2023 2022
1 (219) 2023

Жукова И.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ

Оригинaл материала размещен в выпуске № 1 (219) : https://files.s-ba.ru/publ/vestnik-do/2023/219-9.pdf

Материалы к игре: интерактивная доска, презентация «Профессии», детские деньги, 2 кошелька, листы бумаги А-4, цветные карандаши, пластилин, конструкторы «Лего» бросовый материал, клей, макеты «Банк», «Магазин игрушек», мяч.

Время игровой деятельности: 30- 40 мин.

Предварительная работа: беседы с детьми о том, что такое бюджет, доходы, расходы, элементарные понятия экономии, посещение с родителями магазинов, рынка, сюжетно-ролевая игра «Магазин», изготовление товара (овощей), д/и «Совместные покупки, игры, атрибуты, раздаточный материал. Оформление игрового места.

Методические рекомендации организаторам игры: Участники делятся на 2 команды по 7-8 человек. Команды располагаются за рабочими столами.

Цель для команд – за определённый промежуток времени (30 мин.) набрать как можно больше игровых баллов (денег) и пройти все этапы игрового сюжета.

Игра состоит из 5 этапов: В завершении обе команды отправляются в магазин и сами распоряжаются своими денежными средствами (участники сами решают, приобрести командную покупку, либо разделить заработанную сумму между участниками команды и купить какой- либо товар каждым игроком). Каждую команду сопровождает взрослый.

Ожидаемый результат: в результате квест - игры, дети закрепляют полученные ранее знания в области финансов, приобретают умения зарабатывания денег, рационального распределения своих доходов, навыки командной игры в условиях соревнования.

Ход игры:

Ведущий. Ребята, я предлагаю вам поиграть в очень интересную игру - «Что? Где? Почем?», по аналогии с телевизионной игрой КВН «Что? Где? Когда?», которую, наверное, смотрят или смотрели ваши мамы и папы. А может и бабушки с дедушками. Поиграв в эту игру, и правильно выполнив все предложенные задания, можно заработать баллы. А потом эти баллы обменять на деньги. И потратить заработанные деньги на то, что посчитаете необходимым. Т.е. сегодня у нас у всех есть возможность заработать, заработать своим умом, смекалкой и знаниями. Для игры нужно разбиться на две команды, выбрать капитана и назвать свои команды.

Дети разбиваются на две команды, придумывают название и выбирают капитана.

Ведущий.: А еще я представляю вам жюри, которое будет выставлять вам баллы, которые по окончании игры вы переведете в деньги.

Итак, мы начинаем.: У меня есть карта-схема или маршрутный лист, который поможет нам в нашем путешествии по стране финансов. Давайте рассмотрим её. На этой карте обозначены станции, пройти через которые и выполнив задания, мы будем шаг за шагом приближаться к нашей цели.

Предлагаю поскорее занять свои места в вагоне поезда и отправиться в путешествие в страну финансов. (звучит фонограмма «песенки паровоза»)

Ведущий: ну вот мы и прибыли на первую станцию под названием «Денежная». (Вопросы на закрепление изученного материала). За каждый правильный ответ команда получает 1 руб.

1. Зачем люди ходят на работу? – зарабатывать деньги

2. Для чего нужны деньги? (для покупок, для оплаты за квартиру, телефон,

3. Что такое профессия? (такое дело, которым занимаются каждый день и которое полезно для других людей. Профессии нужно специально обучаться.).

4. Где учат профессиям? (Институт, училище, колледж, техникум,).

5.Что такое зарплата? (Деньги, которые получают люди за выполненную работу).

4. Что такое семейный бюджет? (Все деньги, которые получают члены семьи).

5. Как называются иностранные деньги? (Валюта).

6. Можно ли в чужой стране платить деньгами своей страны? (Нельзя).

7. Когда мы получаем деньги, то это как называется? (доход)

8. А когда тратим? (расход)

9. Как называются бумажные деньги? (Купюры).

10. Как называются металлические деньги? (Монеты).

Ведущий. А теперь надо слегка размяться и поиграть в одну очень интересную игру под названием «Доходы и расходы». Я буду называть действие и бросать мяч, а вы должны назвать, что это: доход это или расход.

- Папа получил зарплату – доход

- Заболела бабушка – расход

- Сестра потеряла кошелек – расход

- Заплатили за квартиру – расход

- Сын получил стипендию – доход

- Купили телевизор – расход

- Бабушка продала пирожки – доход

- Брат порвал куртку – расход

- Купили путевку на море – расход

Ведущий. Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или

расходов? Почему? Как нужно относиться к деньгам? (бережно)

Жюри объявляет, сколько на этом этапе «заработала денег» команда

Ведущий: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – «Рабочая»

Участникам предлагается выбрать одну из предложенных профессий (художник, конструктор, пекарь, слесарь, повар) и каждый ребенок должен согласно своему выбору попытать произвести какой- либо продукт, соответствующий данной профессии.

(Все атрибуты для игры предлагаются на выбор)

Жюри оценивает каждое изделие (картина, постройка, лепное изделие и т.п. по 3-х бальной системе. Критерии оценки: аккуратность, оригинальность, эстетичность.

Пока жюри подсчитывает результат, дети играют в игру: «Профессиональная деятельность»

На экране транслируется презентация про различные профессии.

Ведущий. Задает вопросы по ходу трансляции – что делает человек той или иной профессии, представленной на слайдах

После подведения итогов данного этапа команды отправляются дальше

Ведущий: «Осторожно, двери закрываются. Следующая станция – Банковская» Ребята, вы знаете, где хранят деньги ваши родители? (Ответы детей).

Оказывается, что можно деньги не просто копить в копилке, но и преумножать. Для этого деньги можно положить в банк. Для вас там создают специальный счет, на котором будут находиться ваши деньги. Депозит – это банковский вклад, то есть сумма денег, которую вы храните в банке с целью получения дохода в виде процентов. И за то, что вы принесли свои сбережения, через определенный промежуток времени, банк добавляет к ним ещё какую-то сумму денег, то есть начисляет проценты.

Я вам предлагаю вложить в банк ваши заработанные деньги, чтобы через какое-то время вы смогли получить небольшую прибыль.

Банк предлагает 3 варианта вложений: если положить деньги на 1 минуту, то к имеющейся у вас сумме банк добавит 1 руб., если на 2 минуты – то добавится 2 рубля, если на 3 минуты.-3 рубля.

Но, за выбранное вами время вы будете решать задачки, и можете еще приумножить ваши деньги. За каждую правильно решенную задачку вы получите по 1 баллу, т.е. 1 рублю.

1. Заяц приготовил к ужину 23 морковки. Все морковки съели, кроме пяти. Сколько морковок осталось? (5)

2. На грядке сидят 6 воробьев. К ним прилетели еще 4. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (Нисколько, остальные улетели).

3. Плавали 6 уток на пруду. Охотник выстрелил и убил одну утку. Сколько уток осталось на пруду? (1, остальные улетели).

4. Однажды Лебедь, Рак и Щука

Везти с поклажей воз взялись.

И вместе все в него впряглись.

Сколько героев в басне? Сколько в басне рыб? Тронулся ли воз с места? Почему?

5. Когда цапля стоит на одной ноге, она весит 6 кг. Сколько будет

она весить, если встанет на обе ноги? (Ее вес не изменится).

6. Росли 2 вербы; на каждой вербе по три ветки. На каждой ветке по 2 груши. Сколько всего груш? (На вербе груши не растут).

7. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна – Маша).

8. На груше росло 10 груш, а на иве на 2 меньше. Сколько груш на иве? (на иве груши не растут).

9. На столе лежало 7 яблок. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (7).

10. На столе стояло 3 стакана сока. Костя выпил один стакан сока. Сколько стаканов осталось? (3).

11. Горело 9 свечей. 2 свечи погасили. Сколько свечей осталось? (2, остальные свечи сгорели).

12. Что произошло 30 февраля 2015 года в Москве? (30 февраля не бывает).

Молодцы, справились. И мы отправляемся дальше.

Ведущий: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – «Сказочная»

Ребята я вам предлагаю ответить на вопросы по сказкам, а ответ найти на столе и показать её, объяснить почему выбрали эту книгу:

· Какой сказочный герой положил деньги в ямку, для того, чтоб они подросли. (Буратино)

· Где взяли деньги кот Матроскин, Шарик и Дядя Федор для покупки коровы? (выкопали клад)

· Какое сказочное животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыта? (Антилопа).

· Герои каких сказок менялись на что –то? «Девочка и кувшинчик», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Лисичка со скалочкой».

· Какой сказочный герой выполнял все желания старухи? (Золотая рыбка)

· В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

· Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)

· В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)

· Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (Репка)

Молодцы! Ответили на все вопросы. Значит, заработали еще по 9 баллов.

И, прежде чем отправляться дальше в путь, надо слегка размяться. Становитесь вокруг меня и повторяйте:

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 раза)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой ладонью об левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь, выставляя на пяточку то правую, то левую ножку

Ведущий: «Осторожно, двери закрываются! Следующая станция – «Загадочная». Здесь вы за каждый правильный ответ сможете, как всегда, заработать по 1 баллу.

Итак, слушайте:

Если хочешь в магазине,

Ты купить, к примеру, сок.

Отправляясь за покупкой,

Возьми с деньгами. (Кошелек)

Маленькая, кругленькая,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна. (Монета)

В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

Мы кладем их не в платок

Мы кладем их в кошелек (деньги)

Коль трудился круглый год

Будет кругленьким (доход)

Очень вкусная витрина

Овощного (магазина)

. И врачу, и акробату

Выдают за труд … (Зарплату).

. Из какого аппарата

Выдаётся нам зарплата? (Банкомат)

. Это крупный магазин,

У него не счесть витрин.

Всё найдётся на прилавке -

От одежды до булавки. (Супермарк

Люди ходят на базар

Там дешевле весь … (Товар).

Всё, что в жизни продаётся,

Одинаково зовётся:

И крупа и самовар

Называются … (Товар)

Мебель, хлеб и огурцы

Продают нам … (Продавцы)

Сколько купили вы колбасы,

Стрелкой покажут вам точно … (Весы)

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт … (Кассир)



Молодцы. Опять отлично справились с заданием и заработали по 7 баллов.

Ведущий: «Осторожно, двери закрываются! Последняя станция на этом маршруте – «Бюджетная ».

Вот и прибыли мы с вами на последнюю станцию нашего путешествия. Мы путешествовали, играли, веселились, трудились, и за это за все заработали баллы, которые теперь переведем в деньги. Настала пора потратить наши заработанные деньги. И чтобы потратить так же умно и разумно, надо составить бюджет. Вспомните, что такое бюджет? (Ответы детей).

Ведущий: Бюджет – это подсчет доходов и расходов.

Перед вами наш волшебный магазин игрушек, в котором вы можете на заработанную командой сумму купить предложенный товар (это могут быть настольные игры, игрушки, карандаши и фломастеры). Я предлагаю вам решить, как поступить с деньгами: поделить их поровну, на каждого, либо купить что-то одно, на всех.

Проводится сюжетно- ролевая игра «Магазин» (в роли продавца- ведущий)

Дети на заработанные деньги приобретают товар

Заключительная часть.

Ведущий. Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями! Сегодня вы были одной сплоченной командой, и мне очень понравилось, что вы вместе принимали решения, были дружными, умели договариваться между собой,

Использованные источники:

1. https://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-semenova/konspekt-kvest-igry-puteshestvie-v-stranu-finansov.html

2. https://www.maam.ru/detskijsad/zanimatelnye-zadachi-shutki-na-razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detei-starshego-i-podgotovitelnogo-k-shkole-vozrasta.html