Цель: Расширить представление детей о народной музыке, о народном промысле Дымкова.
Задачи: ● Закрепить знания детей о народной песне, танце. ● Обобщить знания о видах народных инструментов и умение играть на них. ● Расширить знания об устном народном творчестве – шутки, загадки, прибаутки. ● Закрепить знания детей о народном промысле дымковской игрушки. ● Прививать любовь к народному творчеству через приобщение детей к культурному наследию. ● Воспитывать чувство любви к своей родине.
Оснащение:
Музыкальный материал: русская народная музыка, игрушки, репродукции «Дымковские игрушки», инструменты народного оркестра: (бубен, трещотки, колокольчики, ложки, дудочка), краски, кисточки, заготовки контуров Дымковских игрушек (лошадки), муляж игрушечной карусели, русские народные костюмы.
Дети в русских народных костюмах заходят в зал под звучание русской народной песни «Ах, вы, сени, мои сени» здороваются с гостями.
Ведущая в русском народном костюме встречает детей.
Ведущая:
Ребята, посмотрите, как красиво в зале: самовар и пироги, расписные платки и игрушки, звучит веселая музыка, красивая расписная карусель. Интересно, куда мы попали? Где же весь народ веселится: песни поет, танцует, играет в разные игры. Мастера делают и расписывают игрушки?
Дети:
Это ярмарка.
Ведущая:
Правильно, мы с вами попали на веселую ярмарку. Приглашайте и наших гостей на ярмарку.
Девочка берет каравай и выходит на середину зала.
Девочка:
К нам гости пришли, дорогие пришли
Мы не зря кисель варили, пироги пекли.
Девочка подходит к гостям, кланяется и передает им каравай.
Девочка:
Угощайтесь, гости дорогие.
Ведущая:
Детушки малые, да люди добрые
Собрались мы здесь позабавиться, да потешиться.
Ребенок:
Поиграть, пошутить, посмеяться.
Ребенок:
Смех вам да веселье.
Ведущая:
Перво – наперво отгадайте мои загадки.
Морщинистый Тит всю деревню веселит.
Дети:
Баян, гармошка.
Ведущая:
В лесу стук-стук, в избе ляп-ляп
В руках дзинь – дзинь, на полу топ – топ!
Дети:
Балалайка,
Ребенок:
А на деревянных мы и сами играем
Ладно, да складно.
Дети подходят к столу, на которых лежат инструменты и разбирают их. Встают врассыпную.
1 ребенок:
Как у нашего соседа весела была беседа!
2 ребенок:
Гуси в гусли, утки в дудки.
3 ребенок:
Кукушки в колотушки
4 ребенок:
Скворцы в бубенцы.
5 ребенок:
Две синицы – крошки заиграли в ложки.
6 ребенок:
Играют, играют, всех потешают!
Дети под русскую народную мелодию «Светит месяц» играют на инструментах.
Ведущая:
Вот спасибо. Потешили вы нас своей игрой. А песней удивите?
Выходят дети с ложками, исполняют
«Частушки».
По выбору музыкального руководителя.
Дети кладут инструменты на стол и садятся на стульчики.
Ведущая; Вот спасибо вам за веселые частушки. А весельчаки у вас есть? Слово смешное сказать, всех позабавить
Выходят два мальчика:
Эй, Фома, что из лесу не идешь?
¾ Да медведя поймал.
¾ Веди его сюда!
¾ Да не идет он.
¾ Так сам иди!
¾ Да он меня не пускает.
Выходит, мальчик и две девочки.
Мальчик:
На улице две курицы с петухом дерутся
Две девицы – красавицы смотрят и смеются.
Девочки:
Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!
Как нам жалко петуха!
Ведущая:
А танцоры среди вас есть?
Хоровод «Выйду ль я на реченьку
(р.н.м., обр. Т. Ломовой)
Ведущая:
Как весело у нас на ярмарке. Звучат шутки-прибаутки, веселая музыка, работают мастера народной игрушки. Ребята, давайте зайдем в мастерскую, посмотрим, какие игрушки там есть.
Дети подходят к подставкам, на которых расставлены дымковские игрушки.
Ведущая:
С давних пор русские мастера создавали расписные глиняные игрушки. Эти игрушки называются дымковскими, потому что появились они в слободе, т.е. в деревне Дымково, не далеко от города Вятки. Разными ремеслами занимались жители этой деревни: и хлеб растили, и торговали, но самым любимым стало изготовление игрушек из глины. Сначала это были простые глиняные игрушки, но мастера стали их расписывать разными яркими красками: красными, белыми, золотыми. И стали эти игрушки украшением всех ярмарок.
Ведущая берет в руки игрушку «Девушка»:
Посмотрите, какая девица - красавица!
Девица в венке, румянец на лице
Собой хороша, стоит не дыша.
Дети рассматриваю игрушку, делятся впечатлениями.
Ведущая берет в руки игрушку «Козлик».
Ребенок:
Козлик ме-ме! Что у тебя на уме?
«Капуста в огороде, да не поешь при народе!»
Дети рассматривают игрушку.
Ребенок берет игрушку «Олень»:
Стоит олень на стройных ногах,
Вся краса у оленя в золотых рогах
Ведущий обращает внимание на игрушку «Индюк».
Ребенок:
Индя, индя, индючок ты похож на сундучок.
Сундучок тот не простой: красный, белый, золотой.
Ведущая обращает внимание на игрушку «Гости у самовара»:
Посмотрите, какие красивые, нарядные сидят гости у самовара!
Ребенок:
Приходите вечерком, напою я вас чайком.
Чайком с молочком, да с румяным крендельком.
Ведущая:
Ребята, вам понравились игрушки? А хотите сами попробовать разукрасить такие игрушки?
Дети вместе с ведущей подходят к столам, на которых приготовлены заготовки дымковских игрушек, краски, кисточки вода.,
Ведущая:
А ну-ка зайдем и посмотрим, как же мастера разукрашивают игрушки. Посмотрите, а в мастерской - то никого нет, наверное, мастер ушел, а игрушки оставил. Поможем мастеру разукрасить игрушки? Как вы думаете, что это за игрушка?
Ведущая показывает детям заранее заготовленную игрушку.
Дети:
Это лошадка.
Ведущая:
Для нашей карусели нужно расписать эти лошадки.
Звучит «Русская мозаика»
(ансамбль солистов оркестра русских народных инструментов им. Н. Осипова.)
Дети под музыку разукрашивают заготовки.
Ведущая:
Пока наши игрушки сохнут можно пройтись по ярмарке.
Дети выходят из-за столов и выходят на середину зала.
Ведущая:
А какая же ярмарка без игр?
Игра «Ворон»
(русская народная прибаутка, обработка Е. Тиличеевой)
Ведущая:
Пока вы играли, наши игрушки подсохли. Ах, какие красивые, просто загляденье! А какая же ярмарка без карусели? Вот сейчас мы ваши игрушки поставим в карусель, чтобы наши гости дорогие смогли их рассмотреть.
Дети вставляют свои работы в карусель. Любуются, делятся впечатлениями.
Ведущая:
Поработали вы на славу, угоститься всем вам надо.
Девочка подходит к столу, берет пирог и угощает детей и гостей.