Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-6.pdf
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Совершенствование лексико-грамматического строя речи (составление простых предложений по картине, употребление обобщающих понятий «транспорт», «зимующие птицы», употребление имён существительных в Р.п).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитный набор «Зима», магнитная доска, мультимедийная презентация.
Предварительная работа. Наблюдения за изменениями в природе во время прогулки. Формирование знания признаков зимы.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Создание положительного эмоционального фона).
Дети заходят в кабинет и садятся за стол. Приветствие «Ладошки».
Ладошки вверх, ладошки вниз,
Ладошки набок и сжали в кулачок.
Ладошки вверх подняли
И «здравствуйте» сказали!
Логопед: К нам на занятие пришёл Пёс Барбос.
Пёс Барбос приглашает вас в путешествие. (Дети достают из коробочки автобус, машину, поезд и самолёт). Ребята, что это? (дети называют свой вид транспорта).
Дети: Самолёт. Поезд. Машина. Автобус.
Логопед: А как назвать всё это одним словом?
Дети: Транспорт.
2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).
Логопед: Ой, ребята, Пёс Барбос говорит, что нам пора в путь.
Мы едем-едем-едем
В далёкие края,
И много интересного
Узнаем мы, друзья!
Логопед: А теперь все вместе: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями своего вида транспорта).
Логопед: Выбирайте себе остановку, какая вам понравилась. На обороте обозначена цифра. Итак, первая остановка «Весёлый язычок». У кого остановка с цифрой один? Прикрепи её на доску.
(Артикуляционная гимнастика по презентации).
Логопед: Язычок натренирован, отправляемся дальше.
3. Развитие лексико-грамматических категорий. (Развитие связной речи).
Дети: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями).
Логопед: Следующая остановка – «Маленькие говоруны». Будем много говорить. У кого остановка с цифрой два? Прикрепи её на доску.
Логопед: Пес Барбос загадает вам загадку, слушайте внимательно:
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Логопед: Ребята, назовите приметы зимы.
Самостоятельно выберите картинки, подходящие к зимнему времени года.
(Дети работают с магнитным набором «Зима», в этот момент играет музыка П.И.Чайковского «Танец Феи Драже»)
Пёс Барбос: Составьте предложения по картине.
-А каких зимующих птиц вы знаете?
Выберите из птиц только зимующих. Кто это, назовите. (Снегирь, синица, воробей, дятел, ворона, сорока, свиристель-показ картинок).
Логопед: Пёс Барбос предлагает нам поиграть с птицами.
Игра «Кого не стало?» (Разложить картинки птиц, по очереди убирать).
Игра «Один-много» (назвать всех птиц, дети говорят по очереди).
Игра «Четвёртый лишний» (птицы – домашняя птица, птицы – животное, птицы – насекомое. Кто согласен, хлопнет в ладошки).
Логопед. Молодцы! Ребята, зимой на улице холодно. Давайте представим, что мы замерзли на прогулке. Что мы будем делать, чтобы согреться?
Логопед: Поэтому следующая остановка – «Физминутка». У кого остановка с цифрой три? Прикрепи её на доску.
4. Физкультурная пауза. Упражнение «Как зайки грелись». (Координация речи с движением). Пёс Барбос тоже участвует.
Логопед приглашает детей на ковер и делает упражнение вместе с ними.
Спрятались зайчата под пушистой ёлкой (показывают «ушки» указательными и средними пальцами).
Только очень зябко стало малышам (обнимают плечи руками).
Чтобы не замёрзнуть, нужно пробежаться (бегаем по кругу)
Поднимая лапки прямо к животам.
Тише, волк услышит (прижимают указательный пальчик ко рту)! Ходим на носочках, а потом на пятках (идём на носочках)
И бегом домой (бежим на свои места)!
5. Развитие фонематических представлений.
Логопед: А мы вместе с Барбосом отправляемся к следующей остановке – «Чудесные звуки». У кого остановка с цифрой четыре?
Дети: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями).
Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, когда услышите звук [а].
Поднимите свой транспорт, когда услышите звук [у].
Игра «Угадай звук»: логопед беззвучно произносит гласные звуки, дети определяют их по беззвучной артикуляции.
Логопед: Ай да молодцы!
6. Окончание занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
Логопед: Что вам сегодня было самым интересным на занятии? Почему?
-Вы очень хорошо рассказали о том, что вам было интересно. А мне и Барбосу очень понравилось, как вы занимались. Молод цы! Пёс Барбос приготовил вам витаминки!
Прощание в конце занятия:Все дети дружно встают в круг, кладут правую руку на левое плечо («от сердца, от души») и говорят традиционные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Совершенствование лексико-грамматического строя речи (составление простых предложений по картине, употребление обобщающих понятий «транспорт», «зимующие птицы», употребление имён существительных в Р.п).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Магнитный набор «Зима», магнитная доска, мультимедийная презентация.
Предварительная работа. Наблюдения за изменениями в природе во время прогулки. Формирование знания признаков зимы.
Ход занятия
1. Организационный момент. (Создание положительного эмоционального фона).
Дети заходят в кабинет и садятся за стол. Приветствие «Ладошки».
Ладошки вверх, ладошки вниз,
Ладошки набок и сжали в кулачок.
Ладошки вверх подняли
И «здравствуйте» сказали!
Логопед: К нам на занятие пришёл Пёс Барбос.
Пёс Барбос приглашает вас в путешествие. (Дети достают из коробочки автобус, машину, поезд и самолёт). Ребята, что это? (дети называют свой вид транспорта).
Дети: Самолёт. Поезд. Машина. Автобус.
Логопед: А как назвать всё это одним словом?
Дети: Транспорт.
2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).
Логопед: Ой, ребята, Пёс Барбос говорит, что нам пора в путь.
Мы едем-едем-едем
В далёкие края,
И много интересного
Узнаем мы, друзья!
Логопед: А теперь все вместе: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями своего вида транспорта).
Логопед: Выбирайте себе остановку, какая вам понравилась. На обороте обозначена цифра. Итак, первая остановка «Весёлый язычок». У кого остановка с цифрой один? Прикрепи её на доску.
(Артикуляционная гимнастика по презентации).
Логопед: Язычок натренирован, отправляемся дальше.
3. Развитие лексико-грамматических категорий. (Развитие связной речи).
Дети: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями).
Логопед: Следующая остановка – «Маленькие говоруны». Будем много говорить. У кого остановка с цифрой два? Прикрепи её на доску.
Логопед: Пес Барбос загадает вам загадку, слушайте внимательно:
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Логопед: Ребята, назовите приметы зимы.
Самостоятельно выберите картинки, подходящие к зимнему времени года.
(Дети работают с магнитным набором «Зима», в этот момент играет музыка П.И.Чайковского «Танец Феи Драже»)
Пёс Барбос: Составьте предложения по картине.
-А каких зимующих птиц вы знаете?
Выберите из птиц только зимующих. Кто это, назовите. (Снегирь, синица, воробей, дятел, ворона, сорока, свиристель-показ картинок).
Логопед: Пёс Барбос предлагает нам поиграть с птицами.
Игра «Кого не стало?» (Разложить картинки птиц, по очереди убирать).
Игра «Один-много» (назвать всех птиц, дети говорят по очереди).
Игра «Четвёртый лишний» (птицы – домашняя птица, птицы – животное, птицы – насекомое. Кто согласен, хлопнет в ладошки).
Логопед. Молодцы! Ребята, зимой на улице холодно. Давайте представим, что мы замерзли на прогулке. Что мы будем делать, чтобы согреться?
Логопед: Поэтому следующая остановка – «Физминутка». У кого остановка с цифрой три? Прикрепи её на доску.
4. Физкультурная пауза. Упражнение «Как зайки грелись». (Координация речи с движением). Пёс Барбос тоже участвует.
Логопед приглашает детей на ковер и делает упражнение вместе с ними.
Спрятались зайчата под пушистой ёлкой (показывают «ушки» указательными и средними пальцами).
Только очень зябко стало малышам (обнимают плечи руками).
Чтобы не замёрзнуть, нужно пробежаться (бегаем по кругу)
Поднимая лапки прямо к животам.
Тише, волк услышит (прижимают указательный пальчик ко рту)! Ходим на носочках, а потом на пятках (идём на носочках)
И бегом домой (бежим на свои места)!
5. Развитие фонематических представлений.
Логопед: А мы вместе с Барбосом отправляемся к следующей остановке – «Чудесные звуки». У кого остановка с цифрой четыре?
Дети: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями).
Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, когда услышите звук [а].
Поднимите свой транспорт, когда услышите звук [у].
Игра «Угадай звук»: логопед беззвучно произносит гласные звуки, дети определяют их по беззвучной артикуляции.
Логопед: Ай да молодцы!
6. Окончание занятия.
Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.
Логопед: Что вам сегодня было самым интересным на занятии? Почему?
-Вы очень хорошо рассказали о том, что вам было интересно. А мне и Барбосу очень понравилось, как вы занимались. Молод цы! Пёс Барбос приготовил вам витаминки!
Прощание в конце занятия:Все дети дружно встают в круг, кладут правую руку на левое плечо («от сердца, от души») и говорят традиционные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»