2023 2022
1 (219) 2023

Полякова Н.А. ДЫМКОВСКАЯ ЯРМАРКА

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-5.pdf

Цель:
Расширить представление детей о народной музыке, о народном промысле Дымкова.

Задачи:
● Закрепить знания детей о народной песне, танце.
● Обобщить знания о видах народных инструментов и умение играть на них.
● Расширить знания об устном народном творчестве – шутки, загадки, прибаутки.
● Закрепить знания детей о народном промысле дымковской игрушки.
● Прививать любовь к народному творчеству через приобщение детей к культурному наследию.
● Воспитывать чувство любви к своей родине.

Оснащение:

Музыкальный материал: русская народная музыка, игрушки, репродукции «Дымковские игрушки», инструменты народного оркестра: (бубен, трещотки, колокольчики, ложки, дудочка), краски, кисточки, заготовки контуров Дымковских игрушек (лошадки), муляж игрушечной карусели, русские народные костюмы.

Дети в русских народных костюмах заходят в зал под звучание русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени» здороваются с гостями.

Ведущая в русском народном костюме встречает детей.

Ведущая:

Ребята, посмотрите, как красиво в зале: самовар и пироги, расписные платки и игрушки, звучит веселая музыка, красивая расписная карусель. Интересно, куда мы попали? Где же весь народ веселится: песни поет, танцует, играет в разные игры. Мастера делают и расписывают игрушки?

Дети:

Это ярмарка.

Ведущая:

Правильно, мы с вами попали на веселую ярмарку. Приглашайте и наших гостей на ярмарку.

Девочка берет каравай и выходит на середину зала.

Девочка:

К нам гости пришли, дорогие пришли

Мы не зря кисель варили, пироги пекли.

Девочка подходит к гостям, кланяется и передает им каравай.

Девочка:

Угощайтесь, гости дорогие.

Ведущая:

Детушки малые, да люди добрые

Собрались мы здесь позабавиться, да потешиться.

Ребенок:

Поиграть, пошутить, посмеяться.

Ребенок:

Смех вам да веселье.

Ведущая:

Перво – наперво отгадайте мои загадки.

Морщинистый Тит всю деревню веселит.

Дети:

Баян, гармошка.

Ведущая:

В лесу стук-стук, в избе ляп-ляп

В руках дзинь – дзинь, на полу топ – топ!

Дети:

Балалайка,

Ребенок:

А на деревянных мы и сами играем

Ладно, да складно.

Дети подходят к столу, на которых лежат инструменты и разбирают их. Встают врассыпную.

1 ребенок:

Как у нашего соседа весела была беседа!

2 ребенок:

Гуси в гусли, утки в дудки.

3 ребенок:

Кукушки в колотушки

4 ребенок:

Скворцы в бубенцы.

5 ребенок:

Две синицы – крошки заиграли в ложки.

6 ребенок:

Играют, играют, всех потешают!

Дети под русскую народную мелодию «Светит месяц» играют на инструментах.

Ведущая:

Вот спасибо. Потешили вы нас своей игрой. А песней удивите?

Выходят дети с ложками, исполняют

«Частушки».

По выбору музыкального руководителя.

Дети кладут инструменты на стол и садятся на стульчики.

Ведущая; Вот спасибо вам за веселые частушки. А весельчаки у вас есть? Слово смешное сказать, всех позабавить

Выходят два мальчика:

Эй, Фома, что из лесу не идешь?

¾ Да медведя поймал.

¾ Веди его сюда!

¾ Да не идет он.

¾ Так сам иди!

¾ Да он меня не пускает.

Выходит, мальчик и две девочки.

Мальчик:

На улице две курицы с петухом дерутся

Две девицы – красавицы смотрят и смеются.

Девочки:

Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Как нам жалко петуха!

Ведущая:

А танцоры среди вас есть?

Хоровод «Выйду ль я на реченьку

(р.н.м., обр. Т. Ломовой)

Ведущая:

Как весело у нас на ярмарке. Звучат шутки-прибаутки, веселая музыка, работают мастера народной игрушки. Ребята, давайте зайдем в мастерскую, посмотрим, какие игрушки там есть.

Дети подходят к подставкам, на которых расставлены дымковские игрушки.

Ведущая:

С давних пор русские мастера создавали расписные глиняные игрушки. Эти игрушки называются дымковскими, потому что появились они в слободе, т.е. в деревне Дымково, не далеко от города Вятки. Разными ремеслами занимались жители этой деревни: и хлеб растили, и торговали, но самым любимым стало изготовление игрушек из глины. Сначала это были простые глиняные игрушки, но мастера стали их расписывать разными яркими красками: красными, белыми, золотыми. И стали эти игрушки украшением всех ярмарок.

Ведущая берет в руки игрушку «Девушка»:

Посмотрите, какая девица - красавица!

Девица в венке, румянец на лице

Собой хороша, стоит не дыша.

Дети рассматриваю игрушку, делятся впечатлениями.

Ведущая берет в руки игрушку «Козлик».

Ребенок:

Козлик ме-ме! Что у тебя на уме?

«Капуста в огороде, да не поешь при народе!»

Дети рассматривают игрушку.

Ребенок берет игрушку «Олень»:

Стоит олень на стройных ногах,

Вся краса у оленя в золотых рогах

Ведущий обращает внимание на игрушку «Индюк».

Ребенок:

Индя, индя, индючок ты похож на сундучок.

Сундучок тот не простой: красный, белый, золотой.

Ведущая обращает внимание на игрушку «Гости у самовара»:

Посмотрите, какие красивые, нарядные сидят гости у самовара!

Ребенок:

Приходите вечерком, напою я вас чайком.

Чайком с молочком, да с румяным крендельком.

Ведущая:

Ребята, вам понравились игрушки? А хотите сами попробовать разукрасить такие игрушки?

Дети вместе с ведущей подходят к столам, на которых приготовлены заготовки дымковских игрушек, краски, кисточки вода.,

Ведущая:

А ну-ка зайдем и посмотрим, как же мастера разукрашивают игрушки. Посмотрите, а в мастерской - то никого нет, наверное, мастер ушел, а игрушки оставил. Поможем мастеру разукрасить игрушки? Как вы думаете, что это за игрушка?

Ведущая показывает детям заранее заготовленную игрушку.

Дети:

Это лошадка.

Ведущая:

Для нашей карусели нужно расписать эти лошадки.

Звучит «Русская мозаика»

(ансамбль солистов оркестра русских народных инструментов им. Н. Осипова.)

Дети под музыку разукрашивают заготовки.

Ведущая:

Пока наши игрушки сохнут можно пройтись по ярмарке.

Дети выходят из-за столов и выходят на середину зала.

Ведущая:

А какая же ярмарка без игр?

Игра «Ворон»

(русская народная прибаутка, обработка Е. Тиличеевой)

Ведущая:

Пока вы играли, наши игрушки подсохли. Ах, какие красивые, просто загляденье! А какая же ярмарка без карусели? Вот сейчас мы ваши игрушки поставим в карусель, чтобы наши гости дорогие смогли их рассмотреть.

Дети вставляют свои работы в карусель. Любуются, делятся впечатлениями.

Ведущая:

Поработали вы на славу, угоститься всем вам надо.

Девочка подходит к столу, берет пирог и угощает детей и гостей.

Дети прощаются с гостями и уходят.

Литература:

«Музыка и движение»

Бекина С.И.

Издательство «Просвещение», 1983г.

«Гармошечка говорушечка»выпуск 2

Мерзлякова С.

Издательство «Музыка» Москва, 1982г.

«Русские народные праздники в детском саду»

Картушина М.Ю.

Творческий центр «Сфера» Москва,2006 г.