2023 2022
1 (219) 2023

Лапшина Н.В. ОСТРОВ СОКРОВИЩ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ «ЛАБИРИНТ»

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf

Цель: раскрытие педагогического потенциала спортивного ориентирования в качестве здоровьесберегающей технологии применительно к условиям ДОУ, популяризация этого вида спорта в рамках вопроса преемственности.

Задачи приоритетной образовательной области:

Физическое развитие:

· Продолжать охранять и укреплять здоровье детей;

· Развивать у дошкольников ориентировку в пространстве, силу, ловкость, смелость, быстроту, гибкость;

· Формировать мотивацию к занятию физической культурой и спортом;

· Воспитывать внимание, дружеские взаимоотношения.

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

Познавательное развитие:

· Развивать умение читать карту;

· Знакомство с морскими обитателями.

Речевое развитие:

· Знакомство с атрибутикой пиратской экипировки.

· Работа с ассоциациями.

Социально-коммуникативное развитие:

· Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками во время занятия;

· Развивать общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

· Формировать основы безопасного поведения на спортивной площадке.

Планируемые результаты НОД:

· Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;

· Ребенок проявляет любознательность;

· Ребенок может следовать правилам в разных видах деятельности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика;

· Он подвижен, вынослив, владеет различными видами движений, может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УД:

· Коммуникативные- умение слушать и отвечать на вопрос; участвовать в совместной деятельности.

· Познавательные- умение ориентироваться по условным обозначениям; выделять существенные признаки объектов.

· Регулятивные- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

· Личностные- умение оценивать собственную деятельность и свои возможности.

Используемое оборудование:

Колья (для выставления ориентиров лабиринта) и призмы (для обозначения станций), распечатанные картинки для станций; аудио-проигрыватель, музыкальный трек «Пираты»; картонная коробка, бумажная лента, мишура, картинка для коробки «Пират»; одна карта с номерами для воспитателя; карты без номеров, бечевки (для связывания карт в свитки) и пластиковые бутылки с крышками и широким горлышком по количеству участников; зашифрованный пазл с посланием, разрезанная на несколько частей по числу участников; пальчиковые краски (можно заменить на фломастеры или цветные карандаши) для отмечания детей на станциях с подсказками – 7 разных цветов; пластиковые ведерки с песком по количеству участников, шоколадные монеты по количеству участников; банданы и аквагрим (по желанию).

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Вводная часть (10 минут)

Цель: создать положительный настрой, замотивировать на образовательную деятельность.

Цель: включение в образовательную деятельность.

На станциях представлены иллюстрации пиратской тематики.

Воспитатель собирает вокруг себя детей.

Воспитатель приветствует детей: «Здравствуйте, дети!»

Дети здороваются в ответ.

Воспитатель обращает внимание на коробку и спрашивает: «Ребята, посмотрите, а что это такое?»,

Внутри коробки находится мишура и бутылки.

Внутри каждой бутылки находится карта и 1 часть зашифрованного послания-пазла.

Дети подходят к предмету, рассматривают его и отвечают (коробка)

(Воспитатель обращает внимание на изображение на коробке)

- «Ребята, как вы думаете, от кого эта коробка?».

Дети предлагают свои варианты и угадывают, что это посылка от пиратов.

В.: «Как вы думаете, что внутри?».

(На данном этапе очень важно выслушать всех детей, тем самым воспитатель инициирует активность ребёнка и настраивает его на игровой лад.)

Дети поочередно называют свои варианты

В.: предлагает детям

самостоятельно открыть коробку.

Дети открывают коробку и в мишуре находят закрытые бутылки.

В.:- «Ребята, а что это такое?»

Предположительно дети отвечают воспитателю, что это бутылки с посланиями.

Воспитатель:

-Мододцы ребята!

Воспитатель продолжает рассказывать:

-»В древние времена, когда еще не было современных способов передачи посланий, мореплаватели и пираты, оставленные на необитаемом острове, писали записки и отправляли их в закупоренных бутылках. Они бросали их в море и надеялись, что однажды бутылку прибьёт к берегу, и их послания будут прочитаны.

-А как же мы с Вами прочитаем, какое послание отправили нам пираты?

Предположительно внимательно слушают.

Ответы детей, предположительно догадываются, что нужно открыть бутылки и собрать пазл

Дети принимаются за работу.

В. читает послание:

-«Приветствую тебя, искатель приключений!

Я долго плавал по морям и океанам.

Со своей командой пиратов я нашел несметные богатства.

Я поместил их в сундук и зарыл его на одном из островов.

Я приставил стражника охранять сокровища, но ключ от сундука потерялся.

Говорят, что дубликат ключа можно найти на одном из морских островов. Поможете мне отыскать его?

В благодарность я подарю Вам уникальные золотые монеты.

Перед вами карта сокровищ, с ее помощью Вы можете отыскать нужный остров. Удачи! Пират Джон Сильвер.»

-Да!

Ребята, а как мы с Вами, можем помочь капитану?

-«А что же нам нужно найти?»

Дети активно предлагают свои версии.

Предположительно дети вспоминают и отвечают (ключ)

Воспитатель задает детям вопрос: «Ну что, ребята, отправимся за сокровищами?»

-Да! Поможем!

Воспитатель: «А, чтобы отправиться в настоящее путешествие за сокровищами, нам надо стать похожими на пиратов. Кто знает, как они выглядели?»

Дети перечисляют внешние признаки пиратов.

Воспитатель: «Перед вами, ребята, находятся настоящие пиратские повязки. Что же нам сделать, чтобы стать похожими на пиратов?».

Звучит трек «Пираты».

Головные уборы, повязка на глаз и платки располагаются на разных столах в разных сторонах. В процессе их выбора, дети будут двигаться под быструю музыку, тем самым разминаясь перед игрой.

В это время воспитатель помогает детям надеть повязки (платки или банданы) на голову или повязать их на руку/шею.

Воспитатель: «Теперь вы – настоящие пираты! Ну что, пираты, готовы отправиться в путешествие за сокровищами?»

Ответ детей (переодеться в пиратов)

Дети бегают и выбирают тот предмет, который хотели бы одень на себя.

Дети отвечают утвердительно: -Да!

Основная часть: 15 минут

Воспитатель объясняет детям правила прохождения лабиринта: «Пираты, у каждого из вас в руках находится карта. Перед вами бушующее море (в это время рукой показывает на лабиринт).

Это море представляет собой точную копию вашей карты - на нём есть острова, рифы и свои обитатели.

Посмотрите на карту: на ней нарисованы овалы.

Это и есть острова. Именно по ним вы найдете путь к сундуку сокровищ.

На островах есть подсказки, чтобы найти ключ.

Для того, чтобы помочь капитану Джону Сильверу,

Вам необходимо найти ключ от сундука и отдать его стражнику. Чтобы заполучить ключ надо пройти несколько испытаний!

Стражник будет ждать Вас.

В благодарность за найденный ключ, стражник укажет Вам место, где зарыта золотая монета.

Искать ключ помогут подсказки, которые Вы найдете на островах.

На каждом острове с подсказкой, есть краска (фломастер/карандаш).

Вам необходимо раскрасить овал пройденного острова с подсказкой на своей карте этой краской (или поставить галочку в случае, если вместо красок используются фломастеры или карандаши).

Вам нужно собрать 7 разных цветов и решить 7 разных загадок, прежде чем идти к ключу.

Самое главное, это выполнять все упражнения, которые Вам встретятся.

А поможет Вам в Вашем путешествии красавица морей, которая славится своим рыбьим хвостом и умением петь дивные песни.

Воспитатель уточняет, что у Вас в карте заданное направление (т.е. пункты собираем по порядку1,2,3,4,5,6,7)

Отправляйтесь к ней за первой подсказкой» (К русалке).

Предположительно внимательно слушают

Предположительно смотрят на карту

Бегут к станции русалка

Разгадав загадку, дети отправляются искать остров под номером 1.

· На станции 1 прикреплена записка с загадкой:

«Он - повелитель всех морей,

чудовищ не было ещё страшней!

Свои большие щупальцы он раздвигает

и корабли с лица земли сметает».

· Затем они направляются на станцию 2.

Там прикреплена загадка: «Если он на дне лежит, судно вдаль не побежит».

-Молодцы ребята, так держать! Бежим дальше?

· Затем они направляются на станцию 3.

На станции 3 прикреплена загадка: «По волнам дворец плывет, на себе людей везет» (корабль)

· Затем дети отправляются на станцию 4, на ней прикреплена записка: «острая помощница любого пирата, грабит он с ней корабли и фрегаты».

· отправляются на станцию 5. На ней прикреплена записка: «Стреляет ядром, гремит, будто гром» (пушка).

· На станции 6 прикреплена записка:

· «С плавниками, но не рыбка. Считать его рыбкой - большая ошибка».

· На станции 7 прикреплена записка: «Поздравляю! Ты проплыл все нужные острова. Посмотри на свою карту и, если у тебя меньше 7 раскрашенных квадратов, отправляйся снова к русалке и попробуй пройти всё заново; а если у тебя все 7 раскрашенных кругов разных цветов - плыви на остров с ключом».

· Дети отправляются на остров 8, где их ждут ключи (распечатанные маленькие картинки). Количество ключей должно совпадать с количеством участников.

· Каждый ребёнок берёт себе один ключ и воспитатель читает записку на станции: «Молодец! Ты нашел ключ от сундука. Плыви к сундуку и отдай ключ стражнику».

Предположительно дети понимают, что речь идет о гигантском осьминоге, или Кракене.

Предположительно ребята понимают, что речь идёт о якоре

-Да!

Дети отгадывают, что это корабль

Дети угадывают, что это сабля

Дети угадывают, что это пушка.

Дети угадывают, что это дельфин.

Дети отправляются на финиш

На финише уже стоит стражник (воспитатель). Стражник предлагает детям выполнить минифиз-минутку:

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись

(Выпрямится)

(Ходьба на месте)

(Руки поднять вверх)

(Прогнуться назад, руки

положить за голову)

Заключительная часть: 5 минутКогда все дети нашли монеты,

воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит:

«Что для вас сегодня было самым интересным? Что вы делали с удовольствием?»

Воспитатель: «Опишите свое настроение цветом/ погодой/ временем года и т.п.»

Отвечают на 2 вопроса,

Предположительно описывают свое настроение

Воспитатель:

«Вот и подошло к концу наше морское путешествие. Спасибо вам, пираты! Вы смело и отважно прошли все испытания и помогли капитану Джону Сильверу.

Скажите, нам удалось достичь поставленной цели?

А теперь подошло время прощаться.

До свиданья, ребята!»

(Дети предположительно отвечают и объясняют почему)

Дети прощаются с воспитателем