Выпуск № 10 (85) 2021

Трофимова С.В. Комплексное занятие для детей с ОНР III уровня по теме «Новогодняя елочка»

Цель: Закрепление представлений о новогоднем празднике. Формировать практические умения, используя нетрадиционные методы
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами). Учить детей создавать новогоднюю ёлку используя методы крупотерапии, пластилинотерапии.
Коррекционно-развивающие:
Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, координации речи с движением.
Коррекционно - воспитательные:
Воспитывать у детей умение радоваться результату деятельности, положительное эмоциональное отношение к предстоящему празднику, любовь и уважение к природе. Продолжать формировать навыки самостоятельности, аккуратности.
Оборудование:
- основа для изготовления «елочки» - картонный шаблон елки, материал для украшения (крупы: горох, фасоль, гречка; шариковый и восковый пластилин), цветовая схема, клей, кисточка, клеенка, мандарины, еловая веточка.
Ход занятия:
I.         Орг. момент.
Дефектолог (Д) –
Встаньте деточки в кружок,
И послушайте стишок.
Повторяйте все за мной,
Все фигуры до одной.
- Утром дети удивились, (прикасаются ладонями к щекам (эмоция удивление»)
Что за чудеса случились? (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Этой ночью новогодней ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад: в ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках. (скрещивают расправленные ладони вместе в запястье, растопыривают и шевелят пальчиками)
Д.: Молодцы ребята! Вы внимательно слушали ушками, смотрели глазками и поэтому правильно выполняли все движения.
Д.: А теперь отгадайте загадку:
Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная, на Новый год я - главная. (Елка)
Д.: Правильно! Елка!
Основная часть
1.       Упражнение «Запах Нового года».
Д. (дает детям мандарины, а затем еловую веточку)
- Какой к нам приближается праздник?
Дети. Праздник «Новый год».
Д.: Правильно! Праздник «Новый год».
А вы знаете, что Новый год имеет сой запах - запах мандаринов и елки. Давайте понюхаем мандарин (веточку) вот так: делаем глубокий вдох носом, не поднимая плечи, а на выдохе произносит фразу «Ах, как пахнет!»
2.       Игра «Большой и маленький».
Д. (ставит на стол игрушечные (искусственные) елки)
Ребята, посмотрите на елки и сравните их.
Дети. Одна елка большая, а другая маленькая.
Д.: Расскажите, какие эти елки. Каждый из вас должен составить одно предложение. Например: «Большая елка зеленая, а маленькая елочка зелененькая».
1-й ребенок. Большая елка пушистая, а маленькая елочка пушистенькая.
2-й ребенок. Большая елка колючая, а маленькая елочка колюченькая.
3-й ребенок. Большая елка душистая, а маленькая елочка душистенькая.
4-й ребенок. Большая елка мохнатая, а маленькая елочка мохнатенькая.
Д. (ставит на стол контейнер с новогодними игрушками для большой и маленькой елок. Вешает большой красный шар на большую елку, а маленький красненький шарик на маленькую елочку.)
- А теперь давайте украсим елку и елочку. Вы будете вешать большую игрушку на большую елку и маленькую игрушечку на маленькую елочку и составлять предложение. Например: «Я повесил на большую елку красный шар, а на маленькую елочку красненький шарик».
1-й ребенок. Я украсил большую елку большой, голубой сосулькой, а маленькую елочку — маленькой, голубенькой сосулечкой.
Аналогично составляют предложения остальные дети со словами: звезда, шишка, гирлянда.
3.       Динамическая пауза. «Вот студеною зимой»
Вот студеною зимой (Дети машут руками.)
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками)
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают)
Даже хитрая лиса притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками)
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны)
Скачет по полю лиса. (Прыжки)
Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба)
И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы)
4.       Практическое занятие «Моя елочка»
Д.: Елка наряжается,
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет!
Сегодня на занятии мы сами сделаем елочку своими руками и украсим ее. Каждый год к Новому году срубают очень много ёлок. А так хочется, чтобы люди сохранили жизнь живой природе, деревьям.
(Дети выполняют задание под музыку. Изображение елочки выполняется способом разглаживания указательными пальцами зеленым восковым пластилином, гирлянды- шариковым пластилином: раскатываем в руках, затем разглаживаем на елочке. Цвет верхних трех гирлянд подбирается в соответствии с цветовой схемой, четвертая – самостоятельно. Новогодние шары, звезду, ствол елки выделяем горохом, фасолью, гречкой, приклеивая их на детали шаблона. Следить за тем, чтобы использованный материал не выходили за его контуры.)
5.       Окончание занятия.
Д.: Вы изготовили не только новогоднюю ёлочку, но и украсили ее (рис. 1).
По просьбе дефектолога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Какое задание вызвало затруднение, а какое далось легко.
Д. оценивает деятельность каждого ребенка.
Рис. 1. Новогодняя елочка

Библиографический список
1.       Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: Детство-пресс, 2007. 704 с.
2.       Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: Детство-пресс, 2004. 528 с.
3.       Тарарина Е.В. Практикум по арт-терапии в работе с детьми М.: Вариант, 2019. 250 с.