2023 2022
2 (220) 2023

Торгаева О.А. КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЗИМА»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 2 (220) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/220-6.pdf

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Совершенствование лексико-грамматического строя речи (составление простых предложений по картине, употребление обобщающих понятий «транспорт», «зимующие птицы», употребление имён существительных в Р.п).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, фонематических представлений, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитный набор «Зима», магнитная доска, мультимедийная презентация.

Предварительная работа. Наблюдения за изменениями в природе во время прогулки. Формирование знания признаков зимы.

Ход занятия

1. Организационный момент. (Создание положительного эмоционального фона).

Дети заходят в кабинет и садятся за стол. Приветствие «Ладошки».

Ладошки вверх, ладошки вниз,

Ладошки набок и сжали в кулачок.

Ладошки вверх подняли

И «здравствуйте» сказали!

Логопед: К нам на занятие пришёл Пёс Барбос.

Пёс Барбос приглашает вас в путешествие. (Дети достают из коробочки автобус, машину, поезд и самолёт). Ребята, что это? (дети называют свой вид транспорта).

Дети: Самолёт. Поезд. Машина. Автобус.

Логопед: А как назвать всё это одним словом?

Дети: Транспорт.

2. Артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики).

Логопед: Ой, ребята, Пёс Барбос говорит, что нам пора в путь.

Мы едем-едем-едем

В далёкие края,

И много интересного

Узнаем мы, друзья!

Логопед: А теперь все вместе: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями своего вида транспорта).

Логопед: Выбирайте себе остановку, какая вам понравилась. На обороте обозначена цифра. Итак, первая остановка «Весёлый язычок». У кого остановка с цифрой один? Прикрепи её на доску.

(Артикуляционная гимнастика по презентации).

Логопед: Язычок натренирован, отправляемся дальше.

3. Развитие лексико-грамматических категорий. (Развитие связной речи).

Дети: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями).

Логопед: Следующая остановка – «Маленькие говоруны». Будем много говорить. У кого остановка с цифрой два? Прикрепи её на доску.

Логопед: Пес Барбос загадает вам загадку, слушайте внимательно:

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал? (зима)

Логопед: Ребята, назовите приметы зимы.

Самостоятельно выберите картинки, подходящие к зимнему времени года.

(Дети работают с магнитным набором «Зима», в этот момент играет музыка П.И.Чайковского «Танец Феи Драже»)

Пёс Барбос: Составьте предложения по картине.

-А каких зимующих птиц вы знаете?

Выберите из птиц только зимующих. Кто это, назовите. (Снегирь, синица, воробей, дятел, ворона, сорока, свиристель-показ картинок).

Логопед: Пёс Барбос предлагает нам поиграть с птицами.

Игра «Кого не стало?» (Разложить картинки птиц, по очереди убирать).

Игра «Один-много» (назвать всех птиц, дети говорят по очереди).

Игра «Четвёртый лишний» (птицы – домашняя птица, птицы – животное, птицы – насекомое. Кто согласен, хлопнет в ладошки).

Логопед. Молодцы! Ребята, зимой на улице холодно. Давайте представим, что мы замерзли на прогулке. Что мы будем делать, чтобы согреться?

Логопед: Поэтому следующая остановка – «Физминутка». У кого остановка с цифрой три? Прикрепи её на доску.

4. Физкультурная пауза. Упражнение «Как зайки грелись». (Координация речи с движением). Пёс Барбос тоже участвует.

Логопед приглашает детей на ковер и делает упражнение вместе с ними.

Спрятались зайчата под пушистой ёлкой (показывают «ушки» указательными и средними пальцами).

Только очень зябко стало малышам (обнимают плечи руками).

Чтобы не замёрзнуть, нужно пробежаться (бегаем по кругу)

Поднимая лапки прямо к животам.

Тише, волк услышит (прижимают указательный пальчик ко рту)! Ходим на носочках, а потом на пятках (идём на носочках)

И бегом домой (бежим на свои места)!

5. Развитие фонематических представлений.

Логопед: А мы вместе с Барбосом отправляемся к следующей остановке – «Чудесные звуки». У кого остановка с цифрой четыре?

Дети: Еду-еду-еду я, где остановочка моя? (речь сопровождается движениями).

Игра «Поймай звук». Хлопните в ладоши, когда услышите звук [а].

Поднимите свой транспорт, когда услышите звук [у].

Игра «Угадай звук»: логопед беззвучно произносит гласные звуки, дети определяют их по беззвучной артикуляции.

Логопед: Ай да молодцы!

6. Окончание занятия.

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии.

Логопед: Что вам сегодня было самым интересным на занятии? Почему?

-Вы очень хорошо рассказали о том, что вам было интересно. А мне и Барбосу очень понравилось, как вы занимались. Молод цы! Пёс Барбос приготовил вам витаминки!

Прощание в конце занятия:Все дети дружно встают в круг, кладут правую руку на левое плечо («от сердца, от души») и говорят традиционные слова:

«Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!»