Выпуск № 18 (44) 2020

Фокина С.А. Конспект ООД для детей старшего дошкольного возраста «Первые весенние цветы»

Цель: учить детей воплощать свое представление о подснежниках (галантусах); составлять цветок из отдельных элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения.
Задачи:
- уточнить основные признаки весны;
- формировать умения выполнять работу пошагово, доводить начатую работу до конца;
- развивать мелкую моторику пальцев рук;
- развивать эстетическое восприятие природы, учить созерцать красоту окружающего мира;
-воспитывать бережное отношение детей к природе.
Предварительная работа: беседа о весне, о первоцветах, экскурсия к цветущей клумбе, рассматривание подснежников; заучивание стихотворений, чтение произведений: Л.Ладонщикова "Первый весенний цветок", сказки С.Я.Маршака"12 месяцев". Рассматривание репродукций картин А.Грицкая "Подснежники".
Материал: одноразовые пластмассовые чайные ложки белого цвета (c обрезанными ручками); пластилин, стеки, салфетки, зубочистки, корзина.
Ход ООД:
(Звучит музыка А.Ермолова «Солнечные зайчики». Входит девочка-Весна. У нее в руках корзинка, прикрытая салфеткой.)
Весна:
-Знаю, ждут меня повсюду,
Всем на свете я нужна.
Приношу я радость людям,
А зовут меня -… (Весна!)
-Здравствуйте, ребята,
Я – Весна - красна.
Бужу землю ото сна,
Наполняю соком почки,
На лугах ращу цветочки,
Прогоняю с речки лед,
Светлым делаю восход.
Всюду: в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Воспитатель:
-Вот, наконец, дошла Весна и до нас. Какие признаки весны мы сейчас наблюдаем?
Дети: (Солнце поднялось выше. Оно светит ярко, небо высокое, голубое. День увеличивается, а ночь уменьшается. На солнце звенит капель. Ночью лужи застывают, а днем оттаивают, в них купаются птицы. Местами еще лежит снег. Снег грязный, ноздреватый, осевший. Из-под сугроба текут струйки воды. На снегу образовалась ледяная корочка-наст. Иногда еще идет снег. Ветер стал теплее и ласковее. Деревья еще голые.)
Весна:
-Пришла я к вам не с пустыми руками: я приготовила для вас сюрприз, а какой, вы узнаете, отгадав загадку:
Будто нарисован мелом,
Из- под снега, наконец,
Вылез он в берете белом,
Хоть он мал да удалец!
Он на цыпочки привстал
Под лазурным небом вешним:
-Я успел? Иль опоздал?
Я ведь беленький… (подснежник!)
Г. Виеру
-Что это за цветок, который «в белом берете» вылез из-под снега?
Дети: Подснежник
Воспитатель:
- Почему его так называют?
Дети: Это первый цветок, который появляется сразу после таяния снега.
Воспитатель:
- Где мы можем встретить подснежник?
Дети: На проталинках в лесу, на клумбах у домов.
(Весна показывает детям корзину с подснежниками (галантусами). Галантусы с луковицами сидят в земле.)
Воспитатель:
-Нравятся ли вам подснежники? Почему? Какие они?
- Едва только пригреет ласковое весеннее солнышко, словно прямо из-под снега появляется подснежник, поэтому ему дали такое название. Но настоящим подснежником является только галантус. Его цветки - колокольчики молочно-белого цвета. А название происходит от латинского слова Galanthus – молочный цветок, отражающий его нежнейший белый цвет. Подснежник начинает свое цветение при теплой зиме и ранней весне уже в феврале. Распускается подснежник только на день, а когда солнце заходит и становится прохладно, цветок опускается ближе к снегу. Утром цветок подснежника заново открывается.
Весна:
-Проталинки пригрело солнце с высоты,
И распустились первые весенние цветы.
На радость нам нежнейшие подснежники красуются.
Пусть только люди их не рвут, а ими лишь любуются.
Воспитатель:
- Как вы думайте, ребята, почему подснежник так нравится людям? Что в нём необычного?
Дети: Он самый первый весенний цветок трогательный, нежный, хрупкий, но сильный и смелый; растёт рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он гордо стоит на своем тонком стебельке.
Воспитатель:
-К сожалению, многие люди рвут подснежники и при этом еще больше топчут, а ведь первоцветы не стоят в воде – они быстро вянут. Даже этим галантусам (показывает на корзину), хотя они с луковицами и корнями сидят в земле, плохо в помещении, слишком жарко. Поэтому их нужно высадить на клумбу, что мы с вами и сделаем на прогулке, и сможем еще долго любоваться нежными цветами.
Воспитатель:
-А ещё любят подснежник за то, что он - символ весны, тепла. Но чтобы насладиться первыми весенними цветами, необязательно рвать их, можно… …? (нарисовать, слепить, сделать аппликацию, смастерить).
-Подснежники, сделанные своими руками, позволяют не только сохранить живые цветы, но и создать весеннее настроение.
-Я предлагаю вам сделать вот такой цветок (показ образца).
-Какой он, опишите.
-Из каких частей состоит галантус? Какие они?
Дети: (Стебелек тоненький, невысокий; лепестки белые, овальные, закрытые в бутон или полураскрытые в форме чаши с глазком на дне; удлиненные листья).
-Как их можно сделать?
-Стебелек мы сделаем из пластлина, раскатав столбик, внутрь вставим зубочистау для прочности. (Показ)
-Как сделать листья? (Раскатать столбик и немного сплющить.)
-Далее скатаем из зеленого пластилина маленький шар, это будет основа цветка, и вставим лепестки подснежника. Мы сделаем их из одноразовых ложечек, у которых обрезаны ручки.
-Соединим детали. Установим цветы в корзину.
-А чтобы наши пальчики хорошо работали, были ловкими, мы их разомнем.
Пальчиковая гимнастика
Наши нежные цветы (кончики пальцев двух ладоней соединены)
Распускают лепестки (плавное раскрывание пальцев).
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. (покачивание раскрытыми ладонями)
Наши нежные цветы
Закрывают лепестки. (плавное соединение пальцев)
Тихо засыпают,
Головой качают. (покачивание ладоней)
Самостоятельная работа:
(Звучит музыка П.И. Чайковский «Подснежник»)
(Воспитатель обращает внимание на технику выполнения работ, аккуратность, выразительность, старательность каждого).
Весна:
-Какие прекрасные цветы у вас получились, каждый постарался. Давайте заполни ими нашу корзину.
Воспитатель:
-У нас получилась великолепная композиция. Вот мы с вами и живые галантусы сберегли и весеннее настроение в группе создали.