Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-3.pdf
Актуальность. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. А это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития детской речи. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.
Использование произведений художественной литературы на занятиях способствуют развитию речевой активности детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель проекта:развитие речевой активности дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями, их коммуникативных способностей через ознакомление с художественной литературой.
Задачи проекта:
Коррекционно-образовательные:
- поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклорным произведениям;
- активизировать словарь по различным лексическим темам;
- формировать навыки монологической формы речи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
- развивать внимание, память, мышление, воображение, творческий потенциал.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать речевую активность дошкольников;
- воспитывать бережное отношение к книгам, уважительное отношение к труду людей, которые создают книги.
Предполагаемый результат
1. Повысится уровень сформированности речевой активности дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями, их коммуникативных способностей.
2. Повысится уровень компетентности педагогов в развитии речевой функции у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
3. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и привития устойчивого интерес к книге и к художественной литературе в целом.
Тип проекта: информационно-практический.
Сроки реализации проекта: среднесрочный (сентябрь – ноябрь 2022 года).
Участники проекта: дошкольники с тяжелыми речевыми нарушениями группы комбинированной направленности для детей 6-7 лет, педагоги, родители.
Проект включал в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе были поставлены цели, определена актуальность и значимость проекта. Проведен подбор методической литературы, наглядно - дидактического материала, художественной литературы. Так же проведена работа по составлению плана реализации проекта, который включает в себя занятия, беседы, игры, игровые упражнения, изучена нормативно-правовая документация.
Чтобы вызвать интерес детей к книгам, литературным и фольклорным произведениям на подготовительном этапе был в группе оформлен уголок чтения, а чтобы воспитать в детях бережное отношение к книгам была проведена совместная реставрационная деятельность детей и учителя-логопеда в книжном уголке старых и порванных книг «Книжкина больница». Так же была оформлена выставка, посвященная творчеству писателей, разработано и проведено анкетирование родителей на тему «Семейное чтение», которое позволило определить: часто ли родители читают ребенку дома, беседую ли о прочитанном, пересказывают ли отрывки из любимых произведений.
На основном этапе была проведена работа по ознакомлению детей с художественной литературой. Для развития навыков монологической формы речи, а также для формирования речевой активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи использовались разные виды игровых упражнений, проводились беседы. Все запланированные мероприятия в рамках проекта проводились в совместной с детьми деятельности как в непосредственно - образовательной, также и в индивидуальной. Основной этап работы проекта был разбит на тематические недели.
Неделя русской народной сказки. На этой недели воспитанники узнали, что такое русская народная сказка. В группе работал литературный кружок, где было организованно чтение сказок таких как: «Царевна-лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная», «Лисичка-сестричка и серый волк». С детьми проводилась дидактическая игра «Узнай сказку по отрывку».
На недели стихотворного творчества о красоте природы осенью, была проведена:
1. беседа «Зачем нужны стихи»,
2. чтение стихов, посвященных природе осени,
3. заучивание понравившихся стихотворений,
4. дидактическая игра «Рифмовочка».
Эта неделя максимально заинтересовала детей и вводила их в активную работу, создавая условия для речевого, интеллектуального и эмоционального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Дети смогли раскрыться и показать свое умение сотрудничать со сверстниками.
Следующая неделя была посвящена творчеству детского поэта А. Барто. Все дети с увлечением рассматривали иллюстрации книг Агнии Барто, с большим интересом слушали как знакомые стихи, так и неизвестные им ранее произведения, узнавая много нового о творчестве поэтессы. В рамках этой недели было организованно чтение стихотворения «Про букву Р», проведена тематическая беседа «Детский поэт», А. Барто, организованы инсценировки стихотворений «Игрушки» и составлен рассказ-впечатление по портрету писательницы.
Неделя фольклорного творчества
Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. В работе с детьми использовались такие виды упражнений:
1. Загадывание и разгадывания загадок. Воспитанники пробовали сочинять загадки про сказочных героев самостоятельно, используя методику синквейна.
2. Проговаривание чистоговорок.
3. Чтение пословиц и объяснение их значений.
Последняя неделя была посвящена творчеству курского писателя Е.И. Носова. Работа с детьми строилась следующим образом:
1. Знакомство с творчеством курского писателя Е.И. Носова.
2. Чтение произведения «Белый гусь», «Хитрюга» Е.И. Носова.
3. Беседа по рассказам.
4. Пересказ отрывка из рассказа «Белый гусь» по опорным картинкам.
5. Кроссворд по произведениям Е.И. Носова.
Воспитанники активно участвовали в обсуждении той или иной ситуации, рассказанной в произведении, анализировали поступки героев, давая им оценку, высказывали свою точку зрения. В ответах дети употребляли как простые, так и сложносочинённые предложения, тем самым повышая уровень развития связной речи.
На основном этапе была проведена работа с родителями. Организованы консультации, разработаны памятки на такие темы как:
- «Читайте детям сказки».
- «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
- «Как научить ребенка любить литературу».
В уголок для родителей помещен список детской литературы для домашнего чтения.
Так же была проведена консультация для педагогов: «Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи».
На заключительном этапе проекта дети с тяжелыми нарушениями речи участвовали в конкурсе чтецов на тему «Наш дом родной – Земля!», где смогли показать свои способности выразительно читать стихи наизусть, и проявили интерес к поэтическому жанру художественной литературы. Так же на заключительном этапе дети посетили литературный музей.
Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.
Библиографический список1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М.: Просвещение, 1970. 234 с.
2. Калинкина Е. А. Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через ознакомление с художественной литературой // Молодой ученый. 2021. № 6. С. 419-421.
3. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых / под ред. Ю.Г. Исаевич. М.: Просвещение, 2002. 189 с.
4. Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997. 356 с.
5. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1972. 212 с.
6. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М.: Просвещение, 1969. 465 с.
7. Подготовительная к школе группа в детском саду / под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1975. 378 с.
8. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. СПб.: Детство-пресс, 1999. 215 с.
Актуальность. В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей дошкольного возраста с нарушениями речи, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности, которые носят многоаспектный характер. А это несформированность чувства языка, неспособность к построению развернутого высказывания, инертность в выборе языковых средств, обусловленную недостатками когнитивно-речевой деятельности.
Произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые литературные формы (пословицы, поговорки, фразеологизмы, загадки, скороговорки), являются важнейшими источниками развития детской речи. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном творчестве.
Использование произведений художественной литературы на занятиях способствуют развитию речевой активности детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель проекта:развитие речевой активности дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями, их коммуникативных способностей через ознакомление с художественной литературой.
Задачи проекта:
Коррекционно-образовательные:
- поддерживать интерес к книгам, литературным и фольклорным произведениям;
- активизировать словарь по различным лексическим темам;
- формировать навыки монологической формы речи.
Коррекционно-развивающие:
- развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в ходе реализации проекта;
- развивать внимание, память, мышление, воображение, творческий потенциал.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать речевую активность дошкольников;
- воспитывать бережное отношение к книгам, уважительное отношение к труду людей, которые создают книги.
Предполагаемый результат
1. Повысится уровень сформированности речевой активности дошкольников с тяжелыми речевыми нарушениями, их коммуникативных способностей.
2. Повысится уровень компетентности педагогов в развитии речевой функции у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
3. Повысится уровень компетентности родителей в вопросах воспитания и привития устойчивого интерес к книге и к художественной литературе в целом.
Тип проекта: информационно-практический.
Сроки реализации проекта: среднесрочный (сентябрь – ноябрь 2022 года).
Участники проекта: дошкольники с тяжелыми речевыми нарушениями группы комбинированной направленности для детей 6-7 лет, педагоги, родители.
Проект включал в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе были поставлены цели, определена актуальность и значимость проекта. Проведен подбор методической литературы, наглядно - дидактического материала, художественной литературы. Так же проведена работа по составлению плана реализации проекта, который включает в себя занятия, беседы, игры, игровые упражнения, изучена нормативно-правовая документация.
Чтобы вызвать интерес детей к книгам, литературным и фольклорным произведениям на подготовительном этапе был в группе оформлен уголок чтения, а чтобы воспитать в детях бережное отношение к книгам была проведена совместная реставрационная деятельность детей и учителя-логопеда в книжном уголке старых и порванных книг «Книжкина больница». Так же была оформлена выставка, посвященная творчеству писателей, разработано и проведено анкетирование родителей на тему «Семейное чтение», которое позволило определить: часто ли родители читают ребенку дома, беседую ли о прочитанном, пересказывают ли отрывки из любимых произведений.
На основном этапе была проведена работа по ознакомлению детей с художественной литературой. Для развития навыков монологической формы речи, а также для формирования речевой активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи использовались разные виды игровых упражнений, проводились беседы. Все запланированные мероприятия в рамках проекта проводились в совместной с детьми деятельности как в непосредственно - образовательной, также и в индивидуальной. Основной этап работы проекта был разбит на тематические недели.
Неделя русской народной сказки. На этой недели воспитанники узнали, что такое русская народная сказка. В группе работал литературный кружок, где было организованно чтение сказок таких как: «Царевна-лягушка», «Феникс - ясный сокол», «Василиса Прекрасная», «Лисичка-сестричка и серый волк». С детьми проводилась дидактическая игра «Узнай сказку по отрывку».
На недели стихотворного творчества о красоте природы осенью, была проведена:
1. беседа «Зачем нужны стихи»,
2. чтение стихов, посвященных природе осени,
3. заучивание понравившихся стихотворений,
4. дидактическая игра «Рифмовочка».
Эта неделя максимально заинтересовала детей и вводила их в активную работу, создавая условия для речевого, интеллектуального и эмоционального развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Дети смогли раскрыться и показать свое умение сотрудничать со сверстниками.
Следующая неделя была посвящена творчеству детского поэта А. Барто. Все дети с увлечением рассматривали иллюстрации книг Агнии Барто, с большим интересом слушали как знакомые стихи, так и неизвестные им ранее произведения, узнавая много нового о творчестве поэтессы. В рамках этой недели было организованно чтение стихотворения «Про букву Р», проведена тематическая беседа «Детский поэт», А. Барто, организованы инсценировки стихотворений «Игрушки» и составлен рассказ-впечатление по портрету писательницы.
Неделя фольклорного творчества
Увеличить запас слов помогают малые формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи. В работе с детьми использовались такие виды упражнений:
1. Загадывание и разгадывания загадок. Воспитанники пробовали сочинять загадки про сказочных героев самостоятельно, используя методику синквейна.
2. Проговаривание чистоговорок.
3. Чтение пословиц и объяснение их значений.
Последняя неделя была посвящена творчеству курского писателя Е.И. Носова. Работа с детьми строилась следующим образом:
1. Знакомство с творчеством курского писателя Е.И. Носова.
2. Чтение произведения «Белый гусь», «Хитрюга» Е.И. Носова.
3. Беседа по рассказам.
4. Пересказ отрывка из рассказа «Белый гусь» по опорным картинкам.
5. Кроссворд по произведениям Е.И. Носова.
Воспитанники активно участвовали в обсуждении той или иной ситуации, рассказанной в произведении, анализировали поступки героев, давая им оценку, высказывали свою точку зрения. В ответах дети употребляли как простые, так и сложносочинённые предложения, тем самым повышая уровень развития связной речи.
На основном этапе была проведена работа с родителями. Организованы консультации, разработаны памятки на такие темы как:
- «Читайте детям сказки».
- «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка».
- «Как научить ребенка любить литературу».
В уголок для родителей помещен список детской литературы для домашнего чтения.
Так же была проведена консультация для педагогов: «Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи».
На заключительном этапе проекта дети с тяжелыми нарушениями речи участвовали в конкурсе чтецов на тему «Наш дом родной – Земля!», где смогли показать свои способности выразительно читать стихи наизусть, и проявили интерес к поэтическому жанру художественной литературы. Так же на заключительном этапе дети посетили литературный музей.
Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Художественную литературу можно расценивать как наиболее доступный вид искусства, способствующий развитию речи детей.
Библиографический список1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд.-3-в. М.: Просвещение, 1970. 234 с.
2. Калинкина Е. А. Развитие связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи через ознакомление с художественной литературой // Молодой ученый. 2021. № 6. С. 419-421.
3. Комплексная подготовка детей к школе. Книга для детей и взрослых / под ред. Ю.Г. Исаевич. М.: Просвещение, 2002. 189 с.
4. Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 1997. 356 с.
5. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М.: Педагогика, 1972. 212 с.
6. Найденов Б. С. Выразительность речи и чтения. М.: Просвещение, 1969. 465 с.
7. Подготовительная к школе группа в детском саду / под ред. М. В. Залужской. Изд. 2-е. М.: Просвещение, 1975. 378 с.
8. Ткаченко Т. А. Формирование и развитие связной речи. СПб.: Детство-пресс, 1999. 215 с.