2023 2022
1 (219) 2023

Макеева С.Ю. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-6.pdf

Нормативно-правовая база программы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 227-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года № 706 г. Москва «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

3. Санитаро эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций, СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными Постановлением Главного государственного Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 г. Москва. Дата публикации: 19.07.2013г.

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «О введении ФГОС ДО»

5. Лицензия на право ведения образовательной деятельности. Регистрационный № 73850, от 11 августа 2015 года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

«Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

Цель работы: формирование понимания основ экономической деятельности у детей.

Задачи:

· сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;

· дать представление детям о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов»; о производителях товаров и услуг;

· расширить представление об обмене товарами и услугами, о понятии «рынок», «спрос»,

· «предложение», «цена», «заработная плата»;

· создать на основе принципа интеграции видов детской деятельности, условия для решения практических задач самими детьми;

· познакомить детей с экономическими терминами через экономический словарь, кроссворд, игру, значимость жизненно важных потребностей человека;

· заложить основы экономического образа мышления у ребёнка – дошкольника.

Длительность образовательной деятельности: 25 мин., 1раз в неделю

Ожидаемый результат:

· Обогащение активного и пассивного словаря детей

· Познавательный интерес к НОД кружка

Контролируемость итоговых результатов реализации программы познавательной деятельности

-Диагностика детей по сенсорному развитию в старшей группе на окончание учебного года 2022-2023г.

-Презентация результатов деятельности

- Итоговое мероприятие (Итоги курса. Вручение дипломов)

Тематическое планирование:

Месяц

Тема

Содержание

Кол-во

занятий

Сентябрь

Урок №1 Что такое деньги

(вводная часть)

Знакомство детей с понятием наличных денег, показ различных видов денег и рассказ про них.

1

Ирга на мультимедийном устройстве «Какие бывают деньги»

Знакомство детей с каждой банкнотой и монетой визуально и запомнить их в игровой форме.

1

Октябрь

Урок №2 История деньги

Обучение, чем отличаются монеты от банкнот.

1

Ирга на мультимедийном устройстве «Где монеты, а где банкноты?»

Продолжаем знакомство детей, чем отличаются монеты от банкнот.

1

Ноябрь

Урок №3 «Номинал денег»

Ознакомление детей с информацией о банкнотах и монетах РФ.

1

Ирга на мультимедийном устройстве «Найди пару. Деньги»

Обучение детей определению наминала денег.

1

Декабрь

Урок №4 «Номинал денег»

Обучение детей как делать размен, как считать деньги.

1

Ирга на мультимедийном устройстве

Продолжаем знакомство детей как делать размен, как считать деньги.

1

Январь

Урок № 5 «Хранение денег»

Ознакомление детей

1

Ирга на мультимедийном устройстве «Банкомат»

Обучение хранение денег в банке.

1

февраль

Урок № 6 «Я банкир»

Обучение размена денежных средств и развитие навыков ролевой игры.

1

Ирга на мультимедийном устройстве «Больше- меньше»

Тренировка знания номиналов.

1

Март

Урок №7 «Заработок и Покупка товаров»

Познакомить с понятием - заработок, учить распределять расходы по доходам.

1

Ирга на мультимедийном устройстве «Уравновесь»

Закрепляем полученную теоретическую информацию при помощи игры.

1

Апрель

Урок №8 «Магазины. Реклама»

Познакомить детей с понятием реклама и конкуренция.

1

Ирга на мультимедийном устройств «Магазин»

Закрепляем полученную теоретическую информацию при помощи игры.

1

Май

Урок №9 «Бюджет семьи. Накопления.

Дать понятие – что такое бюджет и из чего он складывается;

1

Урок №10 «Итоги курса»

1

Итого

32

Список литературы1.Методическое пособие АЛМА «Финансовая грамотность»

2.Методическое пособие АЛМА «Финансовая Грамотность детям 3-10 лет». – Санкт-Петербург, АЛМА, 2020. www. myalma.ru

3.Методические рекомендации для педагогических работников по реализации основной образовательной программы дошкольного образования в части экономического воспитания дошкольников. – Москва, 2019.

4.Методические разработки мероприятий (занятий) по финансовой грамотности. – МКУ Методический Центр образовательных организаций Дебесского района, 2020.

5.Картотека конспектов ООД по финансовой грамотности для детей 5-7 лет. – МАДОУ № 18 «Золотая рыбка», Мегион, 2022.