Выпуск № 18 (44) 2020

Менглиева Н.О. Система работы с одаренными детьми дошкольного возраста

«Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и всегда, где и когда

 существуют общественные условия, благоприятные для их развития».

Г.В. Плеханов



Сегодня нашему стремительно развивающемуся обществу требуются люди активные, творческие, коммуникабельные, способные эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, умеющие адаптироваться к меняющимся жизненным условиям. Самой важной задачей в сфере образования является своевременное выявление и обучение талантливой молодежи. Творческие, креативные, неординарно мыслящие, конкурентоспособные, интеллектуально развитые граждане в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Такая молодежь является мощным ресурсом общественного развития, способная обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение.
Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России завтра. Таким образом, работа с одаренными детьми в последнее время очень актуальна. Поэтому миссия государства заключается в поддержке талантливых детей. Сегодня разработана и действует президентская программа "Дети России", где есть раздел "Одаренные дети". На государственном уровне выдвигаются задачи выявления и развития одаренных детей, создание различных типов учебных заведений, учитывающих разные потребности, подготовки научных кадров для работы с одаренными детьми. Работа с одаренными детьми должна сложиться в концепцию, охватывающую все виды одаренности, в непрерывные педагогические процессы, пронизывающие все ступени роста ребенка от дошкольного детства до высшего образования.
В Российской Федерации создана нормативно-правовая база работы с одаренными детьми, которая включает:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства РФ №1726-р от 04.09.2014г. и плана мероприятий по ее реализации (Распоряжение Правительства РФ №729-р от 24.04.2015).
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
- Основные положения «Декларации прав человека», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948.
- Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятые Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.
- Приказ МО РФ от 04 февраля 2010 г. № 271 «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
- Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.
- Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. N 1239 «Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».
- Приказ от 24 февраля 2016 года N 134 «Об утверждении Перечня подлежащих мониторингу сведений о развитии одаренных детей».
Вышеперечисленные нормативные документы определяют меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи. А именно:
- обеспечение нормативно-правового закрепления особых образовательных запросов одаренных детей;
- поддержка и развитие образовательных учреждений, специализирующихся на работе с одаренными детьми;
- создание национального ресурсного центра для работы с одаренными детьми в целях обеспечения диагностики, развития, обучения и психолого-педагогической поддержки одаренных детей;
- создание системы специальной подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми;
- обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.
Так что же такое одаренность, что вкладывается в это понятие? Как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального подхода, изучения и развития?
Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Проблемой одарённости занимались учёные: Г. М. Коджаспирова, М. В. Межиева, В. М. Загвязинский, В. А. Мижериков, К. М. Хоруженко и другие. Б. М. Теплов определил одарённость как «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности».
Одаренным, интеллектуально развитым, талантливым человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложных ситуаций, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим не доступно.
Одаренных детей можно назвать нестандартными детьми. У них свое мнение, своя позиция, которая отличается от общепринятой точки зрения. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям.
Одаренный ребенок – личность неординарная, творческая, разносторонняя. Для работы с такими детьми педагог сам должен обладать определёнными качествами. Он должен, проявляя чуткость и доброжелательность, разбираться в особенностях психологии одарённых детей, чувствовать их потребности и интересы. Педагогу необходимо иметь высокий интеллектуальный уровень, широкий круг интересов и умений, живой и активный характер, личное творческое мировоззрение.
На протяжении нескольких лет своей педагогической деятельности я занимаюсь выявлением, развитием и сопровождением одаренных детей дошкольного возраста. Выявить таких детей не всегда получается быстро и просто. Чаще всего, говоря об одаренных детях, мы имеем в виду детей, опережающих в своем развитии сверстников, необыкновенно легко усваивающих человеческий опыт. Это действительно способные дети. Но есть и другая одаренность. Это одаренность нестандартным видением, креативным подходом к решению задач, нешаблонным мышлением. При этом способности к усвоению могут быть не такие уж выдающиеся, что мешает окружающим вовремя угадать этот дар. Многие талантливые дети на первый взгляд ничем не выделяются. Педагогу необходимо иметь большой опыт, специальные знания и психологическую подготовку, чтобы заметить таких детей в общей массе.
Выявление одаренных детей - продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности с помощью одноразовой одномоментной процедуры тестирования невозможна. Необходимо направлять все усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.
Моя система работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
·           выявление одаренных детей;
·           развитие творческих способностей на занятиях;
·           развитие способностей во внеурочной деятельности (конкурсы, выставки, индивидуальная работа);
·           создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Определив таких ребят в раннем дошкольном возрасте, стараюсь отслеживать их дальнейшее развитие, предпринимать всё возможное для развития их способностей.
Разрабатывая собственную систему работы с одаренными детьми, определила несколько признаков выявления одаренности у воспитанников:
1. Обучаемость (у одаренных детей процесс обучения и усваивания материала чаще происходит быстрее, чем у сверстников)
2. Познавательная потребность (у большинства одаренных детей наблюдается повышенная познавательная потребность)
3. Умение ставить цели (одаренные дети часто вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий. Иногда эти цели носят нереальный характер. Не имея возможности достигнуть их, такие дети начинают переживать, это угнетает их психическую и учебную деятельность, негативно сказывается на настроении и здоровье).
4. Стиль деятельности (у одаренных детей наблюдается своеобразный индивидуальный стиль деятельности, который выражается в склонности «все делать по-своему»)
5. Увлеченность (одаренные дети часто выражают чрезвычайно высокий интерес и увлеченность к определенной сфере деятельности, что не всегда положительно влияет на другие сферы)
6. Протестное поведение (одаренный ребенок зачастую выражает протест, если происходит длительное подавление его потребностей в активности, в демонстрации своих возможностей, лидировании)
7. Борьба за лидерство (в компании сверстников одаренные дети пытаются быть лидерами, а встречая «непринятие» и непонимание его со стороны сверстников, такие дети часто оказываются в изоляции, уходят в себя).
8. Трудности в отношениях со сверстниками (одаренный ребенок зачастую ищет общения с взрослыми людьми, так как сверстники им кажутся несерьезными и неинтересными).
9. Философские проблемы (одаренные дети часто погружаются в философские проблемы. Поиски ответов на эти вопросы «Кто я? И зачем я на этой Земле?» становятся для них главными. Они уделяют много времени размышлениям, у них возникает свое видение мира и это не всегда находит понимание окружающих).
10. Поверхностные знания (на ранних стадиях работы с одаренными детьми можно наблюдать проблему, связанную с поверхностными знаниями. Это объясняется множественностью интересов ребенка, его желанием заниматься всем, к чему возникает интерес)
11. Дисциплинированность (у таких детей отмечается высокий уровень дисциплинированности во всех сферах жизни)
Каждый ребенок талантлив по-своему. Задача педагога – построить образовательный и воспитательный процесс так, чтобы индивидуальные особенности детей, способности, талант, задатки к выдающимся достижениям были замечены, развиты и реализованы.
Поэтому НОД продумываю до мельчайших подробностей, чтобы дети могли проявить все свои творческие способности и таланты. Так, например, дидактические карточки-задания помогают актуализировать знания учащихся, настроить их на творческий поиск. Занятия по изо, лепке и аппликации провожу в интеграции с нетрадиционными техниками рисования. Это доставляет детям множество положительных эмоций, дает новые возможности, а результат от таких занятий удивляет своей непредсказуемостью. Используемые методы работы с одаренными детьми позволяют осуществлять более тонкий индивидуальный подход, раскрывают и развивают внутренний, скрытый личностный потенциал, способствуют более эффективному развитию воображения, фантазии. Стараюсь не сдерживать инициативу детей. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на занятиях значительно расширяет возможности учебной информации. У детей есть возможность погрузиться в мир искусства, побывать в выставочных залах, картинных галереях, в музеях.
А также расширяет возможности воспитанников в их исследовательской деятельности, повышает интерес к народным промыслам, развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.
Такая работа даёт свои положительные результаты. Мои воспитанники из года в год становятся победителями конкурсов, соревнований, марафонов, олимпиад разного уровня.
Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего, повышенное внимание не только педагогов, но и родителей. Я стараюсь уделять большое внимание работе с родителями. Толерантное отношение к оригинальным идеям ребенка, поддержка его начинаний, создание в семье необходимой предметной среды для насыщения его разнообразных интересов, формирование уверенности, обеспечение эмоциональной комфортности, создание атмосферы творчества, являются условиями развития одаренности ребенка в семье.
Работа с родителями в данном направлении включает:
·          Анкетирование;
·          Проведение тематических родительских собраний;
·          Групповые и индивидуальные консультации для родителей;
·          Проведение бесед с родителями по теме: «Создание условий для развития творческих способностей ребенка в семье»;
·          Проведение мастер-классов для родителей;
·          Совместная подготовка выставок детских работ;
·          Проведение совместных итоговых мероприятий.
Практика показала, что можно получить хороший результат, если будет тесное сотрудничество педагога и родителей.
Что делает одаренного ребенка счастливым? Наверное, то же, что делает счастливым всех детей: участие, поддержка, заинтересованность в нем как в личности, возможность испытания новых чувств и переживаний по поводу собственной успешности, радость от решенной трудной задачи, возможность ставить цели, достигать их, и просто мечтать. Очень важно, чтобы наше педагогическое сообщество и все, кто причастен к воспитанию и развитию ребенка, смогли бы создать для способного, одаренного, талантливого и любого ребенка именно такое счастливое для него пространство.

Библиографический список
1. Белова, Е. С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать [Текст]: пособие для воспитателей и родителей.- 3–е изд. / Е. С. Белова. – М.: Московский психолого – социальный институт: Флинта, 2004. - 144 с.
2. Бабаева, Ю.Д. Одаренность детей и подростков. Мысль. 2002.
3. Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. - М.: ГЕОТАР Медиа, 2007.
4. Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.
5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Академический проект, 2007.
6. Полозова Л. А. Работа с одарёнными детьми на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 5. – С. 99–105. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770119.htm.
7. Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность /книга для учителей и родителей/М.: Просвещение, 2000. - 136 с.
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] // http://www.fcpro.ru/.