Трофимова С.В. Комплексное занятие для детей с ОНР III уровня по теме «Новогодняя елочка»
Цель: Закрепление представлений о новогоднем празднике. Формировать практические умения, используя нетрадиционные методы Задачи: Коррекционно - образовательные: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, образование прилагательных и существительных с уменьшительными суффиксами). Учить детей создавать новогоднюю ёлку используя методы крупотерапии, пластилинотерапии. Коррекционно-развивающие: Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, координации речи с движением. Коррекционно - воспитательные: Воспитывать у детей умение радоваться результату деятельности, положительное эмоциональное отношение к предстоящему празднику, любовь и уважение к природе. Продолжать формировать навыки самостоятельности, аккуратности. Оборудование: - основа для изготовления «елочки» - картонный шаблон елки, материал для украшения (крупы: горох, фасоль, гречка; шариковый и восковый пластилин), цветовая схема, клей, кисточка, клеенка, мандарины, еловая веточка. Ход занятия: I. Орг. момент. Дефектолог (Д) – Встаньте деточки в кружок, И послушайте стишок. Повторяйте все за мной, Все фигуры до одной. - Утром дети удивились, (прикасаются ладонями к щекам (эмоция удивление») Что за чудеса случились? (разводят руки в стороны, подняв плечи) Этой ночью новогодней ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы) А увидели парад: в ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга) Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза) А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши) Пушистая, в иголочках. (скрещивают расправленные ладони вместе в запястье, растопыривают и шевелят пальчиками) Д.: Молодцы ребята! Вы внимательно слушали ушками, смотрели глазками и поэтому правильно выполняли все движения. Д.: А теперь отгадайте загадку: Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, на Новый год я - главная. (Елка) Д.: Правильно! Елка! Основная часть 1. Упражнение «Запах Нового года». Д. (дает детям мандарины, а затем еловую веточку) - Какой к нам приближается праздник? Дети. Праздник «Новый год». Д.: Правильно! Праздник «Новый год». А вы знаете, что Новый год имеет сой запах - запах мандаринов и елки. Давайте понюхаем мандарин (веточку) вот так: делаем глубокий вдох носом, не поднимая плечи, а на выдохе произносит фразу «Ах, как пахнет!» 2. Игра «Большой и маленький». Д. (ставит на стол игрушечные (искусственные) елки) Ребята, посмотрите на елки и сравните их. Дети. Одна елка большая, а другая маленькая. Д.: Расскажите, какие эти елки. Каждый из вас должен составить одно предложение. Например: «Большая елка зеленая, а маленькая елочка зелененькая». 1-й ребенок. Большая елка пушистая, а маленькая елочка пушистенькая. 2-й ребенок. Большая елка колючая, а маленькая елочка колюченькая. 3-й ребенок. Большая елка душистая, а маленькая елочка душистенькая. 4-й ребенок. Большая елка мохнатая, а маленькая елочка мохнатенькая. Д. (ставит на стол контейнер с новогодними игрушками для большой и маленькой елок. Вешает большой красный шар на большую елку, а маленький красненький шарик на маленькую елочку.) - А теперь давайте украсим елку и елочку. Вы будете вешать большую игрушку на большую елку и маленькую игрушечку на маленькую елочку и составлять предложение. Например: «Я повесил на большую елку красный шар, а на маленькую елочку красненький шарик». 1-й ребенок. Я украсил большую елку большой, голубой сосулькой, а маленькую елочку — маленькой, голубенькой сосулечкой. Аналогично составляют предложения остальные дети со словами: звезда, шишка, гирлянда. 3. Динамическая пауза. «Вот студеною зимой» Вот студеною зимой (Дети машут руками.) Ветер дует ледяной И вздымает снега тучу. (Дети выполняют круговые движения руками) Он суровый и могучий. Зайцы прячутся в кустах. (Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают) Даже хитрая лиса притаилась и сидит, Ну а снег летит, летит. (Дети машут руками) Но утихла злая вьюга, Солнце светит в небесах. (Потягивания — руки в стороны) Скачет по полю лиса. (Прыжки) Ну а мы чуть-чуть пройдемся (Ходьба) И домой к себе вернемся. (Дети садятся за столы) 4. Практическое занятие «Моя елочка» Д.: Елка наряжается, Праздник приближается. Новый год у ворот, Ребятишек елка ждет! Сегодня на занятии мы сами сделаем елочку своими руками и украсим ее. Каждый год к Новому году срубают очень много ёлок. А так хочется, чтобы люди сохранили жизнь живой природе, деревьям. (Дети выполняют задание под музыку. Изображение елочки выполняется способом разглаживания указательными пальцами зеленым восковым пластилином, гирлянды- шариковым пластилином: раскатываем в руках, затем разглаживаем на елочке. Цвет верхних трех гирлянд подбирается в соответствии с цветовой схемой, четвертая – самостоятельно. Новогодние шары, звезду, ствол елки выделяем горохом, фасолью, гречкой, приклеивая их на детали шаблона. Следить за тем, чтобы использованный материал не выходили за его контуры.) 5. Окончание занятия. Д.: Вы изготовили не только новогоднюю ёлочку, но и украсили ее (рис. 1). По просьбе дефектолога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Какое задание вызвало затруднение, а какое далось легко. Д. оценивает деятельность каждого ребенка. Рис. 1. Новогодняя елочка
Библиографический список 1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. СПб.: Детство-пресс, 2007. 704 с. 2. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб.: Детство-пресс, 2004. 528 с. 3. Тарарина Е.В. Практикум по арт-терапии в работе с детьми М.: Вариант, 2019. 250 с.