята! Воспитатель и дети: Здравствуйте! Гость: куда же это я попал? Детский сад ли это? Воспитатель: да, детский сад, но не обычный, а железнодорожный. Гость (обращает внимание на интерактивную доску): ой, а что это? Дети: вокзал. Гость: А для чего он нужен? Дети: На вокзале люди ждут свои поезда. Гость: А это что? Дети: Касса. Гость: А кто в ней работает? Дети: Кассир, он продаёт билеты. Гость: Ребята, давайте посмотрим, что есть у паровоза? Дети: Кабина, колеса, труба из которой идет дым, к паровозу цепляются вагоны. Гость: Ребята, скажите, а к какому виду транспорта относится поезд: наземному, воздушному и водному? Дети: К наземному, потому что, поезд едет по рельсам, они находятся на земле Гость: Кто управляет поездом? Дети: Машинист Гость: А это кто? Дети: Диспетчер Гость: А какую работу выполняет он? Дети: Объявляет станции Гость: А кто еще работает на железной дороге? Дети: Обходчик путей, он проверяет их исправность Гость: Ребята, как называется этот поезд? Дети: пассажирский, потому что он перевозит пассажиров Воспитатель на макете железной дороге имитирует, как приезжает грузовой поезд Гость: Ребята, а что это за поезд подъехал, а как он называется? Дети: Грузовой, потому что он перевозит грузы Гость: Какие? Дети: Игрушки, овощи, песок, кирпичи и т. д. Воспитатель: Ребята, посмотрите, мой поезд стоит на последнем пути. Как я смогу к нему попасть? Дети: По железнодорожному мосту Воспитатель: -Везде и всюду правила, Их надо знать всегда, Без них не выйдут в плавание Из гавани суда. Без правил жить на свете Никак, никак нельзя. Выходят в рейс по правилам Большие поезда. Но есть такие правила, Спрятанные в знак, Они нам запрещают: "Никогда не делай так!" О чем это стихотворение? Дети: о правилах, о знаках. Воспитатель: -А какие правила можно заключить в знак? (правила дорожного движения, правила поведения) -Действительно, многие правила можно заключить в знак. Сегодня на наше занятие я пригласила "живые" знаки, которые расскажут о себе сами. Выходят дети с прикрепленными знаками и встают в одну линию. "Знак", который рассказывает о себе, выходит вперед. 1 знак: Ни в коем случае нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом. 2 знак: Переходить железнодорожные пути следует по наземному (виадуку, подземному переходам или деревянному настилу. 3 знак: Не ходите по железнодорожным путям. 4 знак: Не стойте у края платформы и ни в коем случае не прыгайте с платформы на пути. 5 знак: Если вам надо перейти на другую сторону железной дороги, не пролезайте под колесами стоящего поезда. Воспитатель: Воспитатель: Спасибо, знаки, молодцы. А для чего нужно соблюдать эти правила? Для чего нужны эти знаки? (Если люди не будут соблюдать эти правила, может случиться несчастье, они могут попасть под поезд). Воспитатель: Запомните эти знаки и правила и старайтесь соблюдать их. Воспитатель: Ребята, если мы собираемся в поездку на поезде, что нужно взять с собой? Дети: Пальчиковая гимнастика «Поезд» Поезд мчится и свистит И колесами стучит Я стучу, стучу, стучу Всех до дачи докачу Чу-чу-чу-чу до дачи докачу. Игра «Поезд» Воспитатель говорит такие слова: Я – большой паровоз Екатерина Игоревна, а ты кто? Каждый ребенок по очереди отвечает, например: «А я вагончик Соня, и цепляются друг за другом». Воспитатель: Леша, ты сегодня диспетчер, объявляй станцию Леша: Внимание, внимание, следующая станция «Самоделкины» Воспитатель вместе с детьми делает круг, паровозиком под музыку. Дети рассаживаются за столы. Их встречает проводница Настя В. Проводница: Ребята, здравствуйте, вы знаете кто я? Дети: Проводница Проводница: А вы знаете, какую работу я выполняю? Дети: Проводница проверяет билеты, приносит чай и т. д. Проводница: Я для вас приготовила сюрприз Игра «Собери паровозик» Дети собирают разрезную картинку паровоз. Воспитатель: Вот ребята молодцы, какой хороший у вас получился паровоз, а теперь мы отправимся на следующую станцию «Детский сад» Воспитатель подводит итог занятия.