2023 2022
1 (219) 2023

Киселева О.Н., Потапова Н.А., Полтавская Н.В. ПРОЕКТ «ИГРОВОЙ ЧАС ПО ТЕМЕ «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-7.pdf

Информация о возрастной группе

Возрастная группа – дети 6-7 лет, подготовительная к школе группа. Количество детей - 21 ребёнка, мальчиков – 12, девочек – 9.

Место игровой ситуации в образовательном процессе

Игровые ситуации проводились во время организации игрового часа. Игровой час – это время для возникновения и развертывания игры в совместной деятельности взрослого и ребенка, в самостоятельной деятельности дошкольника. Особенности организации игрового часа:

1. Игровой час проводится во временном промежутке с 10.15 до 12.15 (до 11.00 проходит первая игровая ситуация в игровой зоне группы с использованием строительного материала, дальше дети выходят на улицу и выносится необходимые для оставшихся игр атрибуты), когда все дети присутствуют в группе, поэтому в совместную деятельность включается оптимальное количество дошкольников.

2. В процессе игрового часа предлагаются определенные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные и др.).

3. Тематика игрового часа, в том числе и дидактических игр, зависит от календарно-тематической недели.

4. У дошкольника имеется право выбора участия в разных играх, в зависимости от их интереса к игровой ситуации.

Во время одного игрового часа могут быть предусмотрены разные виды игр, при этом воспитатель должен быть внимателен к настроению детей: непедагогично прерывать игру, если дети активны и их интерес весьма глубок. В то же время не нужно искусственно продолжать игру, если она не вызывает интереса у окружающих.

Предварительно в совместной деятельности педагог с детьми обсуждает:

Ø в какие игры можно поиграть,

Ø какое необходимо игровое оборудование, атрибуты для организации игр,

Ø правила поведения и общения,

Ø распределение ролей в совместной игровой деятельности.

Игровые ситуации реализуют задачи образовательных областей «Социально– коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

План-сценарий сюжета игровой ситуации

Вид: игровой час.

Тема недели: Животные нашей планеты.

Цель: Создать условия для игровой деятельности детей, способствовать проявлению в игре инициативности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в общении; закреплять представление у детей о домашних и диких животных, заботливого отношения к ним.

Возраст: 6-7 лет.

Этап

Методические приемы

Строительная игра «Зоопарк»

Сюжетно– ролевая игра «Больница для животных».

Игра малой подвижности «Покажи животного»

Мотивация к игре

Внесение коробки со строительным материалом, игрушек животных, грузовые машины

Прослушивание отрывка из сказки К.И. Чуковского "Айболит"; ребёнок-врач-ветеринар одевает белых халат, выкладывает медицинские оборудование из медицинского чемодана, ребёнок-медсестра помогает ему и приглашает на прием посетителей.

Педагог вносит яркую коробку, в которой разные картинки животных. Дети по очереди выбирают картинку животного, показывают повадки, остальные пытаются отгадать название животного.

Распределение ролей

Строительство зоопарка в совместной самостоятельной деятельности детей.

Врач-ветеринар, медсестра/ медбрат; хозяева животных и животные (разбить детей парами, в которых дети самостоятельно договариваются, кто кем из них будет).

Все дети по очереди.

Сюжет/

Действие

Дети старшего дошкольного возраста самостоятельно могут рассказать для чего нужен зоопарк, что для экзотических животных и животных нашей страны, с которыми мы могли бы познакомиться нужен дом – «зоопарк». Дети вносят игрушки животных и предлагают построить такой «Зоопарк». В процессе игровой деятельности дети помогают друг другу.

Дети показывают, как необходимо вести прием врача и оказывать медицинскую помощь животному.

Ребенок рассматривает картинку с изображением животного, показывает повадки со звукоподражанием, остальные пытаются отгадать название животного (дополнительно можно дать словесную характеристику внешнего вида животного, сказать, в какой сказке встречается).

Роль педагога

Руководит игрой в начале, далее направляет действия детей (если это необходимо)

Оказывает помощь детям в развёртывании сюжета, если потребуется.

Наблюдатель.

Словесные указания.

Самостоятельная деятельность детей

Выполнение ролей.

Игровое взаимодействие между детьми.

Выполнение ролей.

Игровое взаимодействие между детьми.

Придумывание и показ имитации животного со звукоподражанием.

Речевой материал и описание оборудования, которое требуется для реализации сюжета

Материалы и оборудование: коробка с картинками с изображением домашних и диких животных, наборы строительного материала, мелкие игрушки диких и домашних животных, грузовые машины, коробка, белые халаты, бланки рецептов, медицинское оборудование в медицинском чемодане, конверт с разноцветными кружками – фишками для распределения ролей.

Предварительная работа с детьми старшего возраста:

Ø Беседа с детьми на темы: «В какие игры о животных можно поиграть?», «Правила поведения во время игры»

Ø Подбор атрибутов к играм.

Ø Изготовление пособий в совместной творческой деятельности взрослого и детей

Ø Распределение ролей между детьми.

Ход занятия

Воспитатель вместе с детьми 6-7 лет сидят в кругу. Беседа.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, какая тема этой недели у нас в детском саду?

Дети: Животные нашей планеты.

Воспитатель: Давайте подумаем, в какие игры можно поиграть по теме недели в детском саду?

Ответы детей: «Зоопарк», «Мышеловка», «Больница для животных», «Зоологическое лото», «Покажи животное», «Хитрая лиса», «Домино» и т.д.

Воспитатель: Много предложили игр, но нам сегодня нужно всего три самых интересных игры, в которые мы поиграем.

Дети выбирают три игры.

Дети: «Зоопарк», «Больница для животных», «Покажи животное».

Воспитатель: Нам нужно поделиться на подгруппы и помогут нам в этом цветные фишки. Кто желает поиграть с малышами в игру «Зоопарк» – зелёные, «Больница для животных» – красные, «Покажи животное» – желтые.

По желанию дети выбирают себе соответствующую фишку и делятся по подгруппам.

Воспитатель: Ребята, атрибуты к играм у нас уже готовы. Напоминаю, о правилах поведения в гостях, вы их знаете, просьба их соблюдать.

Воспитатель и дети идут к малышам, взяв с собой атрибуты к играм. Придя в группу, старшие дети здороваются, готовят игровое пространство.

Строительная игра «Зоопарк»

Игровой сюжет.

Дети выставляют коробки со строительным материалом и мелкие игрушки-животных.

Воспитатель: Как вы думаете, какие это животные домашние или дикие?

Дети: Это дикие животные.

Воспитатель: Правильно. Друзья, посмотрите, их много, но им негде жить. Как вы думаете, где можно разместить всех этих животных, да ещё и так, чтобы они не могли поссориться?

Дети: Зоопарк.

Воспитатель: Предлагаю вместе построить для них дом – «Зоопарк». Кто-то будет выкладывать забор, другие строить домики – вольеры для животных, заборы, используя разный строительный материал (в процессе построек дети подвозят кирпичики на машинах, обращают внимание, чтобы всем животным были построены дома, размещают в них животных и обыгрывают постройки).

Чтобы перевести игровую ситуацию к следующему сюжету и выйти из помещения на улицу:

Воспитатель: скажите, а всё ли вы построили для животных?

Дети с уверенностью отвечают, что всё.

Тогда воспитатель предлагает прослушать отрывок из произведения К.И. Чуковского "Айболит", в процессе чтения показывая иллюстрации.

Корней Чуковский

Айболит

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.



Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!



И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!»

И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай, ай!

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!



Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке».

И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки.

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеётся она и кричит:

«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

Воспитатель: Вспомните, как называется это произведение К.И. Чуковского?

Дети: "Айболит".

Воспитатель: Кто такой Айболит?

Дети: Врач, который лечил животных. Ветеринар.

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации, Где доктор Айболит вёл приём своих пациентов?

Дети: На природе. В лесу.

Воспитатель: Вот и мы сейчас продолжим нашу игру на природе - выйдем на нашу площадку. А зоопарк мы пока разбирать не будем и если вам захочется, то вы ещё сможете в него поиграть

Сюжетно-ролевая игра «Больница для животных»

Игровой сюжет.

Дети выходят на улицу на игровую площадку.

С помощью фишек-кружков, где 2 другого цвета, воспитатель помогает выбрать доктора и медсестру, и выбирают место для ветеринарной клиники. Остальные дети разбиваются на пары - хозяева животных и животные, в которых дети самостоятельно договариваются, кто кем из них будет. Некоторые дети выбирают себе игрушку– животного.

Выбранные на роль медицинских работников дети надевают белые халаты, раскладывают медицинские оборудование (градусник, шприцы, бинты, вату, бутылочки, ножницы и т.д.).

Врач: Ребята, у нас открылась «Больница для животных», кто желает, полечить своего друга животного, приходите. А медсестра поможет мне ставить уколы, наносить мазь, забинтовывать раны.

Врач: Здравствуйте, что болит у вашего щенка?

Ребенок: Лапка, он ее порезал.

Врач: Сейчас мы её полечим. Медсестра, наложите на лапу мазь и забинтуйте. Я выпишу рецепт, и вы придете завтра.

Врач: Здравствуйте, что у вас случилось?

Ребенок: У котенка болит живот.

Врач: Я выпишу таблетки, а медсестра сделает укол (медсестра ставит укол, дает таблетки) и т. д.

Воспитатель: Какие вы все молодцы! Наши доктора всех вылечили, а хозяева такие заботливые - вовремя привели своих питомцев к доктору, и животные - старались терпеливо принимать лечение, не капризничали. Я с большим интересом наблюдала за всеми вами, особенно за теми, кто изображал животных - ведь так непросто показать животного.

Игра малой подвижности «Покажи животное»

Игровой сюжет.

Воспитатель: Предлагаю сейчас каждому из вас побыть актёром, но сыграть роль животного, да так, чтобы другие смогли по вашему поведению, по повадкам догадаться, какое это животное. Из коробки вы по очереди будете доставать карточки с изображением животных (кошка, медведь, заяц, волк, ежик, белка) и показывать его повадки. Животное не называть, если остальным будет трудно, то можно сказать, где оно живет, потом как выглядит, в каких сказках встречается.

Дети по очереди вытягивают карточку с изображением разных животных, выходят в круг и показывают, повадки этого животного. Остальные дети отгадывают животное.

РефлексияВ конце проведения совместных игр воспитатель задает вопросы всем детям: «В какие игры вам понравилось играть?», «В какие игры вы еще хотите поиграть в следующий раз?»