Выпуск № 30 (105) 2021

Горничева А.В., Емельянова О.А., Лыкова А.И. Краткосрочный проект «Масленица широкая»

Конспект занятия на тему "Масленица"
Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.
Участники проекта: воспитатели, дети
Сроки реализации проекта: с 1 по 14 марта 2021 г.Возраст детей: 4-7 лет.
Актуальность проекта:
Внедрение метода проектов в воспитательный процесс дошкольного образования обеспечивает у детей развитие любознательности, уверенности в себе, умения самостоятельно мыслить, фантазировать; помогает наполнить жизнь детей интересными делами, яркими впечатлениями, радостью творчества. Любая тема в проекте рассматривается всесторонне. Дети с удовольствием включатся в совместную деятельность, предлагают свои способы решения проблем. Знания, полученные таким способом, запоминаются надолго. Это происходит благодаря тому, что в проекте интегрируются различные образовательные области, виды детской деятельности, формы работы с детьми.
Тема проекта «Широкая масленица» является актуальной. Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям.

Цель:
Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица).
Задачи:
Обучающие
• Расширять представления детей о русском обрядовом празднике«Масленица»;
• Познакомить с различными жанрами устного народного творчества.
Развивающие
• Развивать коммуникативные способности;
• Развивать память, мышление, внимание;
• Развивать интерес к русским народным традициям;
• Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.
Воспитательные
• Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях;
• Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа;
• Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Формы реализации проекта:
• Беседы по теме;
• Совместная творческая деятельность;
• Создание творческих работ детей;
• Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр;
• Чтение стихотворений, художественных произведений;
• Тематическое занятие.
Этапы реализации проекта
Подготовительный:
• Разработка содержания проекта, составление плана работы;
• Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие);
• Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр;
• Подбор материалов для продуктивной деятельности;
• Заучивание закличек, частушек;
Основной:
• Проведение тематического занятия;
• Художественно-творческая деятельность.
• Разучивание масленичных частушек, русских народных песен, закличек;
• Чтение художественных произведений по теме.
• Прослушивание музыкальных композиций.
Заключительный:
• Оформление выставки продуктов детской деятельности «Масленица»; •
Приготовление блинов для чаепития;
Чтение с детьми художественных произведений по теме «Масленица».
Тематическое планирование:
Тематическое занятие «Госпожа Масленица»
Разучивание масленичных частушек Народная игра - забава «Карусель»
Чтение стихотворения
Д. Кузнецова «Блины»
Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись)
Народная игра – забава «Петушки»
Изготовление «Масленичного солнышка»
Народная игра – забава «Лощадки»
Хороводная игра «Печем блины»
Слушание песни «Ой, блины, мои блины»
Народная игра - забава «Кто быстрее на метле?»
Беседа «Значение и символика блинов»
Лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки»
Народная игра – забава «Блинная эстафета»
Разучивание песни песни «Ой блины»
Чаепитие с блинами
Чтение масленичных закличек
Хороводная игра «Заинька, попляши» Развлечение «Прощай, Масленица
Слушание песни «Как на Масленой недели»
Рисование «Масленица»
Беседа: «Что мы узнали о Масленице»
Исполнение русских народных песен Народная игра - забава «Горелки»
Игры в «снежки» Чтение рассказа Т. Нуждиной «Блины»
Просмотр мультфильма «Смешарики. Масленица»
Организованная образовательная деятельность
(различные виды деятельности)
Коммуникативная.
Беседы «Значение и символика блинов», «Что мы узнали о масленице
Восприятие художественной литературы и фольклора.
Прочтение стихотворения Д. Кузнецова «Блины», рассказа Т. Нуждиной«Блины», масленичных закличек.
Познавательно – исследовательская.
Занятие по приобщению к социокультурным ценностям «Госпожа Масленица»; отгадывание загадок о весне и зиме; просмотр мультфильма«Смешарики. Масленица».
Изобразительная.
Рисование «Тарелочка для блинов» (хохломская роспись, лепка из солёного теста «Ой, блины, блиночки».Рисование солнышка ладошками
Конструктивная.
Изготовление «Масленичного солнышка». Изготовление «Куклы маслены»
Музыкальная.
Слушание русских народных песен «Как на Масленой недели», «Ой, блины мои блины»; разучивание и исполнение русской народной песни «Масленица - блиноеда», масленичных частушек; исполнение русских народных песен.
Музыкально –игровое творчество: хороводные игры «Заинька, попляши»,«Едет Масленица».
Игровая.
Народные игры – забавы.
Цель: знакомить детей с народными праздниками и традициями их празднования.
Задачи:
Знакомить детей с народными традициями – праздником Масленицей, историей её возникновения. Приобщать к истокам народной культуры.
Воспитывать интерес к народной культуре. Обогащать словарь.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, отгадывание загадок, заучивание закличек, песенок и игр.
Тематическое занятие «Госпожа масленица»

Воспитатель. Здравствуйте, дети а вы знаете какие праздники, мы отмечаем в марте?
Дети. 8 марта Праздник Масленицы
Воспитатель. Совершенно правильно. Сейчас идет праздник Масленицы, это самый веселый, народный праздник. Вот и сегодня мы с вами поговорим о Масленице.
Воспитатель. Масленица-это долгожданное прощание с зимой, проводы зимы и веселая встреча весны, солнечного тепла и пробуждение природы. Испокон веков люди считали весну началом новой жизни и почитали Солнце, дарящее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца на Масленицу пекут блины.
Исполняется песня «Блины»
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, как люди проводят этот праздник?
Дети. Люди устраивают народные гуляния, организуют уличные игры, пляски, песни.
.Игра: Соберемся мы в кружок"
Все дети стоят в большом кругу и выполняют действия по тексту
На земле лежит снежок
Соберёмся мы в кружок.
Все потопаем, все потопаем. (топают)
Будем весело играть,
будем ручки согревать
Все похлопаем. Все похлопаем. (хлопают)
Если холодно стоять
Мы похлопаем опять
По плечикам, по коленочкам. (хлопают по плечам, по коленкам)
Чтобы стало нам теплее,
будем прыгать веселее.
Все попрыгаем, все попрыгаем. (прыжки
Воспитатель. Ребята, а хотите я вам расскажу одну древнюю легенду про Масленицу?
Масленица – это имя маленькой девочки, отцом которой был сам Мороз. Девочка жила на дальнем Севере. Однажды группа туристов забрела в снега и попала в снежную бурю. Они бы наверняка погибли, если бы не встретили маленькую Масленицу, которая помогла им выбраться из бури и дала возможность согреться. Но какого же было удивление спасенных, когда вместо девочки они увидели здоровенную румяную бабу, которая и согрела, и развеселила заблудших. Они веселились всю неделю, плясали, пели песни, радуясь наступившему теплу. С тех пор неделю перед Великим постом считают масленичной.
Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица.
Воспитатель. Ребята, а сколько длится Масленица, вы знаете? Скажите?
Дети. Масленица длится целую неделю.
Воспитатель. Правильно. Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы.
Понедельник — встреча.
В этот день наряжали большую куклу, одевали ее в женский наряд и ставили на площади. Кукла означала долгую и хмурую зиму. Также в первый день масленицы люди ходили в гости к родным, делали горки, качели, столы со сладостями. Не забывали, испечь первый блин, который принято было отдавать нищим. Дети ходили по домам и выпрашивали блины, поздравляли хозяев с наступившей Масленицей.

Игра: Веселая карусель
Воспитатель. Вторник: Заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, и поздравляли всех с Масленицей, выпрашивали блины. В этот день начинались игры и потехи, устраивали поездки на лошадях. Вот и сейчас мы тоже с вами

Игра –Кто первый» (эстафета, прыжки на мячах)
Воспитатель. Ребята, а как называется третий день Масленицы?
Дети. Лакомка
Воспитатель. Правильно, молодцы. В этот день люди лакомились блинами. Блины пекли из разной муки и с разными начинками.
Игра «Испеки блины»
Дети стоят в круг и выполняют движения по тексту
Ну-ка дружно, ну-ка вместе (топотушки)
Месим, месим, месим ТЕСТО. (идут в круг, месят)
Разливайся блин большой, (из круга)
Блин румяный, золотой.
Ты пекись, не подгорай (ладошки пекут)
И как солнышко сияй! (махи ладошками)
П-ш-ш-ш! (приседают) Ой! подгорел (2 раза)
Воспитатель. Четверг: Разгуляй. В этот день было больше всего развлечений.
. Ряженые веселили народ
Танец
Воспитатель. Молодцы, ребята. А мы продолжаем нашу беседу дальше.
Пятница: Тещины вечерки. В этот день зятья угощали своих тещ блинами.
Суббота – Золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и близких и потчевали их угощением.
Игра «ГОРОДКИ»
Воспитатель. Седьмой день Масленицы- Прощеное воскресенье.
В этот день были проводы Масленицы. Разводили костер и сжигали (чучело) -куклу с песнями. Еще в прощеное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения. Так и заканчивалась Масленица.

Игра с солнцем
Ход игры. В центре круга - "солнце" (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца). Дети хором произносят:
Гори, солнце, ярче -
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к "солнцу", сужая круг, поклон, на 4-ю - отходят, расширяя круг. На слово "Горю!" - "солнце" догоняет детей.
Воспитатель. Веселились. Мы играли. А теперь пришла пора и угощения
Вы давно блинов не ели?
Вы блиночков захотели?
Напекла я Вам поесть сотен 5, а может 6!
Угощение на славу, а ребятам на забаву!