2023 2022
2 (220) 2023

Гундорина А.С. СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-1.pdf

В соответствии с ФГОС ДО на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания и образования ребенка. Отдельным разделом в образовательной области «Познавательное развитие» представлено «Сенсорное развитие», которое направлено на формирование у детей всех возрастных групп познавательных интересов и на их интеллектуальное развитие.

Работая в группе раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка. Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию, т. е. сформировать у него перцептивные действия.

Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. Именно ранний дошкольный возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М. Монтессори, О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В.Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б.Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Л. А. Венгер разработал систему дидактических игр по сенсорному воспитанию, которая была направлена на обучение детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, величина, расположение в пространстве). Основой для таких игр служат сформированные представлении о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Игры - занятия, поэтому и относятся к прямому обучению детей с использованием разнообразных игровых приемов.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра как игровой метод обучения рассматривается в двух видах: игра - занятие и дидактические или автодидактические игры. В первом случае ведущая роль принадлежит воспитателю, который для повышения интереса детей к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревновании и др. Использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указаниями, объяснениями, показом.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры.
Развитие сенсорного восприятия в дошкольном возрасте влияет на мышление, речь, эстетическое восприятие окружающего мира, воображение, и как следствие творческие способности ребенка.

Я убедилась, что сенсорному развитию в раннем дошкольном возрасте отводится важнейшее место, однако практический опыт применения дидактических игр предоставлен недостаточно и нуждается в дальнейшей разработке с учётом новейших психолого-педагогических исследований, что подтверждает актуальность выбранной темы. Я стараюсь наполнить сенсорным содержанием все этапы жизнедеятельности детей в детском саду.

В своей работе использую информационно-рецептивный (взаимосвязь и взаимозависимость между деятельностью педагога и ребёнка), репродуктивный (воспроизведение способов деятельности), наглядный, практический методы работы с детьми. В своей группе я проводила дидактические игры: «Определи на ощупь». «Найди предмет указанной формы», «Разноцветные кружки», «Какого цвета не стало?», «Собери гирлянду», «Собери пирамиду» Дидактические игры использую в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности педагога с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей. В группе провела родительское собрание на тему «Путешествие в страну Сенсорику», организовала выставку дидактических игр для родителей, провела консультации: «Сенсорное воспитание детей через дидактические игры», «Как научить ребенка определять цвет».

В процессе работы над темой ознакомилась с методикой проведения дидактических игр в группе раннего возраста. Для повышения собственного уровня знаний по теме самообразования изучаю методическую литературу, журналы «Дошкольное воспитание», «Воспитатель», интернет-ресурсы. Сделала подборку вариантов игр-занятий по сенсорному воспитанию детей первых трёх лет жизни.

Показателем своей работы считаю умение детей использовать простейшие перцептивные действия для сенсорного анализа предметов. Накопление детьми представлений о предметах ближайшего окружения, умение сравнивать, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков, расширение словарного запаса, развитие мелкой моторики рук, что является необходимым для дальнейшего развития и обучения ребёнка в детском саду.

Литература:

1.Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша» «Мозаика – Синтез», 2003 год.

2. Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». Москва, Просвещение 1989год.

3.Веракса Н.Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», ФГОС, «Мозаика – Синтез», 2015 год.